Переполненные зрительные залы, бурные аплодисменты, возгласы «браво!», слезы на глазах благодарных слушателей. Таковы результаты громкой и масштабной музыкальной акции, прошедшей в Костроме 15−16 января 2002 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Полное ее название — V Всероссийский православный молодежный фестиваль авторской песни «Исповедь сердца».
Фестиваль был организован и проведен совместными усилиями Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви (председатель — архиепископ Костромской и Галичский Александр) и администрации Костромы. Благотворительную поддержку в непростом деле организации столь масштабного культурного форума оказало Вятское региональное отделение партии «Единство» и его руководитель Олег Дарьянович Валенчук. 27 февраля в Вятке пройдет второй этап фестиваля.
Учрежденная в 1998 году «Исповедь сердца» сразу приобрела общероссийский характер. Местами проведения фестиваля были Москва (в 1998 и 1999 гг.), Ульяновск (в 2000 г.). В 2001 г. православная молодежная авторская песня пришла на Костромскую землю. Костромской фестиваль 2001 года имел успех и определенный общественный резонанс, что подчеркнуло его значимость и перспективность.
Закрывая фестиваль 2001 г. мэр Костромы Б.К. Коробов сказал: «Дай Бог, чтобы как можно больше людей слушали такие прекрасные песни и чтобы с верой, надеждой и любовью мы шли в новое тысячелетие!» — и предложил, чтобы фестиваль 2002 г. открыл собой торжества 850-летнего юбилея города. Так и произошло. Музыкальный форум приобрел оттенки юбилея, но не официоза. Обстановка и в зрительных залах, и в кулуарах, и за кулисами была самой непосредственной. И иначе быть не могло. Ведь главный музыкальный инструмент фестиваля — гитара — самый народный му-зыкальный инструмент, а одновременно и самый неформальный, и уж точно самый молодежный.
Но сначала скажем несколько слов о целях музыкальной акции «Исповедь сердца». Цель эта — привлечение молодых (и не только) людей к традиционным ценностям отечественной культуры через исполнение авторских песен, отражающих духовно-нравственные критерии жизни православного человека. Насколько она реальна? — Судить можно по фактам. Концерт в драмтеатре планировался на два с половиной часа, а шел в итоге пять часов! И никто из зала не уходил! А по завершении концерта на лицах и в словах многих слушателей было потрясение. Люди и не предполагали, что можно так петь, что есть такие песни! Все знают, что такое песня бардовская, но что она может быть православной — это стало откровением.
Патриарх Алексий в приветственном послании к участникам и гостям фестиваля отметил: «В наше время, когда большинство молодых людей еще далеки от дороги, ведущей к храму, важной задачей Церкви является поиск путей обращения к юношеству на доступном и понятном для молодежи языке. Музыкальное творчество, в различных своих жанрах раскрывающее величие Евангельского учения и глубину чувств верующей души, — один из наиболее доступных и действенных способов побудить молодого человека задуматься о смысле жизни, о ее духовных основах, о вере Христовой, на протяжении многих веков вдохновлявшей великих деятелей отечественной культуры. В то же время и самим исполнителям такие встречи помогут в единомыслии между собою (Рим. 15:5) противостоять бездуховности и безнравственности, которые культивируются сейчас некоторыми музыкальными направлениями».
Какие были слушатели на фестивале? — Самые разные — и молодые, и пожилые. Но каждый нашел своего исполнителя, свою песню, потому что и певцы были разные. Например, Стас Бартенев — известный рок-музыкант, лидер московской группы «Если», когда-то играл в «Черном кофе». Отец Михаил Спельник из Костромы, художественный руководитель фестиваля — православный священнослужитель; матушка Людмила Кононова из Вятки — жена священника; Сергей Шастин, автор главного хита фестиваля — песни о Костроме — студент Духовной Академии. Но всех участников фестиваля объединяет одно — они православные и поют о Христе. Это главное.
К сожалению, в значительной части общества, и особенно, среди педагогов, до сих пор распространены предубеждения, что не следует вручать молодые души церковным пастырям, что они воспитают наших детей не так, уведут их от активной жизни, свойственной их сверстникам. Такие предубеждения ни на чем не основаны. Они исходят из уст тех, кто совершенно не знаком с православными детскими и молодежными программами. Скажем таким людям по-библейски: «Прииди и виждь!»
Как постоянно отмечает в своих выступлениях Председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Церковь сегодня должна научиться говорить с молодыми людьми на понятном для них языке, не надо бояться применять в миссионерской работе с молодежью новые, нетрадиционные методики, осваивать новые сферы молодежной жизни. Православный молодой человек может быть и спортсменом, и программистом, и предпринимателем — главное, чтобы он оставался христианином.
Очень важно, что фестиваль проходит в святые дни между великими христианскими праздниками Рождества Христова и Богоявления. Не менее важно и то, что участников и гостей фестиваля осеняет своим покровом всероссийская святыня — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, хранящаяся в костромском кафедральном Богоявленско-Анастасиином соборе. Эта икона издревле считается покровительницей молодых людей, и в 2001 году она освящала собой православные молодежные съезды в Москве и Екатеринбурге.
По словам архиепископа Александра, душа радуется, слыша песни, звучащие на фестивале, песни, говорящие о Боге, говорящие о сердце человека, взыскующем вечного, стремящемся к красоте Божественного.
И в заключение вспомним слова из прозвучавшей на фестивале прекрасной песни Стаса Бартенева, посвященной Богомладенцу Христу:
Опять в глубинах декабря Ноктюрн космический звучит, И вифлеемская заря С землею свидеться спешит.
Мерцает в небе нотный стан, А месяц сам басовый ключ. И вот дрожащая звезда К земле протягивает луч.
Сияют свечи в долине млечной, Звезда волшебная дрожит. И в этот вечер Младенец Вечный В сердца горящие спешит.
Зажгу и я свою свечу, Взгляну на звездный небосклон И сердцем трепетным взлечу Туда, откуда смотрит Он.