Русская линия | Протоиерей Олег Стеняев | 29.11.2011 |
Нам надо понять значение Девы Марии. Мы ее воспеваем, что она выше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Но возникает вопрос: «а почему?». А ответ-то есть на этот вопрос. Кто из Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов обращаясь ко второму лицу Святой Троицы — Сыну Божиему, может сказать «Сын мой возлюбленный»? Никто, только Бог-Отец и Дева Мария. Кто из Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов может любить второе лицо Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, родительской любовью? Никто, только Бог-Отец и Дева Мария. И вот таким образом Пресвятая Богородица, как учит Церковь, после Святой Троицы наше первое упование. И вот эта высота, на которую взошла смиренная Дева из Назарета, она вызывает особое почитание.
На самом деле Деву Марию почитают не только христиане. В исламской традиции, прямо в Коране сказано, что Она превознесена над всеми представительницами женского пола. Просто над всеми. Многие люди понимают, что Дева Мария является источником Евангелия. Помните, в Евангелии было написано, что многие события из жизни Иисуса, особенно из детства Иисуса, она складывала с своем сердце. Таким образом, само Евангелие, оно исходит из сердца Девы Марии. Особенно эти события Рождества, когда Его в 12 лет повели в храм. Прямо сказано: она складывала в сердце. И поэтому, для нас Дева Мария — это виновница нашего Спасения. И самое главное, в ней произошло соединение Бога с человечеством. Она есть лестница от земли до неба, которая объединила Творца с Его творением таким образом, что Творец более близко не может подойти к своему творению. В том смысле, что всегда будет неслиянно. Но в Деве Марии произошло такое соединение, что рожденный от нее Богочеловек Иисус, Он в своем человечестве нераздельно, неразлучно, неизменно остается единым с Богом. Поэтому, для православных христиан, и для христиан других очень многих направлений, и католиков, и коптов, и представителей малобарской церкви и многих других — Дева Мария — это пример, во-первых, смирения, а с другой стороны, единения с Богом.
Не случайно, встречаясь с монахами Ватопедского монастыря Владимир Путин выразил надежду, что принесение Пояса Пресвятой Богородицы будет способствовать выходу России из демографического кризиса. Я думаю, это совершенно верная мысль. Потому что женщина, которая получает благословение от Девы Марии, ищет этого благословения, она воспринимает брачный союз, как нечто большее, чем просто отношения между мужчиной и женщиной. По поводу того, что Пояс, действительно, исцеляет, я могу процитировать книгу деяний Святых Апостолов, глава 19, 11−12 стих. Здесь про Апостола Павла сказано: «Бог же творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясание с тела его и у них прекращались все болезни, и злые духи выходили из них».
Если опоясание и платки Павла источали такое исцеление, то тем более опоясание Девы Марии — оно является источником многих исцелений. В том смысле, что не только проблема чадородия, но и другие проблемы могут быть разрешены. Бог иногда начинает действовать в этом мире как бы с открытием Своего лика. Иногда мы не видим чудес, когда Бог действует с сокрытием Своего лика. Но когда Он начинает действовать открыто, через своих угодников, особенно таких, как Пресвятая Дева, то чудеса неизбежны. И действительно, демографическая ситуация в стране может резко поменяться.
В эти дни наш народ раделился на два разных народа — одни стояли в очередь к Пресвятой Богородице, другие продолжали убивать своих детей в абортариях. О таком разделении писал ещё Августин Блаженный в своем монументальном труде «Два града». Есть град Божий и есть град дьявола. Град дьявола — это любовь к себе, как пишет Августин, до призрения к Богу. А град Божий — это любовь к Богу до призрения к себе. Всегда были иониты и сефиты, всегда был народ Божий и язычники, всегда остаются люди верные вере отцов о Святом Православии, и те, которые теологические калоброционисты, например, или же просто безбожники. Они составляют другой град, поэтому они не воспринимают чудес, они скептически относятся к чудесам.
Любопытно в этом плане, что один американский проповедник (по-моему, Билл Грэм) произнес такую фразу: «если современному американцу во сне явится Ангел Божий и скажет утром иди в церковь, то пробудившись, американец побежит не в церковь, а к психиатру или психологу». То есть, есть люди, которые скептически настроены к проявлениям Божией силы, и они считают, что чудеса невозможны. Но чудеса окружают нас. В своем романе «Братья Карамазовы» Достоевский пишет, что человек, который верит в чудо, происходит из реальности Бога. А если Бог реален, то как Творец, Он вносит любые коррективы в мир, который нас окружает. Поэтому, чудо так же реально, как восход и заход солнца, потому что это тоже чудеса Божии.
Протоиерей Олег Стеняев, специально для «Русской линии»