Нескучный сад | Протоиерей Борис Балашов | 29.11.2011 |
Как постная пища соотносится с материальными затратами? Можно ли тратить на постные продукты много денег, питаться дорого? Отвечает Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радостe».
Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радостe» г. Клин Московской области:
- Мысли о смысле и значении поста особенно хорошо выражены в богослужебных текстах, преимущественно стихирах, которые читаются во время Великого поста: «Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы с ревностью преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно порадоваться святой Пасхе» (русский перевод).
Совместима ли роскошь с постом? Нет. Пост есть время подвига самоограничения в удовольствиях, развлечениях, гордыне, тщеславии, раздражении и других наших страстях. Об этом сказано и в другой стихире: «Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, удерживаться от страстей осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы».
Цель поста — духовное очищение и обновление человека. Пост имеет две стороны: духовную и телесную. Телесный пост, ослабляя насыщение тела как в качестве, так и в количестве пищи, содействует духовному сосредоточению души на самом главном — борьбе с собственными греховными страстями и влечениями.
Следует определить себе меру телесного поста. Нет нужды употреблять в пищу то, что расстраивает Богом данное здоровье, но всегда можно отказаться от такой пищи, которая доставляет нам особое удовольствие. Ограничения касаются не только качества, но и количества пищи: мы оставляем себе только минимально необходимое для того, чтобы вести нормальный деятельный образ жизни.
Всякие дорогостоящие изыски в пище, которые только формально отвечают критериям постного питания, лишают сам пост своего духовного смысла. По сути пост превращается в диетическое питание. Может, для здоровья тела это и имеет какой-то смысл, но вот для здоровья нашей бессмертной души — никакого.
Христиане первых веков, в большинстве своем жившие бедно, в дни поста отдавали свою пищу более нуждающимся, оставаясь часто целый день голодными. Пост является временем усиленного совершения добрых дел ради Христа, и в это время устраивать «пир во время чумы», тратить большое количество денег на постные деликатесы для себя, когда вокруг миллионы людей живут впроголодь, будет разрушительно для души.
Правильное проведение поста православным христианином помогает сделать еще один шаг к победе над самим собой, своим эгоизмом, самолюбием и прочими грехами, которые гнездятся в нашем сердце.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 000&article=1569