Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко26.11.2011 

Замысел Божий есть о каждом человеке
26 ноября — память Иоанна Златоуста

Родился один из самых удивительных и величайших святых, учитель Вселенский — святитель Иоанн, св. Иоанн Златоустархиепископ Константинограда Златоуст, в Антиохии Сирийской в 347 году. Отец его Секунд был полководцем, мать Анфуса, оставшись в 22 года вдовой, направила все свои заботы, богатство и усердие на воспитание сына под руководством лучших учителей. В 369 году Иоанн крестился, сделался чтецом антиохийской церкви. После смерти матери удалился в пустыню, но когда суровая жизнь в пустыне расстроила его здоровье, возвратился в Антиохию. Здесь в сане диакона, потом пресвитера Иоанн служил на пользу Церкви, заботясь о бедных, обличая алчных, успокаивая народные волнения, спасая народ от наказания, которое угрожало ему от царя Феодосия Великого за низвержение царских статуй.

В 397 году император Аркадий возвел Иоанна в архиепископы Константинополя. Здесь святитель показал еще большую ревность христианского пастыря. Своими обличениями он нажил очень много врагов, сильнейшими из которых были императрица Евдоксия, вельможа Евтропий и архиепископ Александрийский Феофил. Враги Зластоуста, составив собор из враждовавших с ним епископов, осудили его и с согласия императора удалили из столицы. Хотя бедствия в империи и пожар в столице, как наказание Божие за угнетение великого святителя, заставили императора возвратить Иоанна, за новое обличение его подвергли окончательному изгнанию. Он был сослан в отдаленный город Кукуз (современная Армения). Но так как и здесь он считался опасным для врагов Церкви, то было решено сослать его еще дальше, в город Питиунд (современную Пицунду) близ нынешнего города Поти на южном берегу Черного моря. Холод, трудности путешествия отняли последние силы святителя, Иоанн не доехал до Питиунда и скончался в Комане Понтийской 14 сентября 407 года. В 438 году мощи святителя были перенесены в Константинополь ради праздника Воздвижения Креста Господня. Совершается память святителя не 14 сентября, когда святой преставился, а 13 ноября (или 26 по новому стилю).

Последними словами святителя Иоанна Златоустого были: «Слава Богу за все». Ему еще не было 60-ти лет, он умирал в ссылке, от болезни, после многих и многих несправедливостей, которыми «благодарные» христиане отплатили своему архиепископу. После клеветы, после несправедливого осуждения умирал со словами: «Слава Богу за все». В мире с Богом, в примирении со своими обидчиками. Умирал святой, который за почти сорок лет церковной деятельности совершил столько величайших дел, что их хватило бы на сотни людей.

Чего стоят только одни проповеди святителя Иоанна Златоустого, десятки написанных им книг, толкования Евангелия, Священного Писания, посланий апостольских! Церковь совершенно справедливо именует святителя «Златыми устами» — именем, которого во всей истории существования христианства никакой другой святой не стяжал. Одно из величайших дел святителя Иоанна, конечно же, сложение Божественной литургии (есть чин Литургии святителя Василия Великого, которая служится в основном в воскресные дни Великого поста, и Литургия Григория Двоеслова, или Литургия Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам Святой Четыредесятницы).

Литургия Иоанна Златоустого — удивительное творение, в котором человек, погружаясь в богослужение, оказывается на небе, находясь еще на земле. И все это было создано его верой, его любовью к Богу, его подвигом жизни за очень малое время.

О каждом человеке у Бога есть Свой замысел. Замысел о том, как человек должен в этом мире раскрыться, какие плоды принести, как реализовать данные ему таланты — замечательная притча очень хорошо это подчеркивает: каждому от Бога даны определенные дары, кому-то пять, кому-то десять, кому-то два, — и с этими талантами человек не просто должен прожить, а умножить их, как минимум, на сто процентов, то есть принести определенный плод.

И как, к сожалению, бывает печально, когда встречаешься с людьми, которые не знают, зачем они живут, у кого внутри, кроме интереса к очередному сериалу и сплетням, больше никаких устремлений нет. Жизнь проходит уныло и тоскливо, особенно это заметно у людей пожилого возраста. Молодежь еще как-то шустрит, пытается выжить, побольше взять от жизни, а старички, которые уже попытались взять, но не получилось, проводят время в суете, в пустоте. Сколько времени человек, в сравнении с молитвой и чтением духовной литературы, тратит на пустое смотрение телевизора! Ведь если бы человек знал, что в замысле Божием планочка его жизни высока, а он тянет свою жизнь середнячком, насколько бы усерднее он стремился к достижению того, что Господь уготовил любящим Его. А так несколько часов в день просто убиваются. Из этих часов потом складываются недели, месяцы, годы тупого бессмысленного проживания времени. Святые говорят, что самое дорогое, что есть у человека, это время. Если он потеряет деньги — заработает новые, потеряет друзей — встретит других, потеряет время — чем он это восполнит? Есть замечательный фильм «Сказка о потерянном времени». Сказка детская, но в ней намек очень точен и справедлив: как часто мы живем, не помня о величии своего призвания, о замысле Божием о себе, о том, к чему человек должен дойти, — достигнуть обожения через труд, через покаяние, через молитву, через напряженную жизнь, такую, какую прожил святитель Иоанн Златоуст: он не терял ни одного мгновения, а все время умножал таланты, данные ему Богом. И получил великую награду. «Добрый раб, благий и верный, войди в радость Господа твоего», — услышал он от Христа. Ну, а нам каково? Как бы не услышать совсем другие слова: «Лукавый раб и ленивый, ты был неверен в малом. Поэтому свяжите его и выбросьте во тьму внешную. Там будет плач и скрежет зубов».

Мы вспоминаем величайших представителей человечества, удивительных святых, не просто чтобы взгрустнуть, всплакнуть и сказать: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя.». Нет, не в уныние мы должны склоняться, узнавая о святых, а вдохновляться примером, заражаться их бодростью, их целеустремленностью — и себя подвигать к исправлению. Помогай нам всем Господь.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52067


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru