Русская линия
ФомаМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)24.11.2011 

Прихожане, захожане и верующие

Я думаю, что облегченное восприятие православной веры Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин— это лишь одна из многочисленных проблем существования христианства в современном мире.

«Облегченное Православие», на мой взгляд, — это «вера мира сего». Если мир и соглашается сегодня говорить о Церкви и вере, то именно в усеченном варианте, принципиально не приемля ничего более серьезного, глубокого, сложного. Для него проявления веры сводятся к каким-то внешним обрядам, традициям, этнографическим обычаям — ко всему тому, что не только не является сутью веры, но и вообще довольно условно и видоизменяемо во времени.

Эта принципиальная боязнь всего серьезного вообще характерна для современной культуры. Человек боится остаться наедине со сложными, как раньше называли — проклятыми вопросами, и пытается реализовать в своей повседневной жизни такую формулу, в которой все должно быть нормально, легко и весело.

И, конечно, подлинная вера со сложным ее содержанием, с теми требованиями, которые она предъявляет человеку, все труднее и труднее вписывается в победно шествующую по планете идеологию потребления, легкой жизни.

«Православие-лайт» нужно не столько людям верующим, сколько тем, кто называет себя таковыми при социологических опросах. Известно, что сегодня не прекращается дискуссия, сколько же в России православных. Одни говорят, что 80%, другие — что не более 1−5%. При таком разбросе мнений найти истину бывает нелегко. В последнее время пытаются подсчитывать количество верующих людей и по числу присутствующих на Пасхальном богослужении. Недавно я прочитал, что в этом году на службе в Пасхальную ночь в Москве было около 300 тыс. человек. Конечно, цифра это сомнительная, хотя бы потому, что храмов в Москве не 64, как об этом писал недавно «МК», а гораздо больше — несколько сотен. Но даже и увеличенная в два-три раза эта цифра не отразит реальности. Например, в наших храмах на позднюю Пасхальную литургию, которая совершается не ночью, а днем, приходит почти столько же людей, сколько остается к концу ночной службы. В этот день — огромное количество причастников, многие с детьми.

Дальше происходит еще более интересное. Всю неделю — Светлую седмицу — в храмы направляется огромный поток людей, церкви переполнены. На подсвечниках пылают костры свечей. Все эти люди — тоже наши прихожане, но уже те, для кого вопрос «облегченного Православия» актуален. Как правило, именно такие люди говорят про себя: «Да, я хожу в церковь, регулярно, почти каждый день. Вот когда на работу еду или с работы — обязательно захожу свечку поставить». Чаще всего такие «захожане» не интересуются ни содержанием, ни смыслом богослужения, не участвуют в Таинствах, однако иногда заказывают требы, крестят детей, отпевают усопших родственников. Они не пришли еще в Церковь окончательно, но они представляют собой большую часть россиян, искренне считающих себя верующими. Потому-то «Православие-лайт», к сожалению, становится все более распространенным.

Другая опасность «облегченного Православия», причем, гораздо более серьезная — уклонение в бытовой оккультизм, когда некая декларируемая причастность к Церкви не мешает человеку обращаться к бабкам-целительницам или относиться к святыне с магическим суеверием: детей крестят — чтобы ночью не плакали, соборуются — чтобы спина не болела. То есть человек преследует чисто утилитарные цели. Например, многие священники сталкиваются с тем, что люди приходят на исповедь, потому что их присылают бабки, «госпожи Лилианы» и прочие экстрасенсы, обычно строго-настрого наказывая об этом не говорить. Такой утилитарный подход в принципе свойственен современному человеку: ко всей жизни, к общению с другими людьми он подходит прагматически. И так же он пытается отнестись к Богу: взять то, что ему полезно, удовлетворив только свои земные потребности.

Выход здесь только один: необходимо просвещать людей, вести разъяснительную работу. Прежде всего, рассказывать людям, что такое Евангелие и жизнь по нему. Хочу напомнить, что возрождение Церкви в нашей стране после семи десятилетий гонений началось чуть более пятнадцати лет назад. И это время по максимуму было использовано на восстановление наших святынь, что отняло у нас много сил, средств и энергии, которую Церковь, конечно же, должна расходовать на более важные цели.

Необходимость православного просвещения хорошо понимают и сами священнослужители, и враги Церкви. Именно поэтому такое ожесточенное сопротивление вызывают все инициативы верующих, направленные, например, на преподавание в школе основ православной культуры. Такое же ожесточение вызывают и попытки разговора об общенациональном православном телеканале и других серьезных медиа-проектах, связанных с Православием. Это сопротивление не будет уменьшаться, оно будет только возрастать. И мы должны быть к этому готовы.

Ведутся споры и о том, какая форма миссионерского просвещения допустима, какая — нет, в связи с чем нередко упоминается имя диакона Андрея Кураева и его опыт. Так сложилось, что мы очень близки с отцом Андреем, издательство Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве и наше епархиальное издательство много раз издавали его книги, и некоторые из них я даже сам редактировал. Но все же со многими его высказываниями — проповедью вовне — я бы не согласился. Например, когда он пытается оправдать «Гарри Поттера» или делает из фильма «Титаник» чуть ли не пособие для начинающего христианина, — с этим я согласиться не могу. Действительно, есть хорошие вещи в окружающем нас мире, есть произведения искусства вполне достойные, но не надо насильно притягивать к христианству то, что не имеет к нему отношения.

Хотя проблема, в общем-то, и в том, что таких, как отец Андрей, должны быть десятки и сотни, а у нас он, к сожалению, один, и при всех оговорках надо благодарить Бога, что он занимается миссионерством.

Чего мы никак не должны допускать — того, чтобы наша вера профанировалась, превращалась в некий суррогат мирской культуры. Иногда мы создаем своими руками все то, что есть и в миру, но только с православной окраской. Вот своя «православная эстрада»: иеромонах Роман, отец Олег Скобля, Жанна Бичевская, другие исполнители. Это уже некая субкультура — то есть параллельная, отраженная культура, в рамках которой можно жить в том же самом миру, с теми же самыми отрицательными явлениями, в том числе и коммерциализацией, но только под маркой Православия. Вот это совсем недопустимо.

Еще один важный путь — вести социальную работу, выходить в общество. Поле деятельности буквально перед глазами: масса людей у нас сегодня находится за чертой бедности, нуждается в помощи. В Новом Завете сказано, что человек должен напоить, накормить больного и нищего, навестить сидящего в темнице. Вот по этим действиям все узнают, что мы — ученики Христовы, и этому делу мы должны уделять все больше сил, времени, сердечного тепла.

Мы стоим еще перед одной проблемой, которую чуткие священники довольно остро осознают. Люди, пришедшие в Церковь в течение последних десяти лет, воцерковившиеся, сейчас сталкиваются с тем, что им просто нечего делать — в жизненном смысле слова. Нельзя же всех принять на работу в церковные и книжные лавки, нельзя же вдесятером мыть пол и чистить подсвечники. Хорошо, уже и церковь восстановили, и купола позолотили, уже иконостасы стоят, и облачения пошили, и всех уже обучили их шить — все это замечательно. Но дальше — нужно идти в мир, вести социальную работу, нужно людей просвещать. Почему-то у многих Церковь ассоциируется только с духовенством. Мы забываем, что Церковь — это все мы, верующие люди, каждый человек. И я уверен, что для всех членов Церкви должно найтись какое-то дело, которым можно было бы свидетельствовать свою веру во Христа, истинность своей веры. Пожалуйста, если Вы занятой деловой человек — пишите письма заключенным, отвечайте на их письма. Или посылайте им посылки, или помогайте детям в детском доме, или своим соседям. Ищите подсказку среди всех форм общественной работы, известных как в дореволюционное время, так и в советский период, с соответствующими поправками. Если каждый христианин будет исполнять свой долг, Церковь исполнит свою миссию в обществе.

И все же вот о чем необходимо помнить верующему человеку. Начать нужно с исправления себя, соблюсти некое равновесие между внутренним и внешним деланием, потому что без внутренней работы внешняя, как правило, не удается.

Надо постараться всей душой войти в жизнь Церкви, понять и полюбить ее богослужение, открыть для себя мудрость и свет Православия. Осознать, что мы единое Тело Христово: и с нашими современниками, и с преподобными пустынниками Египта, со старцами Афона и Оптиной, со всеми монашествующими и мирянами, которые смогли построить свою жизнь по евангельским заповедям. Нужно постараться принять то богатейшее, ни с чем не сравнимое наследство, которое они нам оставили — нашу веру. Став православным по-настоящему — по духу, человек своей жизнью, без лишних слов, будет доказывать миру истину Православия и несостоятельность «православия-лайт».

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6381

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Лусия    01.12.2011 12:00
Наталья Ру
А что, бабушка в платочке – символ безответственности?
  Наталья Ру    30.11.2011 17:38
А я хочу привести в пример нашу последнюю императрицу Александру Федоровну, которая является прекрасным примером православного человека, женщины. Приняв Православие, она пыталась растормошить тогдашнее высшее общество, привлечь женщин высшего сословия "вести себя по Заповедям Евангельским". Поразительно, но желающих (женщин VIP того времени) вести себя согласно православному христианству (участвовать в благотворительных акциях) были единицы. Поражает то, что сама Александра Федоровна вела себя как истинная православная христианка до последнего своего вдоха (она вместе с дочерьми перевязывала раненых, даже в Тобольске она на Рождество от руки написала молитвы и подарила их своим мучителям). Хочу сказать, что при этом Александра Федоровна не была монашкой или бабушкой в платочке, неся на своей голове еще и державную корону (ответственность перед своим народом).
  Лусия    28.11.2011 14:56
Сторожу.
Вышло несколько книг вопросов и ответов о.Рафаила Карелина.
Очень удобно, они там сгруппированы по темам.
  Подмосковный клирик    26.11.2011 18:36
Очень важный вопрос затронул Владыка Лонгин. Облегченное представление о Православии ведет к очень далеко идущим последствиям.
  Сторож    26.11.2011 18:32
Лусии.
В развитие Вашей мысли: очень бы хотелось прочесть на Русской линии "последние вопросы и ответы" о. Рафаила (Карелина). Очень немногие знают его сайт. К тому же там нет форума. А есть вещи, которые не то, чтобы требуют обсуждения – нет, но какие-то жизненные дополнения были бы очень интересны. И возможность православным пообщаться на почве чугубо духовной тематики.
  Эрик Лямпе    25.11.2011 21:26
Радостно видеть, что собственные скудные мысли о необходимости просвещения и миссионерства, о православном телеканале, о преподавании детям основ православной культуры находят ясное и отчетливое выражение в статье владыки митрополита.
Действительно, затруднительно вспомнить и имя миссионера, сравнимое по масштабам с именем диакона Андрея Кураева, который и мне своими книгами во многом помог разобраться.
Велика Россия, а делателей мало (не о нынешнем времени так говорил в свое время св. Серафим Саровский?).
Полагаю, что во многом проблема просвещения решилась бы с повсеместным введением основ православной традиции в средней школе. Потому что тогда, когда дети что-то изучают, нередко и родители подключаются хотя бы из любознательности. Почему на православие в школе до сих пор табу – вопрос лично к первым лицам во власти!
+++
Брат, молитва Иисусова, как правильно пишет Лусия, наипервейшая для каждого! Это первая молитва, которой меня научила моя бабушка еще в 70-ые годы. Другое дело, что, может быть, очень трудно в миру научиться непрерывному чтению этой молитвы. Слишком много нравственной грязи и соблазнов в нашем падшем мире.
  Лусия    25.11.2011 13:59
Часто люди спрашивают, где можно выучить как следует ЦСЯ. А таких мест мало. Если бы при каждом храме были курсы!
  Лусия    25.11.2011 11:08
Брату во Христе.
Архимандрит Рафаил (Карелин) советует всем православным учиться Иисусовой молитве и руководит. Посмотрите на его сайте.
  Брат во Христе    24.11.2011 19:32
Так как же стать православным по настоящему – по духу? Стремишься жить по заповедям, соблюдаешь посты, вычитываешь молитвослов, но не меняешься. Страсти как кипели внутри, так и кипят. Проходит несколько лет и твоя ревность (вера) начинает пробуксовывать. Незаметно для себя сбрасываешь обороты, потому что не видишь результата. Другая более страшная опасность современного православного христианина – внешняя ревность. "Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее." (Лука, 10: 40-42)
Так что это за благая часть, которая не отнимется от Марии?
Архимандрит Клеопа в слове "Ступени молитвы" говорит: Христос требует от нас молитвы «монологичной», то есть из одного-единственного слова, из одной-единственной мысли. Ты видел хананеянку? Она шла за Христом и выкрикивала всего несколько слов: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» и: «Сыне Давидов, помилуй меня!» (ср.: Мф. 15: 22). Но кричала изо всего сердца. Она не молилась много, она молилась одной только фразой, но говорила Ему из сердца, пока не вынудила Благость Божию сказать: «О, женщина! велика вера твоя!»(Мф. 15: 28).
Святитель Феофан Затворник учит:
«Средство к тому – краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся: «Господи, помилуй»… Сидя, ходя, делая что или говоря, при всяком случае и во всякий момент, держите в мысли, что Господь близко, и взывайте к Нему из сердца: «Господи, помилуй»

Сколько ни говорил со священниками о Иисусовой молитве, они в один голос – это молитва монашества. А апостол Павел завповедует непрестанно молиться всем.
Так как же стать православным по настоящему – по духу?

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru