Русская линия
Нескучный садЕпископ Пантелеимон (Шатов)22.11.2011 

Как смириться с жизненными обстоятельствами?

Могут ли монах и монахиня быть крестными ребенку? Епископ Пантелеимон (Шатов)Как по-христиански вести себя с домашним персоналом? Обязательна ли исповедь перед причастием? Как преодолеть сопротивление людей, работающих в храме, и священников по отношению к социальной работе? Как не унывать и не отчаиваться от бедности? Можно ли принимать медицинские препараты от вспышек гнева? Если человек все время жалуется, что его все обижают, нужно его слушать или нет? Можно ли причащаться за каждой литургией? — на эти и другие вопросы о духовных основах милосердия и церковной жизни ответил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

 — Владыка, нужно ли брать благословение на поход в тюрьму к заключенному?

- Конечно, прежде чем в первый раз пойти в тюрьму к заключенному, нужно взять благословение у священника. Тюрьма — это особый мир, если человек там сидит долго он приобретает некоторые свойства, о которых нужно узнать заранее. Если начинать работать с заключенными, для этого нужно посоветоваться с каким-то опытным священником, который хотя бы немного уже знаком с этим другим совершенно миром.

 — Как помочь нуждающимся, но избежать иждивенчества?

- Да, Анечка, конечно, грустно бывает, когда люди обманывают. И, конечно, бывает, что тем не менее, все равно их жалко. Они обманывают очень часто не от хорошей жизни, а потому что попали в безвыходную ситуацию. Обманывают, потому что привыкли лгать и не умеют говорить правду. И, конечно, даже заведомого обманщика нельзя обижать, нельзя быть с ним грубым. Надо стараться любить каждого человека, который приходит и каждому стараться по силам помочь. Если человек просит деньги на что-то плохое, нужно постараться помочь ему, не давая денег на плохое, а помочь ему купить еду, одежду, я уж как-то говорил об этом. Если человек обманывает, можно дать понять ему, что нехорошо обманывать и спросить, что же все-таки ему нужно. Короче говоря, нужно не обижать, конечно, людей, а постараться полюбить их и понять, как же можно помочь выбраться из той ситуации, в которой человек оказался. Для того чтобы не ошибаться в подобных случаях нужна опытность, которая приходит со временем.

 — Покрестив отказников в больнице, мы прикрепили их крестики к свидетельствам о крещении. Это правильно?

- Я думаю, что, конечно, в больнице крестики можно прикреплять к стеночкам кроватки, можно вешать рядом с младенцем, если он находится в реанимации. Но очень важно, Катюша, обязательно потом проследить судьбу этих детей. Очень важно, чтобы в доме малютки, куда их потом отправляют, знали о том, что они крещены. Очень было бы хорошо, чтобы добровольцы посещали их в доме малютки и чтоб приходил к ним батюшка, причащал их. Чтобы когда они подрастут, было кому хотя бы немного рассказать им о вере, хотя бы немного приобщить их к церковной жизни.

 — Как молиться лежачему инвалиду, если родственники смотрят телевизор в его комнате?

- Однажды, в нашу больницу 1-ю Градскую, Оль, в обычную палату на 6 человек попал один священник. И он лежал там довольно долго. Это была обычная мужская палата, в которой больные курили, смотрели телевизор. И он рассказывал, что в первое время было очень тяжело. Но помогло ему следующее рассуждение. Он подумал, что ведь эти люди не могут вести себя по-другому. Они не могут не смотреть телевизор, не слушать громкую музыку, они не могут не курить в палате. А он как христианин, как священник может и должен терпеть немощи других. И он тогда успокоился. И, надо сказать, что долго пролежал в больнице, потом его, правда, перевели в отдельную палату, но какое-то время он находился с этими людьми. И вот это понимание того, что он должен научиться терпеть немощи ближних, помогло ему перенести эту ситуацию. Я думаю, что так же можно советовать поступить и этому человеку, у которого рядом гремит телевизор. Хотя я понимаю, что это очень тяжело. Сам я с трудом переношу громкую музыку и даю этот совет из чужого опыта, не из своего.

 — Всегда ли можно причастить больного после исповеди?

- Я думаю, Наташ, что не всегда можно больного причастить после исповеди. У меня был такой случай. Один больной сказал, что он верит во Христа, но когда мы с ним стали подробнее беседовать, оказалось, что он не верит в воскресение Христа из мертвых. Он знал, что была такая Личность, историческая, что Христос был распят на кресте, но в то что Он воскрес из мертвых, он поверить не мог. Я не смог его поисповедовать, не смог его причастить. Если человек не собирается отказываться от своих грехов, если он не хочет бороться с грехом пьянства, если он не собирается бросить употреблять наркотики, если он не может перестать жить в блуде, конечно, такого человека нельзя причащать. И, наверное, нельзя даже прочитать ту молитву, которая разрешила бы его от этих грехов. Если нет покаяния, что ж можно сделать? Можно с ним поговорить, можно пытаться его убедить, можно пытаться расположить его сердце к отказу от греха. Но заставить его, конечно же, мы не можем. И в этом случае, конечно, нельзя его причащать.

 — Как преодолеть сопротивление людей, работающих в храме, и священников по отношению к социальной работе?

- Я иногда, Марин, думаю, что, наверное, медсестрам в больнице больше бы понравилось, если бы больных в отделении совсем не было. Никто бы не требовал ухода, не нужно было делать никому уколов и выполнять других процедур. Можно было сидеть спокойно на своем месте, заполнять истории болезней, пить чай, разговаривать по телефону. В больнице была бы идеальная чистота, не нужно было бы часто мыть пол, не нужно было бы менять белье: грязное отвозить в стирку, получать новое. Намного легче было бы работать, если б не было больных. Так, наверное, и в церкви. Конечно, хорошо, когда мало народу. Я сам люблю молиться в храме тогда, когда там народу поменьше. Но если человек хочет такой жизни, наверное, он не должен быть священником. Наверное, ему нужно уйти в пустыню, уйти в монастырь, затвориться в пещере, где никто не будет ему мешать. Конечно, люди, которые приходят в храм, особенно, если их много, они создают беспорядок, шум. Они разговаривают, тем более если это люди не церковные. У нас сейчас по воскресеньям в храмы ходит один процент, даже меньше одного процента населения нашей страны. И задача Церкви привлечь других людей к вере. Рассказать им о Христе, помочь им узнать о Боге. Если эту задачу не выполнять, тогда, конечно, мы останемся в меньшинстве, Церковь будет вымирать. Мы уйдем в гетто, уйдем в самоизоляцию какую-то. Может быть, так и будет в последние времена, но, наверное, они еще не пришли. И наша задача принимать с любовью всех, кто приходит, какие бы ни были эти люди, как бы они ни были одеты, как бы они себя ни вели поначалу в церкви. Наша задача помочь им, научить, объяснить, как нужно себя вести, помочь им узнать о Боге, узнать о Христе. Нужно просить этих людей, чтобы они соблюдали порядок, внешнее благочестие. Но нужно тоже понимать, что не сразу этому можно научить. Как относиться к тем людям, которые не могут это перенести? Я думаю, что так же, как и с этим просителем, так же как к бездомным. Ну что ж, если батюшка этого не понимает? Надо пожалеть этого батюшку, помолиться о нем, наверное. Я думаю, что со временем, может, он это поймет, если рассказать ему о нуждах этих людей, если помочь ему понять, в каком состоянии тяжелом находятся их души. Я думаю, что если так делать, то, в конце концов, даже у батюшки, который любит абсолютный порядок, все-таки проснется жалость в сердце, проснется жалость в нем и любовь в его сердце.

 — Мой муж работает инструктором ЛФК в больнице. Начальство требует количества в ущерб качеству. Муж унывает и ропщет на испорченность современной медицины.

- Очень жалко, Настенька, что твой муж, будучи настоящим, наверное, врачом, находится в таком трудном обстоянии. Но ты знаешь, врачей много, а вот святых бессеребренников, тех врачей, которые не думали о деньгах, не так много. Ты пишешь о том, что страшные факты коррупции, гнилости современной медицины ввергают в уныние. Настенька, мир, в котором мы живем, он гниет. Гниет не только медицина, гниет искусство, гниет чиновничество. Прости меня, но и в церкви есть эта гнилость, к сожалению. Все эти явления есть и в церкви, и в монастырях даже. И ты знаешь, когда Господь пришел на землю, те люди, которые должны были бы принять Его, те люди, которые учили Закону, который Он дал им, те люди, которые думали, что они служат Богу, его распяли. Куда же дальше? Ты скажешь: «Это было тогда, когда люди не знали новых заповедей, не знали новой жизни во Христе». Но были периоды, когда епископы гнали своих собратьев. Самыми ярыми противниками свт. Иоанна Златоуста были архиереи, православная царица и православный царь. Вот сейчас говорят о том, что хорошо бы было, чтобы у нас были православные правители. Вот эти православные правители были гонителями великого святого. Куда же дальше? Вот коррупция, вот гниль. Взять русскую историю. Безумный царь Иоанн Грозный, которого сейчас некоторые хотят канонизировать. Врывался в монастыри, убивал подвижников, проливал кровь. Известно, как в царских семьях некоторых процветал разврат, процветали супружеские измены. Мир — болен грехом. Но надо в этом мире жить, надо жить с Богом, надо делать добро. Надо не бояться этой гнилости, этой коррупции, надо этому противостоять. И замечательно, что твой муж так себя ведет. Не надо унывать, с нами Бог. И, конечно, Бог сильнее всей этой гнилости. И, конечно, Бог сильнее всей этой коррупции. «Все зло этого мира, — говорил свт. Иоанн Златоуст, — перед благостью Божией как капля перед океаном и даже меньше, чем капля. Потому что океан имеет берега, а благость Божия не знает границ». Если жить в этом море благости Божией, если быть к этому морю приобщенным. Если это море будет отражаться в сердце твоего мужа, тогда ему ничего не будет страшно.

 — С какими благотворительными организациями, помогающим старикам, вы посоветуете сотрудничать в центрально-черноземном округе?

- Здесь есть вопрос о том, как найти фонды и благотворительные организации, которые занимаются патронажем престарелых инвалидов в центральном регионе? Я думаю, Галя, нужно связаться с Ассоциацией сестричеств, которая создана у нас в Москве, в Марфо- Мариинской обители. Может быть, с Ольгой Юрьевной Егоровой, которая занимается у нас вопросами патронажа в Свято-Дмитриевском сестричестве. Их координаты можно найти, я думаю, на сайте miloserdie.ru

 — Как помочь подруге, если у нее начинаются искушения против духовника?

К сожалению, Светочка, такие искушения против духовника бывают довольно часто. Для дьявола очень важно разделить человека и его духовника, потому что без духовника, без духовного руководства, человек часто оказывается беспомощным неразумным младенцем перед тем злом, которое встречается ему в жизни. И поэтому такие искушения рано или поздно посещают, может быть, всех людей, которые стремятся к духовному руководству. Как здесь помочь? Помочь, конечно, можно молитвой. Помочь, конечно, можно объяснениям того, что она неправильно понимает действия духовника, за которым скрывается любовь. И не всегда духовник может гладить по головке, говорить ласковые слова. Отец Павел Троицкий, замечательный старец, подвижник, исповедник, замечательный святой двадцатого века говорил, что духовник должен быть строгим. И если он строг, нужно Бога за это благодарить. Потому что без этой строгости мы, немощные и грешные, очень часто к сожалению начинаем распускаться, расслабляться и не можем исправиться.

 — В объявлении о начале социальной работе при приходе, батюшка указал только свой телефон и не указал мой (соцработника). Почему он так сделал?

- Я думаю, Зиночка, наверное, батюшка хочет начать организацию служения добровольческого, хочет начать организацию всех дел милосердия на приходе. И поэтому дал свой телефон. Я думаю, что он хочет начать это, организовать. А тебе нужно подойти к нему спросить, нужна ли твоя помощь? Я думаю, что со временем он сам поймет, что одному ему не справиться, а может быть, он так и планирует, чтобы привлечь тебя потом к этому делу. Так что не нужно расстраиваться, не нужно думать, что ты осталась не у дел. А нужно самой в это включаться, самой помогать кому-то, самой ходить к больным, самой что-то делать. А если нужно будет, наверное, батюшка привлечет тебя к организации всех дел милосердия.

 — Мы окормляем детей в онкологии (в Бурятии). У многих кроме креста на шее висит буддистский амулет. Как быть?

- Я думаю, что, конечно, на груди у человека должен находиться только крест. К сожалению сейчас очень многие люди этого не понимают. Очень многие православные девушки вместе с крестом носят еще какие-то украшения. Иногда вместе с крестом носят иконки святых, иногда какие-то ладанки. На самом деле по канонам ношение подобных предметов, конечно же, не разрешается. На груди человека может быть только крест, как знак нашего спасения, как символ того, что мы принадлежим к христианской вере. Если человек носит буддистский знак просто как украшение и если он так относится к этому, может быть, можно закрыть на это глаза. Если же этот знак означает его расположенность к каким-то верованиям буддистским, если он прибегает к помощи этой религии буддистской… Хотя на самом деле буддизм это не религия, ее основатель основал ее как такое учение как путь избежания страданий. Но в наше время, конечно, это движение, оно оформляется как религия. Если этот человек все-таки имеет какую-то связь с этой религией, тогда, конечно, нужно объяснить ему, что выбрать надо что-то одно. Либо христианство и носить крест или тогда уж быть буддистом. Но тогда нельзя ни исповедоваться, ни причащаться.

 — Знакомый алтарник спрашивает, можно ли причащаться за каждой литургией?

- Нужно сказать, вашему знакомому Саш, что «можно ли причащаться каждый день» нужно узнать у духовника. Я боюсь, что в наше время очень мало людей, которые были бы готовы причащаться каждый день. Может причащаться каждый день человек, если он каждый день готов умереть за Христа. Может причащаться каждый день человек, который живет церковной жизнью. Человек, который не живет в семье, может быть. Потому что семейные отношения, они не предполагают ежедневного причастия. (Читает: Если после причастия остаешься в храме, не можешь сохранить в чистоте. Как быть?) Я вот не совсем понял, что значит «не можешь сохранить». Храм в чистоте? Вопрос не совсем понятный.

 — Если священник не дает ответы на вопросы, а опытного наставника нет. Что делать?

Я думаю, что нужно найти такого священника, который отвечал бы на вопросы ваши. Наверное, такие священники есть в Челябинской и Златоустовской епархии, по-моему, насколько я знаю. Конечно же, нужно молить Бога о том, чтобы он послал опытного наставника. А вообще такого наставника нужно заслужить. Заслужить послушанием, заслужить стремлением к Богу. Всякую истину нужно выстрадать. Истина не дается так вот легко, как манная каша с ложки в рот младенцу. Нужно искать ее, потому что она очень дорого стоит. Это очень важная и ценная вещь в этом мире. Человек, который ее получает должен понимать, что для того чтобы получить ее, нужно какой-то труд преодолеть. Истина, она высока. Чтобы узнать ее, нужно вырасти немножко. Истина, она бывает чиста. Чтобы ее принять, нужно очиститься от грязи. И, конечно, нужно просить у Бога помощи, нужно молиться Богу. Я думаю, что Господь тогда все устроит.

 — Можно ли принимать медицинские препараты от вспышек гнева и агрессии? Откуда приходит раздражительность?

Можно ли принимать медицинские препараты от раздражительности, нужно спросить, наверное, у врача. Если эта раздражительность болезненная, связанная с какими-то физическими заболеваниями, соматическими заболеваниями, тогда, конечно, нужно принимать какие-то лекарства. Как определить, откуда приходит гнев и раздражительность? От хвори или от бесов. Я думаю, что это неважно, откуда приходит гнев и раздражительность. Важно, что нужно бороться и в том и другом случае, и с гневом и с раздражительностью. Причиной гнева и раздражительности могут быть разные страсти. Обычно, это связано с гордостью. Может быть, усиливается раздражительность, когда человек, ну там, скажем, не пообедал. Его чревоугодие, его привязанность к пище, она тоже, как бы, увеличивает эту раздражительность. Или когда человек, там, одержим какой-то другой страстью и не может ее насытить. Тогда он начинает раздражаться. Это можно выяснить опытно, но главное бороться с раздражительностью и гневом, откуда бы они ни происходили.

 — Чем больше стараешься победить страсть, тем яснее понимаешь, что немощен. Наступает отчаяние.

- Дорогая Оля, надо сказать, что под твоими словами могу подписаться и я. Я не могу сказать, что я избавился от всех страстей. Могу сказать, как и ты, что я не избавился ни от одной страсти. И что иногда они вылезают в самый неподходящий момент. Я думаю, что отчаиваться не нужно. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Если Господь застанет тебя в борьбе со всеми этими страстями, то ты войдешь в Царство Небесное.

 — Если человек в беседе часто жалуется, что его все кругом обижают. Нужно его слушать или нет?

- Если человек, Юля, жалуется на все, нужно, наверное, его все-таки сначала выслушать. А затем уже мягко сказать ему, что не стоит обижаться. Был такой замечательный старец в Оптиной пустыни. Когда к нему приходили монахи и жаловались на то, что их обижают, что с ними несправедливо поступили, он сначала их выслушивал, жалел. А потом говорил: «Ну, знаешь, все-таки надо поступить по-христиански». И советовал им примириться с обидчиком. Не знаю: тот человек, который жалуется на все, является ли он христианином. Если он не христианин, тогда, может быть, не нужно напоминать ему об этой заповеди, а нужно действовать как-то по-другому. Но выслушать человека, пожалеть его, конечно, можно, даже если он жалуется несправедливо.

 — Как правильно поминать милостыней нецерковных родственников?

- Я думаю, Леночка, формально просить у каждого нищего, которому подаешь милостыню помолиться о том или другом человеке, не стоит. Не все нищие, которые сидят даже около храмов являются верующими православными людьми. Можно давать милостыню просто в память о каком-то человеке и самой молиться Богу. Но, если человек просящий милостыню верующий православный попросить его помолиться о своих умерших родственниках, я думаю, можно.

 — Когда нас ругают — это благо, но если такие «покусывания» в систему, как себя вести?

- Я думаю, Анечка, в любой ситуации, когда нас несправедливо ругают, «покусывают», как ты пишешь, в любом случае надо учиться терпеть. Я думаю, что люд, конечно же, поступают иногда несправедливо и неправильно, но наше с тобой дело — исправить себя, а не других людей. А исправлять других людей можно любовью и смирением.

 — Как смиряться с жизненными обстоятельствами, поделитесь своим личным опытом, Владыка!

- В моем личном опыте, Людочка, часто бывало, что мне приходилось смиряться. Я как-то где-то прочитал, что один святой, когда с ним случались подобные искушения, повторял про себя как молитву слова из Псалтиря: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси». Если человек понимает пользу смирения, если он понимает, что сам себя он смирить по-настоящему не может, если он обращается к Богу с некоторым даже усилием, а может быть, даже с некоторым насилием над собой, может быть, даже до конца не понимая, обижаясь на обиду, но все-таки понимая, что нужно проглотить это горькое лекарство, повторяет эти слова: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси», я думаю, что Господь за его желание научиться смирению постепенно научит его смиряться, даже в самых тяжелых обстоятельствах.

 — Посоветуйте, как быть с взаимным соблазнением (например, в еде или в раздражении). Нужно ли удаляться от таких людей?

- Конечно, Иван, есть такая проблема, что мы взаимно мешаем друг другу, а не помогаем. Конечно, нужно уметь противостоять этому искушению. И даже в Евангелии говорится, что «враги человеку домашние его». Поэтому нужно уметь противостоять этим соблазнам. Нужно уметь отдаляться от таких людей, если это не близкие люди. Нужно уметь поступать все-таки так, как считаешь нужным, по совести поступать. Но иногда, если это какая-то малость, можно, чтобы не обижать другого, не расстраивать его при этом человеке поступить так, как ты не поступил, может быть, если бы ты находился один. Чтобы не годиться, не тщеславиться тем, что ты лучше этого человека и чтобы он не знал о твоем высоком каком-то внутреннем строении. В таком случае нужно иногда со смирением, спокойно, может быть, съесть что-то непостное, что тебе предлагают, может быть, поужинать вечером, хотя ты не собирался это делать, может быть, поговорить с человеком, даже ни о чем, если ему грустно одному, скажем, а ты не хочешь заниматься пустословием тем не менее. Иногда можно нужно пойти на какие-то уступки.

 — В нашей семье есть домашний персонал. Как правильно, по-христиански выстраивать свои отношения с ним?

- Дорогая Маша, я очень рад, что у вас есть такая помощница по хозяйству. Я думаю, что это неплохо, иметь такую няню для того, чтоб вы могли заниматься своим любимым делом. Но, конечно же, в таких семьях раньше, воспитанных и богатых, было особое отношение к прислуге. Прислуга была, как бы, членом семьи. Я думаю, что так у вас тоже люди пожилые какие-то. И поэтому с одной стороны можно, конечно, попросить их о чем-то, можно сделать замечание ласково и спокойно. Но нужно это делать с любовью, со смирением. Нужно, чтобы дети, которых они воспитывают, не считали их людьми второго сорта. Я помню, как рассказывала Агриппина Николаевна, которая была келейницей у отца Павла Троицкого, что в детстве отец ее просил чистить ботинки. И не только ботинки членов семьи, но и ботинки прислуги. И она помнит, какие огромные сапоги были у дворника, который убирался у них там во дворе, и как она с ужасом спросила: «И что, сапоги дворника тоже?». Папа сказал: «Да, и сапоги дворника тоже». Хотя они были очень большие, и, наверное, для маленькой девочки это было большим трудом почистить самой сапоги. Так что, конечно же, нужно, вот так, наверное, воспитывать детей. Если же прислуга не справляется со своими обязанностями, если она начинает вредить детям, наверное, нужно от таких людей избавляться и искать каких-то новых помощников по хозяйству.

 — Как пережить боль души после обвинений в поступках, которых не совершал?

- Я думаю, Аллочка, что вот эту боль души, конечно же, можно открывать перед Богом, можно делиться этим с каким-то близким человеком, с мужем, с подругой. Можно об этом и нужно рассказывать духовнику. А побеждать, конечно, это можно и нужно молитвой. А боль эту нужно потерпеть. Эта боль как раз и есть боль любви, боль за других людей, боль как жертва за грехи других. Вы таким образом принимаете, хоть малую часть, но в той жертве, которую Господь принес на кресте за грехи мира.

 — Несмотря на усиленные труды, мои и мужа, мы живем более чем скромно — даже бедно. Я в отчаянии, ночью рыдаю. У нас четверо детей. Как научиться надеяться на Бога?
Дорогая Вера, ну зачем же, моя милая, рыдать по ночам от того, что вы живете бедно? Зачем остервенело работать, моя хорошая, пытаясь жить богато? Нужно смириться. Это хорошо, что вы живете бедно. Нужно вспоминать слова Христа в Евангелии: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Поэтому, конечно же, нужно терпеть эту бедность. Есть такие слова у одного поэта. Он правда был таким модным в советское время, его переводил Маршак. Это шотландский поэт Роберт Бернс. Он так писал: «Кто честной бедности своей стыдится и все прочее, тот самый низкий из людей, трусливый раб и прочее». Что ж нам бояться честной бедности? Мы же делаем все, что мы можем. Конечно, хотелось бы, чтобы ваш плач по ночам был не о бедности материальной, а был о грехах. Конечно, хотелось бы, чтобы вы остервенело работали не для того, чтобы дети жили как ваш соседи, скажем, богатые, а чтоб дети ваши узнавали о вере, укреплялись в вере, узнавали о Боге, чтобы дети ходили в храм. Вот для этого нужна остервенелая работа в духовном плане. А то что есть некая бедность такая, я думаю, что это очень хорошо и очень полезно на самом деле. Это полезно, в том числе, и для детей. И мы знаем, что жить в бедности мирно и покойно — это такое высокое благородство души. В двадцатом веке, когда многие эмигранты, богатые люди, уехал на Запад, они жили очень бедно. И несли эту бедность очень достойно. И, конечно, если дети будут жить бедно, будут жить скромно, это поможет им в дальнейшем понять, что жизнь не определяется бедностью. Как в Англии говорится, что жизнь человека, его радость, его счастье не зависит от изобилия его имущества. Вот это нужно обязательно помнить.

 — У моих знакомых крестные монах и монахиня. Действуют ли правила Номоканона в современной жизни? Почему монахи в сане венчают?

- Дорогая Танечка, конечно, правило Номоканона в наше время не всегда можно соблюсти. Если какие-то люди стали крестными, а затем стали монахом и монахиней, в этом, наверное, нет ничего страшного. Я знаю, что некоторые архиереи бывают крестными у детей богатых родителей, скажем. Так что, наверное, это возможно в виде исключения. Если такое произошло, надо просить этого монаха, эту монахиню усердно молиться о ваших детях. Наверное, они не смогут участвовать в воспитании, если они живут в монастырях, но молиться, конечно, они могут. И эта молитва, может, она самое главное, что нужно детям. Монашествующие в сане совершают таинство браковенчание. Это они совершают это потому, что нынешняя жизнь, она немножко иная, чем была тогда, когда составлялись правила Номоканона. У нас иногда монахи живут вне монастырей. Если они живут вне монастырей, то, конечно, им приходится на приходе совершать все церковные таинства, в том числе и таинство венчания.

 — Простить ли мужа, который ушел из семьи, если он попросится назад (есть сын)?

- Дорогая Юля, очень трудно ответить на ваш вопрос. Правило такое: любовь должна превосходить закон. Но, конечно же, бывают ситуации, когда мужа принять обратно просто нельзя. Такое тоже бывает. И в данной ситуации -как вам поступить-, наверное, нужно советоваться с духовником. Наверное, нужно помолиться Богу. Конечно, очень жалко, если сын останется без отца. Но может быть еще хуже, если у сына будет отец-пьяница или отец, который изменяет своей жене. Не знаю, по какой причине ваш муж ушел из семьи и что он делал, когда жил вне семьи. Поэтому ответить на ваш вопрос, так вот точно, я не могу.

 — У меня есть крестник, мой племянник, я провожу с ним много времени, но иногда он шалит и я раздражаюсь. Как себя сдерживать?

- Дорогая Леночка, нельзя, моя хорошая, злиться и раздражаться на деток. Он маленькие просто, не умеют, конечно, себя вести. Конечно, они шумят, конечно, они иногда плачут ни из-за чего, конечно, они капризничают, но вот раздражение такое на детей свидетельствует о страшной страсти — гордости, о самолюбии человека. Бог на них не гневается, Бог им все прощает. Если такие детки отходят до семилетнего возраста в Царство Небесное, то церковь не молится о прощении их грехов. Бог не вменяет им эти грехи. Это не грехи, это некие такие немощи, некие несовершенства. Это совсем не то, что взрослый человек. Нельзя примерять на них свое поведение. Мы с вами, когда кричим и что-то делаем, ответственны за то, что мы делаем. Мы в силах остановить себя, они не в силах, они маленькие. Поэтому, конечно же, каяться в этом обязательно и ни в коем случае не раздражаться на деток.

 — Владыка, вы сказали, что знаете много невест и можете познакомить. Познакомьте, пожалуйста!

- Дорогой Евгений, я действительно знаю очень много хороших невест, очень много девушек, которые хотели бы выйти замуж. Но, боюсь, что такое заочное знакомство не всегда будет иметь хороший результат. Поэтому, если вы хотите с ними познакомиться, нужно приехать в Москву, пожить полгода, я на вас посмотрю, потрудиться где-то у нас, найти себе квартиру какую-то, может быть. И тогда можно будет решать вопрос о женитьбе. А так вот заочно, я на такое пока как-то не решаюсь.

 — Обязательна ли исповедь перед причастием? Муж не очень воцерковлен — к исповеди не готов, но венчаться хочет.

- Я думаю, Танюше, что, конечно, если муж хочет венчаться просто формально, этого делать нельзя. Если он не хочет каяться в грехах, то как его можно допустить до венчания. Я такого человека не стал бы венчать. Может, я с ним поговорил бы? Какие причины у него? Почему он отказывается исповедоваться и причащаться? Ведь венчание совершает Бог. И Бог совершает евхаристию, Бог совершает исповедь. Если он отказывается быть с Богом в двух очень важных, основных таинствах, а хочет только повенчаться с женой, в чем причины этого желания?

 — Можно ли молиться за крещенных, но неверующих родственников или это нужно делать с осторожностью?

- Я думаю, что можно молиться за своих крещеных, но неверующих родственников с большой осторожностью. Если это родственники. Но если неверующие — с осторожностью.

 — У меня повесился брат. Его отпели, но я не уверена, был ли он болен. Можно ли за него молиться в храме? И как избавиться от греха ревности?

- Юлечка, милая, я не знаю, действительно ли был болен ваш двоюродный брат. Если он был болен, то, конечно же, его можно было отпеть. Если он не был болен и совершил сознательно этот страшный грех, тогда, наверное, это отпевание было неправильным действием со стороны священника ил со стороны архиерея, может быть. Но я в этом разобраться не могу, к сожалению. Поэтому вы поступайте по совести. Молиться о нем можно в любом случае. Но если это не было следствием болезни этот поступок, тогда писать его в записках, конечно же, нельзя, и поминать всей церковью на литургии. А допустима о нем только домашняя келейная молитва. Как избавиться от греха ревности? Грех ревности, Юлечка, это грех против любви. Некоторые говорят, что от любви появляется ревность. Ревность не от любви появляется. Она появляется от самолюбия. Когда человек очень любит себя, тогда он начинает ревновать. Ему хочется любви, чтобы его любили, а он сам любить не умеет и не хочет. Поэтому появляется ревность. Это, конечно, страшный бесовский грех довел одного человека до убийства своей замечательной жены. Наверное, вы слышали историю про Дездемону, да? Так что нужно обязательно с этим грехом бороться.

 — Как вы относитесь к вечным огням?

- Как вы относитесь к вечным огням, которые горят на могилах наших погибших солдат? Ну, понимаете, это некоторая традиция, которая вошла у нас в такой обычай повсеместный. К этим вечным огням приезжают новобрачные, у вечных огней возлагают цветы, к вечным огням приходят церковные люди и молятся там об упокоении усопших. Я думаю, что не так важна форма, в которой совершается воспоминание о подвиге наших отцов, дедов, прадедов, сколько важна память все-таки о них и молитва о них. То, что она выражается в такой, не совсем церковной, как бы, форме, это, мне кажется, не так страшно.

 — У меня дома не работает отопление. Я мерзну, а чиновники требуют оплату. Мое терпение на грани срыва. Что делать?

- Дорогая Надюша, помоги вам Бог, наладить в вашем доме отопление. Помоги вам Бог, терпеть все неприятности, которые доставляют вам чиновники. Помоги вам Бог быть терпеливой. Если вам нужна какая-то помощь, вы можете написать нам на сайт miloserdie.ru, может быть, мы сможем вам чем-то помочь.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10 014&article=1760


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru