Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 21.11.2011 |
«Собор» означает «собрание». В неведомых для нас небесных высотах находится чудный безгрешный мир ангельский. Ангелы, предстоя Престолу Господа, Царя Славы, исполненные благоговейного трепета и любви к Богу, воспевают Ему ангельскую песню: «Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы Твоей». Любовь их к Богу так сильна, что пение никогда не умолкает. По любви и ревности о славе Божией, они не потерпели одного из светлых ангелов, который, возгордившись Богодарованным ему совершенством, умолк, не желая славословить Бога, позавидовав Создателю, возжелав сам стать, как Бог. Чем и увлек часть ангельского мира в противление Богу. Архистратиг, восстав против него по повелению Божию, низверг его с неба, и Небесные силы отступили от противника Божия и прекратили с ним всякое общение.
Падшие отверженные ангелы уже не славят Бога, только хулят Его, хотя сознают, что делают зло и готовят себе вечную погибель, не повинуясь своему Творцу. Они не способны к покаянию, так как в них не осталось добра. И мы по справедливости называем их бесами, демонами или злыми духами. Злой дух — дьявол, потеряв блаженство, соблазнил человека и ввел его в грех, лишив через то блаженства людей.
Но Сын Божий, по неизреченной любви к нам, грешным, пришел на Землю, пострадал за нас, освободил от темной власти дьявола, открыл нам вечное на небесах блаженство, указав путь к Нему. Вот теперь и мы исполнены благодарности к своему Творцу, Избавителю, подобно небожителям, славословим Бога: «Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы Твоей. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Все церковное православное богослужение воссылает от лица нас, грешных, благодарение Богу.
Однажды человек отпал от Бога, захотел исполнить волю дьявола, отдав тому свою свободную волю. В результате мы несем последствия рокового выбора первого человека. Тогда власть над людьми и их душами оказалась у князя мира сего — духа злобы поднебесного, дьявола и ангелов его, так что всякий человек, независимо от своей праведности, святости, начиная от Адама и вплоть до времен Иоанна Крестителя, оказывался в аду — месте, где нет Бога.
Между человеком и Богом образовалась пропасть, которую никакой праведник не мог преодолеть. Понадобилось особое действие Божие, чтобы построить мост от Божества к человеку. Бог стал Человеком, Бог пришел на Землю в образе Человеческом. Умер, сошел в ад, разрушив его оковы, и тех, кто жил ожиданием прихода Мессии, вывел из ада. Тем установив после себя новый род новых людей и новый способ рождения.
Первое рождение от родителей по плоти, когда мы приобретаем все то, что приобрел грехом Адам. Генетически, через кровь и плоть наших родителей, через их поврежденные души греховная порча запечатлевается в наших душах.
Второе рождение — Крещение, без которого невозможна жизнь вечная с Богом, — совершается, когда человек обретает веру в Иисуса Христа, Сына Божия, ради спасения человечества сошедшего с Небес. Без веры невозможно угодить Богу, поэтому всякое Крещение без веры теряет смысл, поскольку в самом святом действии человек совершает кощунство. Без веры Крещение не приносит тех плодов, которые Господь даровал человеку, потому что человек, не подготовленный огласительными беседами, исправлением своей жизни по вере, не подготовил свою душу для принятия этого дара. И дар Духа Святого очень скоро человек теряет.
Но за Свои благодатные дары Господь спросит очень строго, поэтому Священное Писание предупреждает: «Страшно впасть в руки Бога живого». Крещение — рождение от воды и Святого Духа, умирание во Христе, чтобы с Ним и воскреснуть, дает человеку бесценный дар Духа Святого, изгоняет дьявола и ангелов его из сердца человека. С этого момента дьявол уже не имеет такой власти над душой, и только извне, через обстоятельства, скорби близких может искушать человека, пытаясь вновь подчинить его своей воле. Здесь уже все зависит от того, к чему человек прислонит опять же свою свободную волю: к воле Божией — и тогда станет непобедимым воином Христовым, или отдаст свою волю на поругание сатане.
Но с момента Крещения в человеке начинается духовная война. До этого, честно скажем, дьяволу никакого дела до него и не было, потому что всякий некрещеный человек и так находится в его абсолютном рабстве. Крещение освобождает человека из этого концлагеря, дает ему шанс совершить побег. Но, даже совершая этот побег, человек должен хорошо представлять, в какую сторону бежать, где получить помощь, кто друг, кто враг, где находятся медикаменты, где есть пища. Потому что если тебя ловят, то бросают уже не в сам лагерь, а в карцер, в состояние более худшее. Так часто и бывает. Если человек приходит к Крещению без веры, а по каким-то суетным, лукавым соображениям, то дьявол с еще большей силой надругается над той святыней, которую человек приобрел в таинстве Крещения, ввергая его в еще более лютые и тяжкие грехи.
Всем без исключения очень советую почитать беседу святителя Игнатия (Брянчанинова), которая находится в «Аскетических опытах» и называется «О спасении и духовном совершенстве». В этой беседе святой подвижник излагает опыт Церкви и указывает пути к спасению и к совершенству. Независимо от того, в каком статусе мы сейчас находимся — или уже родились для духовной жизни христианами, или еще только собираемся, — всегда полезно сверить свой компас с ориентиром, по которому движутся угодники Божии к своему Творцу и Создателю. И, соответственно, проверив направление, если необходимо, исправить, доработать, укрепиться, набраться решимости, ревности и продолжать следовать к спасению. Помоги нам всем Господь.