Радонеж | Протоиерей Максим Обухов | 18.11.2011 |
Когда мы слышим о православно-католических взаимоотношениях, то почти всегда всплывает вопрос о т.н. «Фатимском послании». Причем католики, как Святой Престол, так и рядовые верующие уделяют ему немалое внимание. Мало того, Католическая Церковь смотрит на Россию в значительной мере через призму Фатимского явления. Я бы хотел обратить внимание на один малоизвестный момент, незамеченный большинством наблюдателей. Вот цитата из католического журнала «Любите друг друга» (журнал выходит на русском языке для русских).
Пренебрежение Фатимским посланием и отказ от веры в Бога погрузили человечество в нравственную бездну, привели ко 2-й мировой войне. Исполнились слова Божией Матери, произнесённые в Фатиме в 1917 г.: «Когда однажды ночью вы увидите необычайное сияние (сияние было видно во всей Европе в ночь с 25 на 26 января 1938 г.), знайте, что это великое знамение, которое Бог посылает, чтобы возвестить вам о том, что приближается наказание мира за его преступления. Будет война, голод, гонения против Церкви и Святейшего Отца». (.) В своём Фатимском послании Матерь Божия просила о причащении во искупление грехов в первую субботу каждого месяца и о посвящении России Её Пренепорочному Сердцу. 8 января 1942 г. папа Пий XII впервые совершил это посвящение. И удивительное дело — с этого момента наступает серия поражений гитлеровской армии на всех фронтах идущей войны.
Понятно? Пий XII произнес некую формулу посвящения России Богородице и поэтому война выиграна. Как Вы, например, отнесетесь, если московский Патриарх совершит то же действие в отношении, например, республики Чили? Мы скажем: юрисдикция московского Патриарха не распространяется на республику Чили. Так вот, своим действием Римский Папа показал, что, по мнению Ватикана, юрисдикция Рима распространяется на всю Россию.
Далее. Если посмотреть внимательно на историю войны, то после января 1942 года Германия продолжала наступление, пока не произошел неожиданный коренной перелом в Сталинграде, ни много ни мало, а спустя год (!). То есть, никакого перелома в сторону победы после 8 января 1942 года не последовало; наоборот, поражение за поражением перследовало советскую армию и отступление в глубь территории продолжалось в течение длительного времени.
Другая странность акции «посвящения» и ее связи с Фатимским посланием в следующем. Представьте себе обстановку по состоянию 8 января 1942 года (день «посвящения»). Захвачена Украина, Белоруссия. Захвачена территория, на которой до войны проживало 88 млн человек. Немцы стремительно движутся к Сталинграду и Москве. В России (СССР) немыслимые страдания. Путь фашистов преграждают люди, которые собой, своими телами заграждают путь превосходящему в силе врагу, точнее, устилают своими телами путь немцев и их союзников на восток. Гибнут миллионы людей. Совершаются неслыханные зверства, например, угон молодых людей в рабство, захват пленных детей и выкачивание всей крови на пользу раненых солдат Вермахта.
Что в это время происходит в Ватикане? Римский папа в безопасности. С фашистами заключен конкордат[1], то есть соглашение, гарантирующее безопасность Святому Престолу и взаимопонимание с властями Италии. Хотя сам договор нарушался, была критика со стороны Ватикана в адрес нацизма, но что важно: на момент «посвящения России Непорочному Сердцу» договор с фашизмом был в силе, что для юридически «правильного» образа мысли католиков имеет немалое значение. Некоторые политкорректные осторожные критические заявления в адрес нацистов не шли ни в какое сравнение с позицией святого Патриарха Тихона, предавшего анафеме большевиков. В истории постоянно мелькает мысль о том, что Папа хотел обезопасить католиков от преследования, заключил соглашение, чтобы не допустить гонений на церковь. Об отношении Ватикана к войне красноречиво говорит тот факт, что 1 сентября 1939 года правительства Англии и Франции обратились с просьбой к папе Пию XII объявить Германию агрессором. В ответ они получили отказ. Первой жертвой нацизма стала католическая Польша, над ней свершилась кровавая, беспощадная расправа, на глазах всего мира, но последующие события показали, что не она является конечной целью Третьего Рейха.
Действительно ли «посвящение» помогло в войне? А было ли вообще такое желание в Ватикане? Вспомним, что среди миллионов «озлобленных сынов», лежащих по сей день в «полях России, среди нечуждых им гробов[2]» многие, если не большинство, хотя бы формально, католики по крещению и вероисповеданию. Понятно, что это люди с разной степенью воцерковленности (наверное, в большей, чем в коммунистической России), принудительно загнанных воевать в погонах со свастикой. Но папа Пий XII сделал бы для победы, для блага человечества гораздо больше, исполнив просьбу Англии и США осудить агрессию Германии. Выражаясь простым языком, папа должен был «не благословить» воевать свою паству под знаменами Гитлера, в результате чего война не прекратилась бы, но миллионы католиков воевали хотя бы не с таким усердием! Можно ли объяснить молчание Ватикана по поводу похода на Восток страхом перед гонениями на себя и на рядовых верующих? Вряд ли. Во-первых, повторимся, что с фашистами был заключен пакт, гарантирующий неприкосновенность как папы, так и всего Ватикана. Во-вторых, от него не требовалось предать анафеме фашистов как Патриарх Тихон большевиков, а сделать это в иной форме. Вместо этого совершенно иные слова исходят из Ватикана в адрес коммунизма, который, вне сомнения — такая же чума, как фашизм, только разного цвета — красная и коричневая. Но антикоммунистическая полемика звучит гораздо ярче и, самое главное, — в унисон с самими фашистами, которые в нападении на СССР видели способ избавить мир от коммунизма. То есть молчание по поводу фашизма и развязанной им войны, а также несимметричная, непропорциональная антикоммунистическая полемика могла быть воспринята как скрытое благословение войны. Таким образом, вместо реальной помощи, которую Ватикан мог оказать, и не оказал, совершается непонятный обряд «посвящения России[3]», причем в самый трагический момент истории.
Итак, на момент начала второй Мировой Войны мы видим следующее:
1) относительный нейтралитет с фашистами, почти союзнические отношения, оформленные в виде юридически значимого конкордата 2) ярко выраженная антикоммунистическая полемика, во многом совпадающая с фашистской 3) осознание некоей важной духовной миссии Ватикана в самой России. 4) Фатимское откровение о «заблуждениях России», которые угрожают всему миру. Основанное на «Фатимском послании» посвящение России Богородице по католическому обряду 8 января 1942 года. Оно совершилось в Риме, глубоко в тылу агрессора, победоносно (пока еще) двигавшегося к Москве. Кому было адресовано «посвящение»? Солдатам-католикам из разных стран, воевавшим на стороне Гитлера?
Теперь мы приходим еще к одному противоречию «Фатимского послания» и нестыковок, связанных с ним. Фатимские события происходили в 1917 году, незадолго до революции. Согласно источникам, «В своём Фатимском послании Матерь Божия просила о посвящении России Её Пренепорочному Сердцу». То есть, просьба о «посвящении России» была исполнена спустя 25 лет, хотя ничего не мешало предшественникам Пия XII сделать это в другое время. Почему такая долгая задержка в четверть столетия? Почему о Фатимской послании вспомнили в самый неподходящий, (или наоборот, самый подходящий) момент? Тогда, когда весь мир ожидал падения России и парада победы на Красной Площади, но не того, о котором мы знаем, а парада, к которому готовился Гитлер[4].
Теперь вернемся к мотиву, который вел Германию и ее союзников в войне против России. Кроме чисто практического интереса (захват земли, ресурсов и пр.) знаменем, или поводом для фашистов была война за освобождение Европы от коммунизма. Именно осознание особой, важной миссии спасения человечества от коммунизма[5] двигало солдатами — немцами и примкнувшими к ним представителями других народов. Вторая Мировая была начата как борьба за спасение мира от коммунизма так же, как и впоследствии холодная война не только против СССР, но и против России.
Конечно, говорить о полноправном союзничестве Ватикана и Третьего Рейха говорить нельзя. Были гонения на христиан, хотя они не шли ни в какое сравнение с тем, что творилось в России, были факты сотрудничества, прямого участия даже иерархов в войне против России, было несвоевременное, но красноречивое молчание. Одну вещь мы видим со всей определенностью: война против коммунизма, а заодно и против порабощенной им России, была общим моментом внешней политики как Ватикана, так и нацистской Германии. Фатимское послание, точнее, его толкование и странный акт посвящения истекающего кровью СССР был своего рода благословением на ожидавшееся духовное завоевание России в 40-е годы после предполагаемого уничтожения коммунизма. С этим предположением странным образом согласуется предательство союзников. Пообещав открыть второй фронт, союзники не открыли его. Это был акт скрытой агрессии США и Англии против СССР, который привел к гибели множества наших солдат и мирного населения. Мало того, (теперь это достоверно известно), что в Германии готовился переворот, в результате которого она должна была немедленно вступить в военный союз с Англией и США. То есть, на западе был свой план действий в случае поражения Советского союза с войне с Германией. По-видимому, был свой план и у Ватикана.
Переворот провалился, а уничтожить русских немецкими руками не удалось. Второй фронт был открыт только тогда, когда союзники поняли, что скоро он будет не нужен, а уже необходимо остановить наступление Красной армии на запад. Практически сразу после войны, в 1949 году, США готовились к ядерной атаке на СССР и на этот раз Ватикан вплотную подключается к войне против России, не «горячей», а «холодной», причем выполняя роль идеолога и толкование к Фатимскому посланию опять сыграет свою роль как знамя борьбы против коммунизма (читай России).
Теперь, когда коммунизма нет, актуальность «похода на Восток» осталась и холодная война не закончилась. Сразу после падения «железного занавеса» на страну началось целое нашествие охотников за душами, жаждущих духовного захвата населения, истерзанного большевистским рабством и многолетней борьбой против Церкви. Как тогда, когда немецкие танки стремительно шли к Москве, понадобилась Фатима. Как ни странно, Лютеранская Церковь, которую больше всего обвиняют в сотрудничестве с фашизмом, повела себя по отношению к России наилучшим образом, отказавшись от прозелитизма и духовного завоевания восточного соседа, чего не скажешь об остальных. После кровавой коммунистической «зачистки» Православия по градам и весям необъятной России как грибы выросли иностранные вербовочные миссии. К сожалению, активность католиков, постоянно вдохновляемых по своему понятым Фатимским посланием, далеко превосходит необходимость окормления национальных диаспор, а была направлена на обескровленное коммунизмом русское население.
Что же касается истории и отношения к коммунизму — вне сомнения, Россия и русский народ несет ответственность за то, что произошло. Но стоило бы вспомнить, что не только русский народ. На нас была опробована популярная в 21 веке технология «экспорта революций». Теперь собрано достаточно фактов и исследований о том, кто организовывал Октябрьскую революцию, кто за нее платил. В частности, достоверно известны имена многих банкиров-спонсоров кровавого октября. И факт финансирования Ленина австрийским правительством. Таким образом, католическая страна финансирует октябрьскую революцию почти одновременно с фатимским посланием. В стране воцаряется хаос, носивший выраженную антирусскую направленность. Несколько десятилетий спустя известный уроженец Австрии направляет всю военную машину объединенной им Европы на то, чтобы «избавить Европу от коммунизма». Я бы крайне не хотел, чтобы католики восприняли эту статью как попытку очернить Фатимское явление или как-то их обидеть или обвинить. Просто мной движет желание посмотреть на него взглядом «из России». Я не хочу верить мистическим явлениям без рассуждения. Мне не нравится, когда мой народ представляется источником мирового зла и единственным носителем чуждой для него коммунистической идеи. Тексты посланий, обросшие домыслами, тайнами и различными толкованиями, содержат общий лейтмотив о «первородном грехе» России и о том, что ее прегрешения угрожают миру. Под предлогом борьбы с коммунизмом было сделано не меньше зла, чем принес сам коммунизм. При этом обе мировые войны были задуманы и начаты не в России…
Еще хотел бы оговориться, что не ставлю вопрос только о достоверности или недостоверности Фатимского чуда. Да интересует меня больше не «иллюминация», а двусмысленные тексты, вдохновляющие миллионы западных христиан, странная судьба текстов, завеса секретности и одновременно много шума. Никакого призыва к крестовому походу на Россию в нем не содержится. Мало того, из истории мы знаем, что Богородица могла являться людям любых вероисповеданий, даже язычникам. Да и официальная позиция католической иерархии — одно, а верующий народ — другое. Для нас гораздо важнее, какие выводы делают из Фатимского явления в Ватикане, как используют, истолковывают и к каким действиям по отношению к России это приводит. Вся католическая миссия в России, если так можно выразиться, пропитана духом культа Фатимы. Идея Фатимского откровения вдохновляет тысячи католиков вполне искренне трудиться «на благо России», в основном, шаг за шагом укрепляя свои позиции на Востоке. Сейчас, так же, как в 1942 году, о «Фатимском послании» вспомнили в нужное время и в нужном месте. Не ждать ли нам опять революции, организованной извне?
[1] Латеранский пакт между Ватиканом и правительством Муссолини от 1929 года. Что интересно, гораздо более умеренная декларация митрополитиа Сергия вызвала бурю возмущения в церковной среде, породила раскол, противники декларации шли в лагеря, на смерть, за несогласие с ней, причем декларация даже не отменяла анафему, которой святой исповедник Патриарх Тихон предал богоборческое правительство большевиков. Ничего подобного в отношениях между фашизмом и Ватиканом не было.
[2] Цитата из пророческого стихотворения А.С. Пушкина, его стоит привести целиком:
КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
1831
[3] Это событие, посвящение России в 1942 году, можно было бы отнести за счет личной ошибки Пия XII, но особый статус папы не дает такой возможности. Сакраментальные действия папы — действия всей полноты Католической Церкви.
[4] Победа России и перелом в 1943 году был полной неожиданностью для всего мира. Мало кто верил, что Советский Союз справится с Германией практически в одиночку.
[5] На западе, когда говорят о коммунизме, зачастую забывают, что не русский народ и не русская цивилизация были колыбелью коммунизма. Парадокс истории заключается в том, что австрийское правительство наняло Ульянова-Ленина для совершения коммунистической революции, а спустя четверть века австриец Гитлер, объединив Европу (знакомые слова?) начинает войну против русского народа под предлогом освобождения Европы от коммунизма. После его поражения начинается «холодная война», как думали, против коммунизма. Антирусская пропаганда достигла того уровня, что слова «коммунист» и «русский» стали на Западе восприниматься как синонимы. Зачастую европейцы и американцы весьма удивляются, когда узнают, что русский народ больше всех пострадал от коммунизма.
http://www.radonezh.ru/analytic/15 405.html