В 2004 году исполняется 190 лет пребывания Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Это дата особенная, т.к. на протяжении всего этого длительного периода с МДА связаны многие вехи из истории Русской Православной Церкви, развитие нашей великой национальной культуры и отечественной науки.
Московская Духовная Академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской Академии, основанной в 1685 году при деятельном участии Восточных Патриархов. В основание ее исторического бытия положены труды выдающихся греческих просветителей — братьев Иоаникия и Софрония Лихудов, что указывает на вселенское призвание Академии как нового центра духовного просвещения для всего православного мира. Академия — первое высшее учебное заведение России, стала матерью Московского Университета, а далее и других Духовных семинарий и светских учебных заведений. Во все времена Академия оставалась верной своему призванию — служить делу духовного просвещения и нравственного воспитания православного юношества.
Основание высшей богословской школы в Москве в конце XVII века явилось результатом напряженных усилий нашей Церкви утвердить православный характер духовного образования в России, отстоять святоотеческую направленность нашей богословской науки. Основанная во время оживленных богословских споров Востока и Запада, Московская Академия стала очагом духовного просвещения для России и всего Православного Востока, успешно выполняя свое назначение вплоть до 1812 года, потрясшего Россию нашествием Наполеона.
Новый период в истории Академии наступил в 1814 году, когда она приобрела приют в Лавре Живоначальной Троицы под кровом Преподобного Сергия Радонежского. Этому способствовали следующие обстоятельства.
В результате пожара 1812 года помещение Академии, находившееся в Москве в Заиконоспасском монастыре, сильно пострадало. В короткий срок занятия были возобновлены. Однако сами помещения были ветхими, тесными, находились в самом центре города, что не благоприятствовало атмосфере, которая подобает духовной школе. Все это совпало с заключительным этапом реформы духовного образования, предусматривавшим введение нового учебного Устава для преобразованных духовных академий России. Совокупность этих событий привела священноначалие к мысли о необходимости перенесения здания Академии в более благоприятное и просторное место, которым и была признана Троице-Сергиева Лавра. И в начале августа 1814 года последовал указ императора Александра I, по которому Академия разместилась в лаврских «Чертогах» — здании дворца императрицы Елизаветы.[1]
1 октября 1814 года начались занятия в новом здании Московской Духовной Академии, реорганизованной по новому учебному Уставу. Первые полстолетия своего пребывания в Лавре Академия была прочно связана с личностью выдающегося иерарха Русской Церкви святителя Филарета, митрополита Московского. Среди всех великих дел, сделанных святителем Филаретом на благо Церкви и Отечества, особо выделяется его роль в деле становления русской духовной школы и народного образования.
Святитель Филарет на протяжении большей части своей подвижнической жизни был связан с московскими духовными школами — как студент, как наставник, как архипастырь. Будучи одним из самых энергичных деятелей тогдашней Комиссии духовных училищ, митрополит Филарет принимал непосредственное участие в организации Московской Духовной Академии из Славяно-Греко-Латинской Академии, и в течение первых восьми лет ее существования он трижды по поручению Синода был ее ревизором, внимательно следившим за успехами и надлежащим направлением новооткрытой высшей духовной школы.[2]
После вступления на Московскую кафедру (1821−1867) святитель Филарет стал непосредственным главой Академии и 46 лет руководил ею. Все это время Академия сохраняла удивительное единство духа и направление образования. Школа, которую проходила Академия в филаретовскую эпоху была сурова; больше прещений, чем одобрений и похвал получали от своего строгого начальника даже ее наилучшие работники, но основанная на указанных нравственных началах, эта школа и создала из академической корпорации совершенно особенный тип ученого монастыря. В понятии «монастыря» заключается идея послушания: Академия воспитывала людей, послушных долгу; в понятии «ученый» заключается идея свободы: — Академия воспитывала людей, признающих за собой право собственных убеждений и уважающих чужую свободу.[3]
В 1842 году по благословению святителя Филарета в Академии начали выходить переводы творений святых отцов. Одновременно был создан и печатный орган академии — «Прибавления к творениям святых отцов», редактором которого стал известный ученик святителя Филарета, профессор церковной истории А.В. Горский. Начав систематическую издательскую деятельность с серии святоотеческих творений, Московская Духовная Академия засвидетельствовала свою устремленность к возрождению подлинно православного богословия, ибо непрерывная связь со святоотеческой традицией есть непременное условие развития православного богословия и православной духовной жизни в целом.
Под чутким водительством митрополита Филарета Академия достигла исключительно высокого авторитета и взрастила выдающихся ученых, которыми вправе гордиться русская наука. Произведения профессоров МДА, прошедшие горнило филаретовской цензуры, получили особую отточенность мысли и чистоту богословствования. Имя Московской Академии, как филаретовской Академии, приобрело заслуженную славу, не померкшую и до наших дней.
В чреде мудрых наставников Академии следует назвать имя архимандрита Филарета Гумилевского (впоследствии архиепископа Черниговского, талантливого ученого мужа, исследователя в области церковной истории и догматики). Как преподаватель и затем как ректор (1835−1841), архимандрит Филарет внес свежую струю в обучение студентов и в ученую деятельность. В этом ревностном монахе сочетались черты подвижника, ученого и администратора. Именно с архимандрита Филарета, и особенно со времени ректорства протоиерея А.В. Горского, в Московской Духовной Академии стала формироваться своя историческая школа — Академия становится по преимуществу школой исторической. Эта особенность сохраняется и в наши дни.
Наиболее выдающимся ректором в памяти Академии остался профессор протоиерей Александр Васильевич Горский (1862−1875). Своим жертвенным подвигом Горский сумел создать мощное ученое движение в Академии. Личным живым примером он свидетельствовал о том, что наука есть подвиг и служение. Горский оказывал колоссальное и благотворное влияние на студентов и профессоров в стенах Академии. Сорок с лишним лет трудился он в ней, отдавая все силы и знания родной для него Академии. Лучшие из ее питомцев справедливо признавали и гордились тем, что им выпала великая радость пройти школу Горского, из которой вышли не только замечательные церковные историки, но и прекрасные специалисты по патристике, догматике, церковному праву. Многие из них навсегда связали свою жизнь с Академией, став ее наставниками. Здесь необходимо назвать имена таких профессоров как известный византинист А.П. Лебедев, исследователь истории Русской Церкви академик Е.Е. Голубинский, П.С. Казанский, Н. Каптерев и др.
Благодаря Горскому Академия приобрела для себя известного всему миру великого русского историка Василия Осиповича Ключевского. В Академии Ключевский проработал более 30 лет, своей личностью объединяя старейшие в России светскую и духовную школы. Справедливо об этом уникальном явлении сказал профессор Н. Глубоковский: «Без зависти и соперничества Академия в своей области хотела идти вровень с дорогим для всех Московским Университетом и всегда чувствовала с ним живую духовную связь, прекрасным залогом которой был В.О. Ключевский, гармонически воплощавший преимущества обеих школ"[4].
Навсегда с именем Горского связана и история по устройству отдельного храма для Академии, которого она не имела более половины первого столетия своего существования. Горский хлопотал и добился устройства храма в стенах Академии, который был устроен в академическом зале, где прежде происходили, незадолго до того отмененные, публичные испытания. Храм был освящен 12 февраля 1870 года в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы[5]. Вслед за храмом в 1871 году протоиерей А.В. Горский добился создания академического кладбища на территории сада Академии[6]. Отныне отходившие в иной мир наставники не расставались с родной Alma Mater и после смерти.
Во время ректорства протоиерея Горского в 1864 году был широко отмечен пятидесятилетний юбилей реформированной Академии. Главным достоянием Академии был твердый дух Православия, который она постоянно преумножала. За полстолетия своего существования Академия дала Русской Церкви 26 иерархов, всего окончило Академию за это время 1164 студента[7].
Самым торжественным днем в Академии всегда было 1 октября — праздник Покрова, которого в МДА все ждали, как Татьянин день в Московском Университете. При Горском, начиная с 1871 года ежегодно 1 октября, в день открытия Академии, совершался торжественный акт. Накануне этого дня, за заупокойной литургией и панихидой проходило поминовение всех почивших начальников, учивших и учившихся в Академии за все время ее существования. При этом в академическую церковь приносилась почитаемая лаврская святыня — большая икона преподобного Сергия, написанная на его гробовой доске, которую студенты обносили по всем жилым помещениям Академии. В сам день праздника приезжал московский викарий, который служил всенощную и литургию и затем председательствовал на акте. Торжественное собрание начиналось вступительной молитвой, после которой начиналась ученая речь[8].
В МДА своеобразная атмосфера, сложившаяся в филаретовский период, сохранилась вплоть до кончины ректора А.В. Горского в 1875 году. Современники отмечали искусство гения создателей академического быта в гармоничном сочетании формы и идеи, плоти и духа, закона и благодатной любви. За несколько десятилетий был создан совсем особый мир, поражавший прочностью своего уклада, глубиной духовных интересов. Академические заветы, «преданья старины глубокой», от уставов Церкви до правил библиотеки, до расписания кушаний на каждый день, сами стены и своды Елизаветинского дворца, входы и выходы — все это, и великое и малое, внутреннее и внешнее, составляло неприкосновенную святыню и говорило о самых чистых чувствах и нежной любви к Alma Mater всех здесь учащих и учащихся. И в этом нельзя не видеть еще одно свидетельство духовного, богословского и педагогического гения святителя Филарета Московского, имя которого навсегда связано с самым блистательным периодом жизни Московской Духовной школы.
Среди преемников протоиерея А.В. Горского по ректорству следует назвать профессора протоиерея Сергея Константиновича Смирнова (1878−1886), сохранившему ту же высокую духовно-научную атмосферу. Протоиерей С.К. Смирнов был исследователем истории Академии и Троицкой Семинарии. В своих трудах[9] он всесторонне освятил жизнь старейших Духовных школ. В его наследии имеются многочисленные проповеди, выступления и другие сочинения.
Новые веяния в жизнь Московской Академии принесло ректорство архимандрита Антония Храповицкого (1890−1895) (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий). Этот молодой ректор был немногим старше своих учеников — ему не было еще тридцати лет. Появление его в Академии было довольно необычным. Архимандрит Антоний явился во вверенную ему Академию с одним только старческим посохом в одной руке и с чемоданом, наполненным книгами духовного содержания, в другой, не имея ничего другого при себе. Этот факт громко говорил, что новый ректор принес совершенно новое направление и совершенно новый образ жизни[10]. Архимандрит Антоний был типичным представителем ученого монашества. У него был критический и живой склад ума. Выдающийся проповедник и пастырь, он стремился сплотить Академию в единую семью. Его лекции и проповеди отличаются зрелостью и профессионализмом.
При архимандрите Антонии в 1892 году началось издание «Богословского вестника», скоро превратившегося в один из лучших богословских журналов. Фактически распорядителем журнала считалась вся корпорация. В нем впервые были опубликованы многие труды выдающихся ученых Академии.
Начало ХХ века внесло много нового в жизнь Академии. Революционные события не обошли и стены МДА. Волна крамолы и бунтарских волнений докатилась до Академии. Духовное студенчество, охваченное всеобщим революционным брожением, в порыве забастовок и неповиновения забывало о своем высоком назначении, о реальных целях своего обучения, которыми являлось подготовка к пастырскому служению Церкви.
Период с 1905 по 1909 гг. — время первой русской революции и последовавшей после ее подавления реакции стал поистине серьезным испытанием и для всей системы духовного образования в России. Именно эти события самым серьезным образом отразились на всем сложном организме Академии. Эти 4 года стали подлинным испытанием на прочность как для руководства и преподавателей, так и для самих студентов МДА. Развернувшееся забастовочное движение, переросшее затем в т.н. движение за «нормализацию порядков» в Академии, конфликты в среде профессуры и в органах управления корпорации — все это сказывалось на духовно-нравственном состоянии единого организма МДА. История Академии в начале ХХ века, была весьма бурной, наполненной целым рядом катаклизмов[11]. Это было закономерно: «Когда размываются вековые устои и подтачиваются нравственные ценности, становится все труднее и труднее ориентироваться в действительности, принимать правильные решения"[12]. Однако в это трудное время в Академии несли свое служение лучшие представители своей эпохи: архимандрит Иларион (Троицкий) (впоследствии архиепископ Верейский, священномученик), священник Павел Флоренский — выдающийся философ, богослов и психолог, профессора историк В.О. Ключевский и библиолог М.Д. Муретов и др.
Начало первой мировой войны совпало со столетием перемещения Академии в Троице-Сергиеву Лавру. Предполагавшиеся торжества были отложены. Академия ограничилась изданием мемуарного сборника «У Троицы в Академии"[13]. Само название сборника говорило о том, как высоко и искренне в сознании благодарных воспитанников воспринималась их родная Alma Mater, прошедшая столетний рубеж своей истории. В этом юбилейном сборнике были опубликованы статьи воспоминания крупнейших ученых, воспитанников Академии, не потерявшие своей актуальности и в наше время.
Круговорот трагических событий 1917 года захватил и Московскую Академию. Пришедшие к власти атеисты, начиная притеснения Церкви, обрушили первый удар на ее духовные школы — академии и семинарии. Уже в 1918—1919 годах последовало физическое вытеснение этих учебных заведений из их законных помещений различными государственными учреждениями. Так здание МДА заняли прибывшие из Петрограда Высшие офицерские электротехнические курсы. В результате Академия прекратила свои занятия в Троице-Сергиевой Лавре и переместилась в Москву, где в различных помещениях в невыносимых экономических и политических условиях просуществовала несколько лет вероятно до 1925 года. В связи с провокационным декретом Советского Правительства об изъятии церковных ценностей многие преподаватели Академии подверглись репрессиям и претерпели мученическую кончину[14]. Светильник русского богословского образования казалось, навсегда погас вместе с прошлой дореволюционной Россией.
Но Богу было угодно, чтобы в лоне Русской Церкви вновь насадился священный вертоград, которому надлежало стать духовным рассадником пастырства для нивы Христовой на земле Святой Руси. Еще не отгремели орудия Великой Отечественной войны, как была заложена основа к возрождению духовной школы. После известного приема 4 сентября 1943 года в Кремле членов Синода, Правительство положительно отнеслось к идее учреждения богословских школ для кадрового пополнения образованных кандидатов священства. История возрождения Московской Духовной Академии связана с именами Святейших Патриархов Сергия и Алексия I. По поручению Патриарха Сергия в конце 1943 года решением Синода был утвержден проект организации высшей и средней богословских школ. И уже 14 июня 1944 года состоялось торжественное открытие Православно-богословского института и Богословско-пастырских курсов. Одна из древнейших московских святынь — Новодевичий монастырь стали кровом и пристанищем для возрождавшихся духовных школ.
Процесс становления этих школ длился несколько лет. Это был путь искания форм, в которые должна была облечься деятельность новой системы духовного образования. И к третьему по счету учебному году (1946/47) в духовных школах Москвы произошли важные преобразования: Московский Богословский Институт и Богословско-пастырские курсы согласно резолюции Патриарха Алексия I от 31 августа 1946 года были преобразованы в Московскую Духовную Академию (высшая школа) и Московскую Духовную Семинарию (средняя школа) под руководством одной администрации. Сроки обучения в Академии и Семинарии были установлены по 4 года[15].
Конец третьего учебного года ознаменовался первым выпуском Семинарии. Среди 18 воспитанников 4 класса, окончивших полный учебный курс, были будущие преподаватели Академии и иерархи нашей Церкви, такие как Константин Нечаев (впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим), Павел Голубцов (впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий)[16].
Новым рубежом в истории возрожденной Академии стала передача Московской Патриархии бывших зданий МДА в Троице-Сергиевой Лавре в конце 1947 года. А в октябре 1948 года было совершено освящение старого здания Академии, так называемых «Чертогов», и 19 октября там начались занятия. Спустя несколько дней Святейший Патриарх Алексий I впервые посетил Академию, а в декабре возглавил первый годичный акт.
Возвращенная под священную сень Дома Животворящей Троицы Академия продолжала расти непосредственно под благодатным покровом этой святой обители. Одним из плодов этого благодатного влияния состоит в том, что многие учащиеся избрали и встали на путь самоотверженного монашеского служения Церкви, поступая в Троице-Сергиев монастырь.
Так возрожденные Московские Духовные школы начали свою учебную и ученую деятельность. Этот период связал почти прерванную традицию старой, дореволюционной и новой, послереволюционной школы. Преподавателями возрожденной Академии стали выпускники прежних Московской, Петроградской, Киевской и Казанской Духовных Академий. Они передали новому поколению студентов любовь к православной богословской науке и благоговейное отношение к Церкви Христовой.
Самой значительной вехой в жизни возрожденной духовной школы стало торжественное празднование 150-летия пребывания Академии в Лавре преподобного Сергия. В праздник Покрова Божией Матери 14 октября 1964 года Патриарх Алексий I возглавил этот исторический акт, собравший в знаменитые «Чертоги» очень представительную аудиторию из церковных деятелей не только православного мира, но и других христианских конфессий[17]. Это был своего рода смотр славных достижений Московской духовной школы в ее новом, возрожденном облике и вместе с тем признание в целом выдающихся заслуг прошлого и настоящего делания Академии под сенью Троице-Сергиевой Лавры.
В конце 50-х годов новые гонения на Церковь сильно подорвали возрождавшуюся систему образования. Был сильно ограничен прием абитуриентов в духовные школы. В это тяжелое время Академия «у Троицы» выстояла, несмотря на активное противодействие со стороны властей. Ректором Академии в то время был протоиерей Константин Ружицкий. После спада хрущевских гонений в МДА активно развивалась научная и богословская мысль.
Несмотря на преклонные лета, Святейший Патриарх Алексий I в 60-х годах с любовью и вниманием покровительствовал Академии, из стен которой он вышел еще до революции. Патриарх посещал Академию в актовые дни, на Покров Божией Матери, присутствовал на филаретовских вечерах (посвященных памяти святителя Филарета Московского), ставших традиционными. Первосвятитель проявлял особую заботу о том, чтобы в крайне неблагоприятных условиях, созданных атеистическим государством, в Академии свято хранились лучшие традиции старой дореволюционной школы. Попечением Патриарха Алексия I при МДА был открыт Церковно-археологический кабинет, в фондах которого хранятся русские и византийские иконы, картины известных художников на религиозные сюжеты и другие предметы церковного искусства[18].
Академия развивалась и крепла. Большое значение приобрел открытый в 1964 году заочный сектор, через который прошло обучение значительное число духовенства. В Академии в 60-х годах преподавали видные церковные ученые-профессора — епископ Питирим (Нечаев), Д.П. Огицкий, А.И. Гергиевский и др. Из преподавателей нового поколения, получивших образование в Духовных школах — профессора протоиерей Алексий Остапов, игумен Марк (Лозинский), К.Е. Скурат и др.
В 70−80-х годах МДА с успехом продолжает осуществлять подготовку священнослужителей, богословов и преподавателей. В это время в Академии преподавал архимандрит Иоанн (Маслов) — выдающийся богослов и литургист. Этот внимательный пастырь и непревзойденный по силе влияния духовник положил множество трудов для процветания Московских Духовных школ[19].
После кончины Святейшего Патриарха Алексия I, его преемник Святейший Патриарх Пимен на протяжении всего своего первосвятительского служения неоднократно посещал Академию «у Троицы», оказывая большое внимание ее жизни и деятельности. Практически ни один академический праздник не обходился без патриаршего наставления.
С 1973 по 1982 годы ректором Академии являлся епископ Владимир (Сабодан) (ныне митрополит Киевский и всея Украины). Его сменил епископ Александр (Тимофеев) (впоследствии архиепископ Саратовский), ранее исполнявший обязанности инспектора Академии. В 70-х годах при МДА появился регентский класс, преобразованный в 1985 году в регентскую школу, в которой занималось около 100 воспитанниц. Это была единственно возможная форма женского религиозного образования в то время. В это время в Московские Духовные школы стали принимать преподавателей с университетским гуманитарным образованием и основательными знаниями в области богословия, полученных путем самообразования. Благодаря этому качество преподавания в Академии существенно возросло. Значительным событием в истории Академии стал 300-летний юбилей ее образования, праздновавшийся в 1985 году.
В год тысячелетия Крещения Руси отношения Церкви и государства стали кардинально меняться. При Академии была создана иконописная школа. В это же время в Церковь пришло большое количество интеллигенции и молодежи. Именно они составили основной костяк воспитанников Духовных школ. Московская Духовная Академия, как ведущее учебное заведение Русской Православной Церкви стала направляющим звеном в подготовке богословских кадров.
С 1992 по 1995 годы МДА возглавлял епископ Филарет (Карагодин) (ныне архиепископ Пензенский). Его преемником стал епископ (ныне архиепископ) Верейский Евгений (Решетников), соединяющий ректорство с должностью председателя Учебного Комитета при Священном Синоде. В 90-е годы в корпорации Академии трудятся такие известные ученые богословы как архимандриты Макарий (Веретенников), Матфей (Мормыль), Платон (Игумнов), а также К.Е. Скурат, М.С. Иванов, А.И. Осипов и др.
Ныне здравствующий первоиерарх Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в лучших традициях своих предместников Святейших Патриархов Алексия I и Пимена продолжает окормлять московские духовные школы, посещая Академию в дни ее праздничных торжеств. По его благословению ведется усиленная работа по реформированию всей системы духовного образования в России, которая возложена на Учебный Комитет и непосредственно на его председателя, ректора МДА архиепископа Верейского Евгения.
Архиерейский Собор 1994 года постановил к 2000 году подготовить переход к новой системе духовного образования, в рамках которой семинарии должны стать высшими школами, готовящими священнослужителей, академии же преобразованы в школы, дающие богословскую специализацию[20]. На основании соборного определения была создана рабочая группа по разработке детальной концепции новой системы богословского образования. Были выработаны предложения по реформированию системы духовного образования, которые с уточнениями были утверждены Священным Синодом 27 декабря 1996 года[21]. Разработанная программа реформы Духовных школ, содержала переход к пятилетнему курсу образования в семинарии. Академический курс предполагается разделить на 2 ступени: 1-я ступень — 3-х летняя (на соискание ученой степени кандидата богословия, 2 ступень — 2-х летняя — магистра богословия).
В настоящее время подготовлены новые учебные планы для Академии и рекомендации, отражающие совокупный опыт ведущих отечественных и зарубежных церковных и светских учебных заведений. Начиная с 2003/2004 учебного года, в Московской Духовной Академии эти учебные планы строятся с учетом будущей специализации. В связи с этим в Академии были созданы два направления преподавания: богословское — со специализацией по богословию и патрологии, и церковно-историческое со специализацией по русской и общей церковной истории. Предполагается, что в дальнейшем специализированная научно-богословская работа по каждому направлению значительно активизирует деятельность кафедр и в итоге приведет к образованию факультетов. Юбилейный для Московской Духовной Академии 2004 год, таким образом, ознаменовался вступлением духовных школ в новое состояние, вызванное изменившимися условиями церковной жизни и призванное удовлетворять ее растущие потребности в образованных кадрах.
Широкую известность и призвание Академия снискала благодаря своему высокому предназначению. Находясь в священных стенах знаменитой Троице-Сергиевой Лавры вот уже в течение 190 лет, с древности сохраняя и преумножая свои традиции, она приобрела особый духовный настрой. И это особенно значимо для того богословского и пастырского делания, какое она совершает для Русской Православной Церкви с момента своего основания.
Академия на протяжении всей своей истории указывала и продолжает указывать русским богословам и пастырям подлинно православный, подлинно евангельский путь. Она возвещает вечную, Божественную истину, утверждая на глубоких, исконно русских православных основаниях духовную жизнь. В этой неизменности, с которой Академия служит своему церковному и общечеловеческому призванию, высокому педагогическому и патриотическому долгу, есть своя ценность и глубокий внутренний смысл. По-видимому, Бог благословил труд нашей духовной школы, исторический путь которой, со всеми событиями и явлениями в ней можно действительно назвать жизнью «у Троицы в Академии». Сто девяностолетняя история молчаливо и скромно, но неотъемлемо и праведно возложила на главу ее венец «от каменей честных», как дань благодарности за благороднейший просветительный подвиг созидательного духовного творчества, как святое благословение на дальнейшее служение правде в преподобии истины.
Мы молим Господа даровать процветание и ученые успехи нашей старейшей духовной школе — Московской Духовной Академии, да останется она навсегда своим духом юной, полной свежих сил, своим повседневным служением продолжая готовить для Русской Православной Церкви образованных пастырей, благоговейных монахов, умелых регентов и иконописцев. Да будет у Академии слава из века в век, пока сияет чаемый и отражаемый ею свет невечерний, присносущный и незаходимый.
[1] Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814−1870). М., 1879. С. 4.
[2] Там же. С. 11; См.: Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894.
[3] Мельков А.С. Митрополит Филарет и Московские Духовные школы // Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности молодых ученых в областях гуманитарных, естественных и технических наук в 2003 году. М., 2004. С. 23.
[4] Глубоковский Н. За тридцать лет (1884−1914) // У Троицы в Академии, 1814−1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов / Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. С. 742.
[5] Корсунский И.Н. Покровская церковь Московской Духовной Академии // Богословский вестник. 1898. N 11. С. 188−189.
[6] Смирнов С. Александр Васильевич Горский // Богословский вестник. 1900. N11. С. 435.
[7] Сборник, изданный Московской Духовной Академией по случаю празднования ее пятидесятилетия. М., 1864. С. 28−33.
[8] Смирнов В.А. Годы студенчества (1870−1874). СПб., 1916. С. 86.
[9] См.: Смирнов С.К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855; История Троицкой Лаврской Семинарии. М., 1867; История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814−1870). М., 1879.
[10] Салтыков А., свящ. Краткий очерк истории Московской Духовной Академии. Ректор Академии проф. прот. А.В. Горский // Богословские труды. 300 лет МДА. М., 1986. С. 93.
[11] См.: Голубцов Сергий, протодиакон. Московская Духовная Академия в революционную эпоху. М., 1999.
[12] Ходанов Михаил, свящ. Под благодатным покровом // Духовный Мир. Сергиев Посад, 1994. N 1. С. 29.
[13] У Троицы в Академии, 1814−1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов / Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914.
[14] См.: Голубцов Сергий, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999.
[15] Смирнов Вадим, прот. Святейший Патриарх Алексий и Московские Духовные школы // Богословские труды. 300 лет МДА. М., 1986. С. 150.
[16] Там же. С. 151.
[17] Там же. С. 157
[18] Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. 1917−1997. М., 1997. С. 635.
[19] Маслов И.В. Архимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие. М., 1999. С. 50−56.
[20] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О задачах Церкви в области богословского образования» // Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Документы. М., 1994. С. 9−11.
[21] Определения Священного Синода от 27 декабря 1996 года // Журнал Московской Патриархии. 1997. N 2. С. 6.