Продолжение, начало см. здесь
В правление императора Николая I отношения между Петербургом и Папским престолом осложняются. Причиной этого стала прежде всего высокая степень сопряженности католического и польского вопросов в Российской империи. Наиболее радикально на положение российских католиков при Николае I повлияло Польское восстание 1830−1831 гг. Несмотря на то, что папа отказался благословить восстание, симпатии большинства католиков западных областей России были на стороне восставших. Многие представители римско- и греко-католического духовенства в той или иной степени поддержали мятеж, что явилось причиной репрессивных мер со стороны правительства. Многие клирики и миряне Католической Церкви были высланы в Сибирь и внутренние губернии России, последовало упразднение монастырей, монахи которых оказали поддержку восставшим (к 1847 г. в России осталось 72 мужских и 34 женских католических монастыря).
Следствием Польского восстания стало и ускорение решения об упразднении Греко-католической Церкви в западных областях России (за исключением Холмщины), хотя объективный процесс возвращения униатов в лоно Православия, начавшийся в конце XVIII в., продолжался и в первой трети XIX ст. Значительную роль в подготовке программы упразднения унии в западно-русских областях сыграл греко-католический священник Иосиф Семашко (впоследствии — униатский епископ Литовский, затем — православный митрополит Литовский и Виленский). В 1828 г. правительством были предприняты первые меры для реализации этой программы: была образована Греко-католическая духовная коллегия, отдельная от Римско-католической и целиком от нее независимая, а вместо четырех униатских епархий были образованы две (Литовская и Белорусская), епархиальным архиереям которых были подчинены все базилианские монастыри. В 1835 г. указом Николая I был образован Секретный комитет по униатским делам под руководством министра внутренних дел Д.Н.Блудова. Окончательное воссоединение западно-русских униатов с Православной Церковью последовало 12 февраля 1839 г., когда собравшиеся в Полоцке греко-католические епископы подписали акт о переходе в Православие. Это решение было утверждено Святейшим Синодом и подписано императором 25 марта 1839 г. С Православной Церковью воссоединилось более полутора миллионов униатов. Греко-католическая коллегия, которую с 1838 г. возглавлял Иосиф Семашко, формально просуществовала до 1843 г., когда была упразднена.
К концу правления Николая I отношения с Римом были нормализованы, итогом чего явилось заключение в 1847 г. конкордата между Российской империй и Папским престолом, который упорядочил государственно-церковные отношения. Помимо уже существовавших на территории России 6 римско-католических диоцезов: Могилевского, Виленского, Минского, Самогитского, Луцко-Житомирского и Каменец-Подольского, — был учрежден еще один — Херсонский, в 1848 г. переименованный в Тираспольский (с центром в г. Саратове). Новая епархия была призвана окормлять, главным образом, католическое население немецких колоний в России.
Новые сложности в отношениях между Католической Церковью и Российским государством закономерно возникли после Польского восстания 1863 г. В ходе подавления мятежа вновь имели место репрессивные меры против польских повстанцев, в числе которых и на сей раз были представители римско-католического духовенства. В результате возникшего по причине восстания 1863 г. конфликта между правительством Александра II и папской курией российские власти упразднили Каменец-Подольскую (1865 г.) и Минскую (1869 г.) римско-католические епархии и Варшавскую духовную академию Католической Церкви (1867 г.). В 1866 г. последовал разрыв конкордата и полное прекращение дипломатических отношений между Российской империей и Папским престолом. Рим запретил католическим епископам участвовать в работе Духовной коллегии.
В 1875 году была упразднена последняя существовавшая на территории России греко-католическая епархия — Холмская, с 1830 г. напрямую подчинявшая Риму. Население Холмщины, в отличие от жителей Белоруссии и Украины, было более полонизированным, поэтому далеко не все униаты этого региона выражали желание перейти в Православие. К сожалению, упразднение унии в Холмской области не обошлось без нескольких инцидентов, в ходе которых российские войска употребили насилие для усмирения недовольных.
К середине 1870-х гг. правительство Александра II переходит к политике либерализации отношений с Католической Церковью, итогом чего стало восстановление дипломатических сношений с Папским престолом в 1894 г. К началу XIX в. восточная политика Папского престола также претерпевает изменения. Энциклика папы Льва XIII «Оrientalium dignitas» положила начало новому отношению папской курии к униатским церквам. Если прежде на униатов смотрели как на католиков второго сорта и стремились постепенно латинизировать униатские сообщества, входившие в структуру Католической Церкви, то отныне они получали более самостоятельное значение. Эта перемена была обусловлена стремлением использовать униатов в видах дальнейшего вовлечения Христианского Востока в католицизм. Обращение в католичество восточного обряда нескольких православных священников в России дало Ватикану надежду на возможность распространения унии в России с помощью греко-католической Церкви, существовавшей на территории Австро-Венгрии, в Галиции. С этой целью униатский митрополит граф Андрей Шептицкий добился от папы особых полномочий с целью возглавить миссионерскую деятельность в России и начал реформу, призванную избавить греко-католическую Церковь от латинского влияния и приблизить ее к Православию в обрядовом отношении. Манифест о веротерпимости 1905 г. значительно облегчил прозелитическую деятельность Шептицкого и его миссионеров в России. Ее итогом стало не только создание на территории Российской империи нескольких нелегальных католических общин восточного обряда, но и появление в 1909 г. первого открыто действующего униатского прихода в Петербурге. Однако в целом результаты миссионерской активности Шептицкого в России были весьма скромными.
После манифеста 1905 г. Римско-католическая Церковь получила возможность более свободно осуществлять свою религиозную деятельность на территории России. Впервые был разрешен переход в католицизм из других исповеданий, в том числе — Православия. Этим воспользовались, в частности, некоторые бывшие униаты (особенно в Холмской области), которые теперь за отсутствием униатской церкви в России перешли в римо-католичество (общим числом 170 935 чел.). В предреволюционные годы Католическая Церковь в Российской империи имела 12 епархий: 7 диоцезов были расположены на территории польских земель, 5 — на территории собственно России: Могилевская, Виленская, Тельшевская (Самогитская), Луцко-Житомирская и Тираспольская. В составе последних 5 епархий было 1 160 000 верующих, 400 священников, 5 семинарий; однако на территории, соответствующей нынешней Российской Федерации, находилось всего лишь 150 приходов (так что говорить о католицизме как традиционной конфессии современной России можно весьма условно).
Несмотря на происшедшие в начале ХХ в. перемены в положении российских католиков, Римская курия требовала для них от властей Российской империи еще больших свобод. В 1913 г. министр иностранных дел России С.Д. Сазонов предложил образовать особое совещание министров по католическим делам. Николай II дал разрешение на пересмотр российского законодательства о Католической Церкви, но этому помешала начавшаяся Первая мировая война.
К Февральской революции 1917 г. Католическая Церковь отнеслась весьма благожелательно, надеясь на значительное расширение своих свобод в новых условиях. Надежды эти в значительной степени оправдались. В 1917 г. была произведена реорганизация епархиальной структуры Могилевского архидиоцеза, в состав которого были включены 6 епархий: Могилевская, Минская, Луцко-Житомирская, Каменец-Подольская, Ковенская и Саратовская. В дальнейшем, даже в условиях советской власти, появляются новые католические диоцезы: Сибирский викариат в 1921 г. и Владивостокская епархия в 1923 г.
Свободой, предоставленной Временным правительством, помимо римо-католиков воспользовались и католики восточного обряда. Митрополит Андрей Шептицкий, после вступления российской армии в Галицию в 1914 г. арестованный и высланный вглубь России, после Февральской революции был освобожден и принял активное участие в возрождении российских католических структур восточного обряда. В мае 1917 г. под председательством Шептицкого в Петрограде прошел собор русских греко-католиков. На соборе было принято решение об образовании на территории России униатского экзархата, подчиненного митрополиту греко-католиков Галиции. Экзархом был назначен католический священник восточного обряда Леонид Федоров. Но деятельность экзархата так и не достигла значимых масштабов: на территории России в послереволюционное время удалось создать лишь около десятка униатских общин.
Октябрьскую революцию 1917 г. и приход к власти в России большевиков Ватикан первоначально также встретил с энтузиазмом в надежде, что репрессивные меры советской власти ослабят Православную Церковь и создадут благоприятные условия для католической миссии в России. Однако развернутая большевиками атеистическая кампания, в дальнейшем переросшая в широкомасштабные гонения, существенно затронула и Католическую Церковь. После принятия в 1918 г. декрета об отделении Церкви от государства католические структуры, как и другие религиозные объединения России, были лишены права юридического лица, а их имущество национализировано. В дальнейшем многие католические приходы, наряду с православными, подверглись разграблению под предлогом изъятия церковных ценностей на нужды голодающих. Начались репрессии против католического духовенства. Митрополит Могилевский барон фон Ропп был арестован и выслан в Польшу. В 1923 г. состоялся процесс над рядом представителей католического клира: архиепископом Яном Цепляком, прелатом К. Будкевичем, экзархом католиков восточного обряда Л. Федоровым и др. — по обвинению в антисоветской деятельности. Цепляк и Будкевич были приговорены к расстрелу, остальные к 10 годам тюрьмы (Будкевич был расстрелян, приговор в отношении Цепляка отменен: в 1924 он был выслан заграницу). Однако в целом репрессии против католических священнослужителей были значительно менее жестокими, чем гонения на православное духовенство. Если представителей последнего подвергали расстрелам, арестам и ссылкам, то католических клириков чаще всего лишь высылали из России (так, в 1925 г. в заключении находилось всего 8 священников-католиков).
В то же время Католическая Церковь и в условиях советской власти не оставляла попыток прозелитизма. В 1923 г. Патриарх Тихон отмечал, что, пользуясь происходящей в Православной Церкви неурядицей, папа всяческими путями стремится насаждать в России католицизм. Для активизации такого рода деятельности в 1925 г. в Риме при Конгрегации Восточных Церквей была образована комиссия «Pro Russia», которую возглавил иезуит Мишель д’Эрбиньи. Комиссия занималась не только помощью католической миссии в России, но и миссионерской работой среди русской эмиграции в Европе. В 1926 году рукоположенный в епископский сан д’Эрбиньи приехал в СССР, где совершил несколько тайных епископских хиротоний и произвел реорганизацию католических епархиальных структур. На территории Советского Союза вместо прежних диоцезов были открыты четыре Апостольской администратуры: Московская (еп. Пий-Эжен Неве); Ленинградская (еп. Антоний Малецкий); Могилевская (еп. Болеслав Слосканс) и Крымская (еп. Александр Фризон). Тем не менее меры, предпринятые для укрепления Католической Церкви в СССР, ожидаемых результатов не дали. К середине 1930-х гг. практически все католические структуры на территории Советского Союза были разгромлены, а священнослужители высланы (иностранцы) или арестованы (граждане СССР). В 1936 г. из Москвы был выслан последний римско-католический епископ, действовавший на территории Советского Союза. На свободе в это время на всем пространстве СССР оставалось около 16 священников. К концу 1930-х гг. в Советском Союзе действовали лишь два католических прихода (в Москве и Ленинграде).
С началом Второй мировой войны вновь предприняли попытку миссии в СССР греко-католики Галиции, которая в 1939 г., после оккупации Польши Германией, в соответствии с пактом Молотова-Риббентроппа вошла в состав Украинской ССР. В предшествующие началу Великой Отечественной войны два года антицерковные репрессии затронули этот регион в меньшей степени, чем другие области СССР (на Западной Украине были закрыты только монастыри и духовные школы). Митрополит Андрей Шептицкий вновь попытался организовать деятельность греко-католических миссионеров на Востоке и даже создал 4 униатских экзархата на территории Советского Союза, но реализации его миссионерских планов воспрепятствовали советские власти.
В период Великой Отечественной войны греко-католическая Церковь активно сотрудничала с оккупировавшими Западную Украину германскими нацистами и покровительствовала местным националистическим движениям (т.н «бандеровцам» и проч.). Эти обстоятельства обусловили резко негативное отношение к униатам со стороны И.В.Сталина и желание советских властей как можно скорее ликвидировать греко-католическую Церковь на территории СССР. С этой целью было использовано давно существовавшее среди части униатского духовенства стремление возвратиться в лоно Православной Церкви. Лидером этого движения был протопресвитер Гавриил Костельник (погиб от рук украинских националистов в 1948 г.). В 1944 -1946 гг. были арестованы все униатские епископы. Львовский собор 1946 г. объявил об упразднении Брестской унии. Правда, это не привело к полному уничтожению униатства: греко-католические структуры сохранились среди западно-украинской диаспоры в эмиграции, а на территории СССР существовали нелегальные униатские приходы. В то же время римско-католические приходы на территории Украины и Белоруссии открыто продолжали свою деятельность. В этот период число римско-католических приходов в СССР значительно увеличивается за счет вхождения прибалтийских республик в состав Советского Союза. В Литве и Латвии при этом была сохранена существовавшая здесь ранее епархиальная структура, действовали духовные школы.
В период т.н. «Оттепели» в правление Н.С. Хрущева положение католиков в России улучшилось, тогда как гонения на Православную Церковь возобновились. Из лагерей были освобождены римско- и греко-католические епископы, священники и миряне. В их числе был и первоиерарх Греко-католической Церкви митрополит Иосиф Слипый, который после освобождения выехал в Рим. Было зарегистрировано несколько новых римско-католических приходов, наряду с которыми существовали и нелегальные общины. По официальным данным, к концу 1980-х гг. на территории СССР за исключением Прибалтики существовало 257 католических приходов.
Начавшаяся при М.С.Горбачеве «Перестройка» радикально изменила положение Католической Церкви в СССР. Уже во второй половине 1980-х гг. западно-украинские униаты выходят из подполья. После состоявшейся в декабре 1989 г. встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II были установлены дипломатические отношения между Советским Союзом и Ватиканом (в мае 1990 г. в Москву прибыл папский нунций архиепископ Ф. Колассуоно), а также осуществлена легализация греко-католических приходов в СССР.
В условиях полной религиозной свободы, сложившихся в России в постсоветский период, Католическая Церковь в 1990-е гг. развивает на территории Российской Федерации колоссальную активность. К 1991 года папа Иоанн Павел II назначил епископов для России, Украины, Белоруссии и Казахстана, где были восстановлены самостоятельные епархиальные структуры. В России они первоначально были учреждены в ранге Апостольских администратур. В соответствии с нормами канонического права Католической Церкви этот шаг можно расценивать как создание поместной Католической Церкви России. С 1991 г. на территории России стали осуществлять свою деятельность архиепископ Тадеуш Кондрусевич (Апостольский администратор для католиков Европейской части России с резиденцией в Москве) и епископ-иезуит Иосиф Верт (Апостольский администратор Азиатской части России с резиденцией в Новосибирске). В 1998 г. состоялись хиротонии еще двух римско-католических епископов для России: епископ Клеменс Пиккель первоначально являлся викарием архиепископа Т. Кондрусевича, а епископ. Ежи Мазур — викарием епископа И.Верта. Вскоре они возглавили самостоятельные Апостольские администратуры для католиков Юга России (К.Пиккель) и Востока Сибири и Дальнего Востока (Е.Мазур). Апостольские администратуры были объединены в Конференцию католических епископов России во главе с архиепископом Т.Кондрусевичем.
С начала 1990-х гг. на территории России возобновили свою деятельность представители католических монашеских орденов: ассумпционисты, доминиканцы, францисканцы, салезианцы, а также монахини-паулинки, кармелитки и проч. В 1992 г. была официально разрешена деятельность российского отделения ордена иезуитов. В 1999 году была образована Российская национальная конференция главных настоятелей и настоятельниц институтов монашествующих и обществ апостольской жизни.
Началось создание учебных заведений Католической Церкви. В 1991 г. в Москве открылся Колледж католической теологии св. Фомы Аквинского (имеющий свои отделения в ряде областных центров РФ). В 1993 г. в Москве была открыта высшая духовная семинария «Мария — царица апостолов», позднее переведенная в Санкт-Петербург. В 1990-х гг. в России созданы несколько католических издательств. С 1990 г. стал выходить информационный бюллетень, позднее преобразованный в журнал «Истина и жизнь», который подготовляют к изданию одноименные информационное агентство и издательство. Выходящая в Москве еженедельная газета «Свет Евангелия» является официальным органом российской римско-католической митрополии. Католики России также издают журнал «Theologia», имеющий преимущественно богословское и церковно-историческое содержание и ряд других периодических изданий. Открыто вещание радио «Дар» в Москве и «Мария» в Санкт-Петербурге, Сибирского католического телевидения «TV Кана» в Новосибирске.
В условиях полной свободы служения Римско-католическая Церковь быстро увеличила свое присутствие в России. В 1995 г. она имела на территории РФ уже более 200 приходов, на которых служили свыше 120 священников (около 90% из них составляли лица, прибывшие из-за рубежа). На территории России в 1990-х гг. также было образовано несколько греко-католических общин, которые, однако, в настоящее время не имеют в РФ самостоятельной структуры и подчиняются римско-католическим епархиальным архиереям. Священноначалием Католической Церкви в России много раз делались заявления о том, что оно стремится проповедовать преимущественно среди традиционно католических этноконфессиональных групп: российских немцев, поляков, литовцев и их потомков. В то же время со стороны Русской Православной Церкви в адрес Римско-католической Церкви неоднократно высказывались претензии по поводу того, что католики занимаются прозелитизмом среди традиционно православного населения России. Эти обвинения стали звучать особенно часто и резко со 2-й половины 1990-х гг. И без того непростые взаимоотношения между Московским Патриархатом и Католической Церковью стали еще более напряженными после того, как 11 февраля 2002 года папа Иоанн Павел II возвел российские Апостольские администратуры в достоинство епархий. Новоучрежденные епархии были объединены в церковную провинцию (митрополию), которую возглавил митрополит Т.Кондрусевич. Эти меры были предприняты без какого-либо согласования с государственными властями РФ и Русской Православной Церковью, что осложнило не только православно-католические отношения в России, но и вызвало определенную напряженность во взаимоотношениях между Российским государством и Католической Церковью. Это сказалось, в частности, в выдворении из РФ ряда священнослужителей-иностранцев (в том числе, еп. Ежи Мазура).
* * *
Согласно данным, приведенным независимым Интернет-сайтом «Религия и СМИ», на 1 января 2002 г. Католическая Церковь в России имеет: 4 епархии (диоцеза), объединенных в церковную провинцию (митрополию); 267 религиозных организаций (в том числе — 256 местных религиозных организаций-общин); 4 духовных образовательных учреждения и 3 религиозных учреждения. Зарегистрированных католических монастырей на территории РФ в настоящее время нет (хотя в реальности таковые существуют).
Митрополитом Российской церковной провинции и председателем Конференции католических епископов России является архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который одновременно является правящим архиереем архиепархии Божией Матери с центром в Москве (бывшая Апостольская администратура Европейской части России), которая объединяет католиков Центрального, Северо-Западного и Калининградского регионов. Епархию св. Климента с центром в Саратове (бывшая Апостольская администратура Юга Европейской части России) возглавляет епископ Клеменс Пиккель. Преображенскую епархию с центром в Новосибирске (бывшая Апостольская администратура Азиатской части России) возглавляет епископ Иосиф Верт. Правящим архиереем епархии св. Иосифа с центром в Иркутске (бывшая Апостольская администратура Восточной Сибири и Дальнего Востока) является епископ Ежи Мазур (в 2002 г. выслан за пределы РФ).
Католическая Церковь в России имеет в настоящее время следующие образовательные учреждения: Колледж философии, теологии и истории Св. Фомы Аквинского в Москве (филиалы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Саратове, Калининграде); Высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге; Предсеминария в Новосибирске; Школа христианской диаконии в Москве; Католическая гимназия в Томске.
Литература:
1. Белоголов П. Акты и грамоты, относящиеся к устройству и управлению римско-католической Церкви в России. СПб., 1915; 2. Бобровский П.О. Русская греко-униатская Церковь в царствование императора Александра I. СПб., 1890; 3. Венгер Антуан. Рим и Москва. 1900−1950. М., 2000; 4. Волконский П.М. Экзарх Леонид Федоров // Логос. N 48, 1993; 5. Добош Олексiй, прот. Унiя на Украiнi. Вiк ХХ. Кам’янець-Подiльський, 1996; 6. Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейших времен и до настоящего времени. Вильна, 1895; 7. Коялович М.О. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. Минск, 1999; 8. Морошкин М., свящ. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до нашего времени. Т. I-II. СПб., 1867−1870; 9. Николаев К.Н. Восточный обряд. Париж, 1950; 10. Петрушко В.И. Деятельность униатского митрополита Андрея Шептицкого по распространению католицизма восточного обряда в России в период между революцией 1905 г. и Первой мировой войной. // Богословский вестник (ПСТБИ). Вып. 7. М., 2001; 11. Петрушко В.И. Из истории украинской греко-католической Церкви накануне Великой Отечественной войны // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2002; 12. Пирлинг П. Россия и Папский престол. М., 1912; 13. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700−1917. Ч. I-II. М., 1996−1997; 14. Толстой Д.А. Римский католицизм в России: историческое исследование. Т.1−2. СПб., 1876−1877; 15. Юдин А.В. Униональное движение в России и русской эмиграции в 1917−24 гг. // Логос. 1993, N 48; 16. Юдин А.В. Брестская уния и Россия в первой половине ХХ века // 400 лет Брестской церковной унии. М., 1998; 17. Юдин А.В. Леонид Федоров. М., 2002; 18. Abraham Wt. Powstanie organizacji Kosciola lacinskiego na Rusi. Lwow, 1904; 19. Kosciol katolicki w Rossji: Materialy do jego historii i organizacji. Warszawa, 1932; 20. Rood, Wim. Rom und Moskau: Der heilige Stuhl und Rusland bzw. die Sowjetunion von der Oktoberrevolution 1917 bis zum 1. Dezember 1989. Oros Verlag, Altenberge, 1993;