Православие.Ru | Георгий Фечору | 18.11.2011 |
Разговор о совести — один из самых непростых. И это потому, что хотя все мы в жизни испытываем угрызения совести, но не все реагируем на них одним и тем же образом.
Почему же люди не всегда позволяют совести заговорить? Одни потому, что слишком пристрастились к каким-то грехам, привязаны к ним и любят их ради того грубого удовольствия, которое они доставляют. Другие потому, что сбиты с толку какой-нибудь идеей или теорией и думают, что зеркалом добра и зла служит что-то иное, а не наша собственная совесть. Такой человек подстраивает свою совесть под распространенные в обществе мнения или модные поветрия, в которых отражаются новейшие идеологии. И если для совести христианина зеркалом является Евангелие Христа, сам образ Христов, сокрытый в глубинах его сердца с минуты крещения, то мирской человек определяет свои жизненные ориентиры, думает и ведет себя, следуя духу мира сего, повсеместно господствующему в наше время.
Мирская, или ложная, совесть, называемая то «моральным», то «гражданским», то «политкорректным» сознанием, — это то, что сегодня так навязывается нам, прежде всего через масс-медиа, популяризацию науки и индустрию развлечений. Эта псевдо-совесть — самый страшный противник умственного здоровья и счастья современного человека.
Несколько лет тому назад я был крайне удивлен тем, какие извращения совести способны произвести идеологии наших дней. Разговорившись в Голландии с одной местной девушкой, я вдруг понял, в чем причина все более ширящегося принятия гомосексуализма на Западе. Бедная девушка хотя и признавалась, что гомосексуалисты и лесбиянки вызывают у нее чувства брезгливости и отвращения, но твердила, что эти чувства примитивны и она должна настойчиво бороться с ними, пока полностью не избавится от них. Потом я обнаружил, что часть молодежи начинает отстаивать гомосексуализм по той же причине: эти идеи им внушали с малых лет, так что в конце концов в их уме утвердилась мысль, будто это безумие является чем-то нормальным и даже желательным.
В целом почти вся нынешняя философия жизни разрабатывает и пропагандирует такие концепции, которые сводят совесть современного человека к псевдо-совести разума, вынужденного думать иначе, чем это свойственно сердцу или голосу Божию в человеке.
А в результате?
Если человек не выполняет того, что ему диктует сознание, зомбированное идеологией прав и удовольствий, он чувствует себя несчастным — даже если у него нет недостатка ни в чем, что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым. Если же он следует духу мира сего, думая, что так обретет свое счастье, то начинает все сильнее ощущать какую-то горесть в душе — по сути дела, пустоту, оставленную в душе грехом, — и угрызения своей подлинной совести.
Так, к примеру, многие женщины, избравшие жизнь ради семьи и родившие нескольких детей, чувствуют себя обделенными из-за того, что не состоялись профессионально или не «нагулялись» вволю, потому что «пожертвовали» своей жизнью семье. Это говорит им ум, вскормленный теориями и веяниями времени, — хотя сердце их и отдыхает рядом с детьми и супругом, в тепле домашнего круга. Эти идеи, словно компьютерные вирусы, начинают свою атаку, заставляя поверить, будто она несчастна, и могут даже довести до всяческих конфликтов с мужем и детьми.
Однако подобный случай все-таки счастливый! На противоположном полюсе мы видим другую женщину: ради того, чтобы реализоваться профессионально, она откладывает создание семьи, она не упускает случая, чтобы получить как можно больше удовольствий — по возможности таких, «как в кино».
Можно встретить и таких мужчину и женщину, уже женатых, но отказывающихся от того, чтобы родить ребенка (или еще одного ребенка), из-за тех удовольствий, которых они могут лишиться, отдав свое время его воспитанию. Хотя эти двое могут иметь все, что в телефильмах афишируется как необходимое для счастья, их сердца все больше гложет чувство какой-то бессмысленности всего происходящего вокруг. Голос совести твердит им нечто совершенно иное, чем-то, что говорит ум и что они стараются продемонстрировать другим, показывая, что у них все как надо. Они чувствуют себя несчастными. Отсюда депрессии, отсюда пьянство, наркотики или телевизор — как обезболивающие против тоски, разрывающей душу, когда они остаются наедине с самими собой.
Это драма современного человека, и здесь кроется причина большей части психических или соматических болезней, которыми он страдает. Ум, пораженный вирусом информации от масс-медиа или нездоровым воспитанием, путает добро со злом, выбирая, таким образом, нечто наперекор сердцу — то есть природе человека, каким его создал Бог. Эта шизофрения, этот глубокий разрыв между умом, зараженным безбожным рационализмом идеологий времени сего, и сердцем выражает не что иное, как нашу оторванность от Христа.
Что же мы можем сделать?
Естественно, мы должны вернуться к истине, ибо только истина делает нас свободными и счастливыми. А это можно сделать только в Церкви, только во Христе. Но беда в том, что сегодня становится все больше таких людей, которые часто посещают храм и даже исповедуются, однако ничуть не становятся лучше. Наоборот! Их жизнь мало отличается от самых что ни на есть маловерующих: нескончаемая вереница несчастий, внутренняя неудовлетворенность, конфликты, депрессии, впадение в большие грехи, разводы и прочее. Глядя на них, другие с какой-то удовлетворенностью заключают: «И что пользы им от того, что они были верующими?»
Проблема вот в чем: наш ум, наши понятия, наш образ мыслей и чувств, отношение к миру и людям, окружающим нас, сообразованы не с Евангелием Христовым, а с духом мира сего, в котором многие из нас выросли и которым дышали, пока не грянули те испытания, которые привели (или вернули) нас в Церковь. Разум, приученный к вседозволенности, гордый, накрепко перевязанный всякого рода фантазиями и атеистическими жизненными философиями, не дает направить себя в русло истины, того смиренномудрия, которое прислушивается к голосу совести и заповедям Божиим. Тем более когда человек уже пристрастился к порочному образу жизни, погрузился в него!
Так что одно только присутствие телом в святых храмах не сможет помочь нам, нужны перемена ума и отказ от страстных предпочтений — к которым, к сожалению, некоторые привязаны больше, чем к собственным детям, больше, чем к своей семье и здоровью, больше, чем к Христу.
Итак, нужна искренность и решимость противостать мирскому образу мыслей — идеологиям, которые через телевидение и Интернет внедряются в нашу душу. Разрываясь между миром и Богом, мы не сможем иметь спокойную совесть, не сможем состояться как люди и христиане.
Конечно, к этому труду по очищению и обновлению ума нехорошо приступать в одиночку. Нужно сначала как можно чаще ходить в церковь, чтобы приобщиться Духа Божия в святых тайнах. И не только обращаться к Господу в молитвах, но и — и это существенно необходимо — как можно больше питать свой ум живительными словами Евангелия, житий и писаний святых отцов. Они обладают великой силой просвещать умы, они помогут нам взглянуть на мир, в котором мы живем, другими глазами и переосмыслить жизнь, уже прожитую нами.
Важнее же всего найти опытного духовника, свидетеля нашей совести и слова Божия, обращенного к нам. Ибо для того, чтобы распутать узлы страстных мыслей и желаний, сдавливающих наш ум и душу, мало одного торопливого и поверхностного исповедания нескольких грехов, вроде того: «Я ничего не украл, никого не убил и не прелюбодействовал!» Этим мы лишь усыпляем свою совесть той мыслью, что якобы исполнили и свой религиозный долг — ничего существенного, однако, не изменив в своей жизни. Более того, этой своей двоедушностью мы можем и прогневать Бога.
Не происходит ли большинство ссор и разводов в нашем мире как раз по той причине, что хотя супруги и живут вместе, но ум и сердце одного из них или даже обоих пребывают где-то далеко, в совершенно другом месте? Если же и люди не желают с легкостью мириться с подобной ситуацией, огорчаются, страдают и расходятся через какое-то время, то насколько же больше должен огорчаться Бог, когда ум наш витает где-то далеко, а сердце прелюбодействует со всякого рода удовольствиями, хотя мы и называем себя самодовольно «христианами»?
Те, кто искренен и решителен, проходят путь от ума к сердцу за несколько недель, другие — за несколько месяцев или лет, в зависимости от того, как далеки они были от Бога. Есть еще и такие, кто, всю жизнь простояв на паперти церковной, борются все с теми же немощами, что и вначале, — и их страстная вирулентность проявляется все сильнее и сильнее с прибавлением прожитых лет. Причина тут одна: если мы не станем трудиться над тем, чтобы очиститься от духа мира сего, а будем лишь без конца искать извинений и оправданий нашим «маленьким» удовольствиям и совершенным грехам, мы никогда не сможем исполниться Духа Божия, никогда не сможем стяжать Его мир.
Итак, выбираем здесь мы — а не Бог, будто бы посылающий нам ту или иную судьбу! Наша жизнь, еще в мире сем, является наглядным выражением нашей решимости или нерешимости любить всем сердцем, всей душой и всем разумением своим Бога (см.: Мк. 12: 30).
Перевел с румынского Родион Шишков
Familia Ortodoxă. 2011. 2011.