Русская линия
Православие.Ru Виктор Столяренко02.04.2001 

ВИЗИТ ПАПЫ СОВПАДАЕТ С 60-ЛЕТИЕМ ВТОРЖЕНИЯ ГИТЛЕРА

«Киев бомбили, нам объявили…»
Визит Папы на Украину не случайно был передвинут на несколько дней вперед по сравнению с первоначальным планом. Поначалу он приходился на 22 июня, когда исполняется 60 лет со времени нападения Гитлера на Советский Союз, и неизбежно появлялись аналогии действий Ватикана с агрессией фашистской Германии. К сожалению, несмотря на перенос сроков, устранить подобные ассоциации римскому понтифику не удается.
Нынешний визит Римского Папы на каноническую территорию Русской Православной Церкви оказывается не просто недружественным действием, но шагом вызывающим, вероломным, актом агрессии. Открытое письмо украинских епископов с призывом отложить приезд в страну должно было побудить Ватикан, который является религиозным государством, изменить свое намерение. Игнорирование этого призыва с этической точки зрения является бестактностью, с дипломатической — провокацией, с государственной — началом экспансии. К единственной в стране канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, помимо всего прочего, принадлежит подавляющее число верующих, проживающих здесь. Число раскольников, римо-католиков и греко-католиков, вместе взятых, не может сравниться с числом приверженцев УПЦ МП, несмотря на десятилетнюю войну против нее. Их более 35 миллионов человек, тогда как римо-католиков, к примеру, даже по утверждению Ватикана — около 1 миллиона. Игнорировать мнение православного большинства, выраженное в единодушном послании его епископов, — означает попирать право народа на самоопределение, ниспровергать демократические устои и международные нормы.
Протест против визита Папы выразило не только Священноначалие УПЦ, но и многие общественные организации: Союз православных граждан Украины, Общественная организация «Единое Отечество», многочисленные братства и движения, рядовые верующие — в своих письмах и обращениях к государственной власти Украины, церковной иерархии, средствам массовой информации.
В 1993 году между Ватиканом и Русской Православной Церковью (а УПЦ МП является ее частью) было заключено Баламандское соглашение — о взаимоуважении и отказе от целенаправленного обращения в свою веру на чужой канонической территории, то есть прозелитизма. Нынешний шаг Папы в этом смысле невольно вызывает в памяти договор о ненападении между СССР и фашистской Германией, который был попран Гитлером 22 июня 1941 года.
Кстати, украинские униаты, или греко-католики, «прославились» во время Великой Отечественной своим активным сотрудничеством с нацистскими оккупантами (подобным же образом католики-усташи помогали гитлеровцам в Югославии). Символично, что нынешний глава Украинской греко-католической Церкви Любомир Гузар был рукоположен в епископы тогдашним руководителем УГКЦ Иосипом Слипым — духовником зловещей дивизии «СС-Галичина», сформированной фашистами из униатов-галичан. Примечательно также, что семья самого Гузара эмигрировала в Австрию из Украины в 1944 году — после ее освобождения от гитлеровских захватчиков…
Когда-то Гитлер провозгласил немцев высшей расой, а ему самому поклонялись, как богу. Сейчас же Ватикан воплощает завет «духовного отца» галицийского униатства митрополита Андрея Шептицкого: «Украинцы являются орудием Божественного Промысла, призванные вырвать христианский Восток из клещей ереси», т. е. Православия. И делается это под руководством «отца народов», непогрешимого Римского понтифика.
Впрочем, Ватикан хорошо понимает свое более чем двусмысленное положение в глазах международного общественного мнения. Именно поэтому снова и снова предпринимаются переговоры доверенных лиц курии лично со Святейшим Патриархом и с Отделом внешних церковных связей. Несмотря на закрытый характер этих переговоров, очевидно, что Ватикан напряженно ищет компромисса для смягчения позиции Православной Церкви. Понтифик понимает, что в противном случае его приезд станет международным скандалом, о чем, кстати, 30 марта намекнул в своем официальном заявлении по поводу визита Папы МИД России. Ватикан готов пойти даже на значительные уступки — по крайней мере, на словах. Так, нунций Николай Этерович после обнародования письма украинских архиереев к Папе, поспешил заявить в Киеве, что понтифик не собирается встречаться с предводителем раскольников Филаретом Денисенко.
Но главным способом спасения папской репутации был избран пиар. В этом контексте следует прочитывать и передачу части мощей святителя Николая для Русской Церкви, и отдание Московской Патриархии храма в Риме, и заявления о возможном возвращении Казанской иконы, находящейся у понтифика. В рамках продуманной информационной стратегии лежат также утверждения о якобы «самостоятельности» украинских греко-католиков, хотя для беспристрастного наблюдателя очевидно, что они подчиняются прямым указаниям Папы, который и возвел Любомира Гузара в кардиналы. Другим пиаровским ходом было утверждение понтифика, что в качестве главы Католической Церкви он будет во Львове, а в Киеве — лишь как глава государства. Теперь, однако, выяснилось, что и в украинской столице Папа собирается отслужить две торжественные мессы — явно не как государственный лидер (подобным же образом развивались события в Грецию, куда понтифик хотел приехать «как простой пилигрим», а после полученного разрешения внезапно захотел большего). Для более эффективного решения пропагандистских задач 31 марта в Киеве открылся пресс-центр Римо-Католической Церкви. Впрочем, Гитлер в свое время тоже убеждал народы, что идет «освободить» их…
Постоянной темой подконтрольных Ватикану СМИ является тезис о «руке Москвы» в противостоянии папскому визиту на Украину, о «нежелании» Святейшего Патриарха Алексия вести диалог. Хотя совершенно очевидно (и об этом многократно говорили церковные иерархи), что именно агрессивные действия Ватикана на Украине перечеркивают возможность нормального диалога. В письме украинских архиереев, текст которого был утвержден на Архиерейском Соборе Украинской Церкви в Киево-Печерской лавре, действия греко-католиков в стране названы «главным препятствием» для визита Папы.
Святейший Патриарх Алексий в своем выступлении 29 марта на ежегодном собрании Международного фонда православных народов назвал препятствием к диалогу «католическую польскую экспансию на территорию России, Украины, Белоруссии и Казахстана». В ней Патриарх усмотрел своего роде реванш за неудавшуюся попытку окатоличивания России в Смутные времена ХVII века. Однако не менее сильно она напоминает стремление Гитлера к мировому господству…
22 июня мы будем вспоминать страшный юбилей — 60-летие вторжения безумного фанатика, диктатора и убийцы миллионов на русскую землю. В этот день бомбили Киев… Понимает ли Римский Папа, какие кровавые ассоциации порождает его визит? Прислушается ли он к голосу разума или доведет логическую цепь совпадений до страшного тоталитарного конца?

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru