Русская линия
Православие.Ru Юлия Ушакова27.11.2003 

КАПКАН ДЛЯ ЛЕГКОВЕРНЫХ

Плоды атеистического просвещения мы пожинаем сегодня. Убежденных материалистов оказалось не так уж много, а вот людей религиозно невежественных и наивно-доверчивых к рассказам о таинственных и чудесных историях предостаточно. Материализм вышел из моды, уступив место оккультизму и доморощенной мистике. Кажется, что к нашему сегодняшнему обществу непосредственно обращены слова апостола Павла: «ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3−4). «Духовных учителей» развелось множество. Страна Советов канула в Лету, с нею цензура. Сочинительство чудесных мистических историй оказалось прибыльным и перспективным бизнесом. Если раньше советских писателей называли «инженерами человеческих душ», и пробиться в издательство было нелегко, то теперь эта проблема снята. Стоит только придумать таинственный сюжет «про духовность», рассказ вести от первого лица, доверительно обращаясь к читателю, и успех обеспечен. Легко заработать немалые деньги и выбиться не в «инженеры», а прямо в «духовные учителя».
Новые «духовные откровения», если по-умному повести дело" - это уже большие деньги и власть над человеческими душами, власть реальная, «не по букве, а по духу». Первым бизнесменом от новой «духовности» стал пресловутый Мегре (Пузаков) со своей «Анастасией». Сюжетную линию Пузаков заимствовал из рассказа Куприна «Олеся». Свое авторское «я» облек в соответствующий нашему времени персонаж «председатель союза предпринимателей Сибирского региона». Забавно, но это факт. Доверчивый читатель «проглотил наживку», приняв вымысел (его по уровню и литературным не назовешь) о предпринимателе Мегре и его встрече с таежной девицей Анастасией за чистую быль. Не избежали хитрой ловушки даже верующие люди. Однажды мне передали письмо пожилой женщины, проживающей в Павловском районе. Что примечательно, эта искренне верующая женщина, стремится обратить своих односельчан ко Христу, уговаривает соседок ездить вместе с ней по праздникам в церковь и очень огорчается, что они за хозяйственными заботами не понимают, как это важно для души. Обличать деревенских мужиков в неправедной жизни, «не по заповедям Божиим», дело, как известно, небезопасное. Во хмелю могут и прибить ненароком. Однако это ее не пугает. По ее словам, она «приготовила себе смертный узел и готова умереть за Христа хоть сейчас». Но и такого искренне верующего человека смутил Пузаков-Мегре своими байками. Она перечитала все его писания с полным доверием. Цитирую отрывок из письма, что бы было ясно, как приходит сегодня соблазн: антиправославные идеи исподволь внедряются в сознание, потому что льстят слуху лукавые рассуждения о самопознании, любви, «общении с Богом напрямую, без посредников». Вот, что прельстило в пустословии Пузакова мою добрую доверчивую корреспондентку: «Речь идет о женщине, обнаруженной предпринимателем Владимиром Мегре в глубокой тайге по реке Оби. Женщина-человек Анастасия помогает каждому человеку открыть себя, соприкоснуться с Высшей духовностью, чистотой, истиной. В Москве и других городах созданы исследовательские центры Анастасии. Я получила глубочайшее потрясение от всего написанного в книге…». Эта верующая женщина пыталась как-то соединить Анастасию с первыми христианами и объяснить появление таежной дивы, управляющей «лучами космической энергии», промыслом Божиим: «А появилась она от Господа в это страшное развратное и безумное время, что бы свидетельствовать людям о Любви — агапэ». Я посоветовала автору письма еще раз внимательно перечитать соответствующие места в Евангелиях и Апостольских посланиях, подумать и сравнить, насколько похожи «откровения» Анастасии на слова Христа, за Которого она была готова умереть. Заодно прочитать повесть Куприна «Олеся», чтобы убедиться, откуда Мегре-Пузаков позаимствовал сюжет, снабдив его набором языческих суеверий вперемешку с придумками из современных восточных культов. Пришлось мне обратить внимание и на то, что в апостольские времена молодые христианки должны были либо целомудренно блюсти свое девство, либо супружескую верность, если вступали в брак. Любовная связь с заезжим предпринимателем, даже ради деторождения, с точки зрения христианской морали почиталась греховным блудом, и свидетельствовать о «чистоте» согрешившая девица никак не могла. Такие были времена, такие нравы у тех, кто называл себя «верными».Если такая поморока находит на пожилую верующую женщину, то что можно сказать о молодых романтически настроенных людях, которые, как мотыльки, летят на огонь «Высшей духовности», попадая из-за своего невежества в капкан языческих суеверий, принимая басни ловкого сочинителя за истину. Безобидны ли центры «Анастасии», точнее «Общественной организации Звенящие кедры»? Отнюдь. Человек, утративший чувство реальности, живущий в утопической надежде на самосовершенствование в единении с природой, неспособен к трезвой нравственной самооценке. Рассуждая о любви, чистоте и прочих высоких материях, на деле он ублажает свою «самость», возгревает гордыню. Воображая себя существом «духовным», потакает похоти, считая себя «чистым и непорочным». Все эти фантазии не приносят пользы душе. Зато приносят большую материальную пользу сочинителям басен и устроителям сект. Можно, конечно, зарегистрировать свое детище как «общественную организацию», но суть дела не меняется.
Однако надо отдать должное Пузакову-Мегре. Делая свой бизнес на религиозной непросвещенности людей, он по крайней мере воздержался от богохульства и наглого оскорбления всех верующих христиан.
Пузаков лишь изобрел «ноу-хау» — способ зарабатывать на доверчивости людей, душа которых не принимает «нового образа жизни». А вот некто Ренат Горифзянов воспользовался изобретением Пузакова не только ради наживы, но и по идейным соображениям. На книжных развалах появились его сочинения, суть которых опровержение Евангелия. Прием позаимствован у Пузакова, но Ренат не берет псевдонима. Он выступает с открытым забралом. Действительно, чего бояться? Сочинитель пасквиля твердо знает: как бы богохульны ни были его слова, оскорбленные верующие горло ему не перережут (от уха до уха по обычаю исламских фундаменталистов за оскорбление Мухаммеда?
Отрекомендовал себя читателям Горифзянов бывшим журналистом. Бывшим, потому что, по его словам, он встретил необыкновенную женщину Любовь Панову, и эта встреча изменила всю его жизнь. Оно и понятно: четыре книги, каждая объемом более 300 страниц, тиражом двадцать тысяч, по 46 рублей за штуку. Заработал издатель, но и сочинитель получил крупный куш. Любовь Панову нашел Ренат не в тайге, а в обычной квартире. Необычны были лишь способности: «она слышала голоса умерших людей, чьи души, оказывается, живут рядом с нами в невидимом мире. Они и являются нашими ангелами-хранителями… Знают наше прошлое, настоящее, будущее». Так вещает нам Ренат Горифзянов. По его словам, наука этого пока объяснить не может, понять нам сей феномен трудно «надо просто принять это как данность».
Психиатр квалифицировал бы «голоса», которые слышит Панова, как типичные слуховые галлюцинации шизофренички. Православно верующий человек, судя по содержанию «откровений», опознал бы это явление как типичный случай бесоодержимости.
Но можно сделать и третье предположение: мы имеем дело с шарлатаном (или сразу с двумя?), который раскручивает свою подельницу на роль прорицательницы. Люди суеверные готовы раскошелиться, чтобы «ясновидящая», точнее «яснослышащая», Люба возвестила, что присоветуют «ангелы-хранители». К доходу от бредовых сочинений добавится доход от прорицаний. Я склоняюсь к третьему предположению, судя по тому, как эта парочка ведет свои дела. Писания Рената покупают люди, не питающие ненависти к христианству, порою даже причисляющие себя к православным. Завлекают названия: «Откровения ангелов-хранителей», «Путь Иисуса». Покупатели наивно полагают, что приобрели христианскую духовную литературу, и только начав читать, понимают, что профинансировали антихристианский пасквиль. Конечно, доверчивым покупателям следовало бы обратить внимание на имя автора — Ренат, и на рекламную аннотацию на титульном листе: «Вниманию читателей предлагается уникальная книга, которая раскроет все загадки, связанные с именем Иисуса Христа и поможет многим людям стать мудрее и настроить свое сердце на добро и любовь»? В Евангелии загадок нет. «Стать мудрее» по Горифзянову — не верить евангельскому тексту. «Добро и любовь» предлагали и предлагают все без исключения противники христианства. Однако сомнительно, чтобы автор пасквиля на святейшее для всех христиан имя руководствовался любовью. Даже тот, кто сам не принимает Иисуса как Господа и Спасителя, должен был бы благоразумно воздержаться от оскорбления религиозных чувств миллионов верующих христиан, не провоцировать межконфессиональной и межэтнической розни. Но худое дерево, по словам Христа, не может приносить добрые плоды.
Не вина, а беда наших сограждан, что в течение 70 лет они жили в информационном вакууме относительно веры своих предков, духовного наследия православия. Сегодня каждый, кто желает приобщиться к чтению серьезной духовной литературы, такую возможность получил.
Не позволяйте сомнительным сочинителям дурачить себя баснями. Им выгода, а вашей душе убыток.

Газета «Образ» N14 от 16 июня 2003 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика