Русская линия
Фонд Русский мир Георгий Осипов08.11.2011 

Трёхмерный Афон

В Новом выставочном зале Государственного Исторического музея открылась выставка «Гора Афон. Образы святой земли». Выставки такой — без особого преувеличения — в главном святилище отечественной истории ещё не бывало.

Основу её предметного ряда составляют 240 фотографий — от видов природы и монастырских ансамблей до священных обрядов и портретов отшельников — из архива организовавшего выставку (совместно с Русским географическим обществом и благотворительным фондом «Народное предприятие») монастыря Симонопетра. На снимках запечатлена жизнь всех 20 афонских обителей на протяжении ста с лишком лет (1848−1963). Значительная часть фотографий сделана монахами русского Свято-Пантелеймонова монастыря, обладавшего едва ли не лучшей на Афоне фотолабораторией. Особое место занимает большой фотоальбом, сделанный в 1881 году к приезду на Святую гору президента Российской академии наук Великого князя Константина Константиновича. В московском «сакральном пространстве» Святой горы находятся также чудотворный список Иверской иконы Божьей Матери Вратарницы, подаренный в 1648 году афонскими монахами царю Алексею Михайловичу, редчайшая коллекция средневековых карт и гравюр XVII—XVIII вв. с изображением монастырей и ликов Пресвятой Богородицы. А также первая «изюминка» выставки — топографический трёхмерный проект Афона: уникальная 12-метровая стеклянная инсталляция, повторяющая абрис Святой горы и заполненная специально собранной афонскими монахами землёй. Святая земля с Афона считается классической христианской реликвией с IV века. После выставки она будет передана в дар российским монастырям.

Исторический музей — учреждение сугубо гуманитарное, и вряд ли кто-то припомнит, когда в последний раз в его стенах выставлялась (да и выставлялась ли вообще когда-нибудь?) такая непременная принадлежность естественнонаучных музеев, как гербарий. А вот Святая гора представила большой гербарий растений Афона — на его склонах встречается более двухсот видов растений, многие из которых нигде более не встречаются. Гербарий сделан по специальной афонской методике — растения помещены в вакуумные ёмкости и выставлены в специальных световых углублениях. Выбор весьма велик — от выглядящего вполне благопристойно обыкновенного чертополоха до цветка с очаровательным названием «крокус хорошенький». Научный руководитель проекта Алексей Лидов рассказывает, что афонский гербарий — своего рода приношение бывшим и будущим паломникам из России: «До революции в праздничные дни Афон посещало до четырнадцати тысяч наших соотечественников. И, по свидетельству монахов, только их интересовала уникальная засушенная флора Святой горы. Кто знает, отчего? Может быть, вспоминались гербарии, собиравшиеся ими в гимназические годы?»

Музыкальную «подсветку» выставки составляет оригинальная музыка сербского композитора Арсения Йовановича, частью которой являются повседневные звуки Святой горы — многоголосие птиц и цикад, переплетающееся с архаическими песнопениями и звуками билы. Не хватает разве что столь обычного на Афоне запаха ладана — и «эффект присутствия» в полутёмном зале (многие афонские редкости прямого света не переносят) был бы полным…

http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/review/review0106.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru