Известия | Рафаэль Фахрутдинов | 02.11.2011 |
По данным специалистов, 7 сентября в момент взлета Як-42 взлетно-посадочная полоса ярославского аэропорта Туношна была свободной, метеоусловия — нормальные, а топлива в баках Як-42 — достаточно. Взвешивание багажа не проводилось, но, по мнению экспертов МАКа, на полет это не повлияло. МАК также сообщил, что аэропорт Туношна, с которого взлетал Як-42, не имел международной лицензии на пассажирские перевозки.
Что касается технического состояния самолета, то, по данным экспертов, за все время эксплуатации у него пять раз отказывали тормоза, но в день катастрофы он был технически исправен и до момента падения его корпус не разрушался.
Ранее считалось, что причиной катастрофы мог стать случайно включенный на Як-42 стояночный тормоз, но, по данным экспертов, в момент взлета он был выключен.
У экспертов возникло много вопросов к авиакомпании «Як-Сервис», эксплуатировавшей самолет. Как выяснилось, штат не был укомплектован квалифицированными инструкторами и пилотами, тренажерная подготовка проводилась формально, выявлены грубые нарушения во всех сферах обучения пилотов.
Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян заявил, что в компании «Як-Сервис» не было контроля за действиями экипажей. Есаян заявил, что пилоты «даже не знали летного веса», во время полета матерились в эфире и «говорили, о чем хотели».
Новостью стало то, что в крови второго пилота, Игоря Жевелова, были обнаружены следы препарата на основе фенобарбитала, который затормаживает реакцию человека.
С 2005 года у пилота, по информации МАКа, были серьезные проблемы с чувствительностью ног и рук. Именно поэтому нейропсихолог прописывал ему препараты.
Ведущий психофизиолог по летным испытаниям академик Владимир Пономаренко рассказал «Известиям», что неврозы, ипохондрические состояния, нейрососудистые расстройства находят у 18% летчиков. Врачи считают, что к заболеваниям и износу психики приводят стрессы и ненормированный труд.
— Летные экипажи брошены на выживание, — утверждает Пономаренко. — Расслоение в оплате в 2−4 раза создает условия для перекупки экипажей. Но почему сотни тысяч пассажиров должны летать с летчиками, уставшими, потерянными, обремененными бедностью и думами совсем не о полете?
Как и предполагалось ранее, причиной катастрофы названа ошибка летчиков при отжатии тормозов. Экипаж так и не смог поднять нос самолета из-за торможения задних колес.
Эксперты МАКа полагают, что один из пилотов с силой тянул на себя штурвал, но при этом упирался в пол и задел педаль тормоза. При разгоне самолета рычаги взлета были поставлены неправильно, другой пилот не заметил незначительного нажатия на педаль, что сказалось на скорости.
Эксперты так и не определили, что именно из пилотов «дожимал» при взлете тормоз. Как выяснилось, экипаж Як-42 обучался на Як-40, где несколько иная конструкция педалей тормоза, поэтому летчики могли случайно ее нажать.
— Они должны были прекратить полет, когда увидели, что передняя стойка шасси не поднималась. И все бы остались живы, — сообщил Рубен Есаян.
Летчик-испытатель 1-го класса Василий Севастьянов считает, что если бы самолет даже не задел мачту, то он все равно бы упал из-за заваливания на левое крыло и превышения критического угла атаки.
Комиссия, расследующая крушение Як-42, состояла из экспертов всех стран, чьи граждане погибли в авиакатастрофе, а также специалистов авиакорпораций «Иркут», ОКБ имени Яковлева, «Мотор Сич».
Накануне заявления МАКа семьи и коллеги погибших пилотов заявили «Известиям», что намерены потребовать проведения нового объективного расследования с привлечением независимых специалистов.