Радонеж | Игумен Даниил (Гридченко) | 02.11.2011 |
Есть в православии, в отличие от католичества, и особенно протестантизма, замечательная целомудренная традиция — изображать Христа Спасителя не иначе как иконографически. Понятно почему. Всякое художественное, и тем более кинематографическое Его изображение, даже при наличии самых благих намерений, послужит искажению, опошлению Первообраза. Так или иначе, опосредствованно, принцип этот действует и в отношении любого узнаваемого лица, смещая нередко в оценке художественного произведения методологию, аспект чисто искусствоведческий на исторический, а иногда и вовсе — на практически-прикладной. Трудно избежать искушения и не попытаться сравнить, к примеру, церковные реформы определённым образом представленные в нашумевшем телесериале «Раскол» с теми, которых чает либеральная часть нынешнего церковного «истеблишмента». Однако, дьявол в деталях, как известно… Такое сравнение, по меньшей мере, некорректно. Ибо, говоря грубо, никоновские реформы, вне зависимости от их трагических последствий, были — «на повышение»; современные же, как видится многим, — «на понижение», и едва ли не «на опошление"… И как безграмотно русифицированные славянские тексты способны опошлить церковную службу, так и телевизионные штампы и определённого рода пристрастия — церковную историю.
Для того, чтобы играть на фортепьяно, одного желания недостаточно… «Церковный» язык внецерковного человека — всегда ляп. Но даже при этом, если бы авторы исторического сериала просто ограничились картиной русской жизни 17-го, можно было бы их поблагодарить и успокоится. Другое дело, конкретная историческая личность вне серьёзного научного исторического контекста. Это всегда чуть больше, чем искусство, и, как правило, — «посадка не в свои сани», что при удивительной способности современного телеобывателя — «отключать свои мозги» порождает аллюзии не совсем уже и безобидные.
Строго говоря, лицедейство в любых своих проявлениях выдаёт на поверку продукт суррогатный. А в попытках отображения жизни церковной, шире — духовной, явление это, несмотря даже на проявление самой искренней благонамеренности, вырисовывается особенно выпукло. Святость не сыграешь, — в игре всегда есть что-то от лукавого. Будто бес из себя Ангела Света строит… Можно поверить и обмануться. Для изображения положительного героя даже гоголевского таланта не хватило в своё время. А уж теперь стремление «вписаться в мейстрим» и сыграть на модной околоцерковной теме и вовсе, кажется, ничего кроме конфуза не порождает. Впрочем, тут уж дело личного восприятия, вкуса, о котором, как известно, не спорят.
На свой профанный, дерзну предположить, — «самое христианское», что появилось в современном художественном кинематографе за последнее десятилетие — михалковский фильм «Двенадцать»; в литературе — недавно вышедшая книга архимандрита Тихона (Шевкунова). Здесь о Христе не «не по понятиям», а что называется — по жизни, из собственного опыта, в меру личного таланта, и потому убедительно. Увы, на общем елейно-слащавом ли, развязном псевдомиссионерском, или просто некомпетентном фоне ненавязчивая искренность духовно здорового и зрелого человека скорее исключение, нежели правило. А обобщая, так и на более широком, общероссийском фоне с его постмодернистскими симулякрами, дешёвым пиаром, едва ли не глумом над собственным одураченным народом. Теперь даже бытовые преступления касаются не просто людей, а фанатов какого-нибудь определённого футбольного клуба…
Пошлость, как явление вульгалиризирующее, обесценивающее духовные человеческие ценности, становится всепобеждающей. Суррогатная жизнь — превалирующей. И не потому ли актёрство — профессия, ещё лет сто тому назад считающаяся почти что неприличной, теперь некоторых её особо «продвинутых» обладателей почти автоматически возводит в бомонд, в элиту, чуть ли не в ум, честь и совесть нашей эпохи… А ведь, в конце концов, персонаж, долженствующий поставить в земной истории человечества жирную заключительную точку, и станет в некотором смысле самым главным и последним артистом. Так что, как говаривал коммунистический классик, — «верным путём идёте, товарищи"…