Русская линия | Игумен Кирилл (Сахаров) | 31.10.2011 |
Странно, почему-то на Афон меня особенно никогда не тянуло. В начале 80-х, в годы учебы в семинарии, нынешний митрополит Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы), а тогда архимандрит, преподаватель семинарии, во внеурочное время рассказывал о посещении Афона, сопровождая рассказ большим количеством слайдов. В Даниловом монастыре, вскоре после его открытия, долгое время проживал схиархимандрит Серафим (Томин), нёсший послушание благочинного в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Батюшка был неиссякаемым источником рассказов о святых местах, в том числе, об Афоне, о встречах с высокодуховными людьми. Тяжело заболев, из-за чего он был облучён, о. Серафим был вынужден покинуть Афон. Много раз я слышал рассказы об Афоне священников и мирян, побывавших здесь, иногда по нескольку раз. В Данилов монастырь в первые годы после его открытия приезжали несколько афонских монахов во главе со своим игуменом. Вместе с Даниловой братией на два клироса пели припевы на акафисте.
О. Евлогий, наместник Данилового монастыря (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский), побывав на Афоне, решил в Покровском храме установить паникадило со свечами и так же как на Афоне во время полиелеев его раскачивать. Помню поручил он мне сделать это в первый раз, а я вместо покачивания паникадила стал его кружить. Наместник пришел в ужас.
Тогда же появились несколько статей с описанием впечатлений наших паломников в «ЖМП».
Постепенно нарастало ощущение какой-то неполноценности — я не был на Афоне! И вот, наконец, собрался ехать. Подстегнуло то, что один наш благотворитель, собравшись ехать на Афон, пригласил меня. И вот, в начале октября, 5-го числа в ночь на 6 -е, я вылетел вместе с ним на Афон.
Прежде чем приступить к подробному описанию этой поездки хотел бы привести некоторые самые общие сведения о Святой Афонской горе. Не буду повторять общеизвестные вещи об Афоне, как о земном уделе Богородицы, его истории. Первое, что хотел бы отметить: в отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, в состав которого входит Афон, здесь используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах. Трудно отделаться от ощущения двойственности, когда говоришь об Афоне. С одной стороны, консерватизм и архаичность афонских порядков, включая отношение к священному времени, с другой, Предстоятелем афонитов является патриарх, находящийся в авангарде экуменизма и модернизма в православном мире. Дилемма эта неразрешима. Это создает неизбежный дискомфорт. 5-я статья Устава «Агио Орос» (Святой Горы) гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене практиковалось возношение имени Предстоятеля РПЦ на богослужениях, что было запрещено в конце 90-х годов (в настоящее время Патриарх Кирилл поминается здесь вслед за Патриархом Варфоломеем).
Древнейший храм на Афоне — в честь Успения Богородицы был по преданию основан в 335-м году Константином Великим. Главная святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Храм этот неоднократно разрушался. В настоящее время внутри его множество металлических подпорок и стяжек. В этом храме сохранились фрески 14-го века. Во время моего пребывания на Афоне туда прилетел Патриарх Варфоломей. Прибыл он на вертолете, который приземлился на площадке рядом с Андреевским скитом, где я в то время находился. Патриарх служил в Успенском храме, посетил несколько скитов и монастырей. Посещение им Афона происходит ежегодно, ибо, как было уже сказано, Афон находится в его юрисдикции (с 1312 года). Несмотря на это, а также на закон Греции, принятый в конце 60-х годов, об ограничении прав самоуправления у монастырей и расширении прав губернатора, афонские обители сохраняют значительную автономию. В то время, когда я был на Афоне, состоялась встреча Патриарха Варфоломея с президентом Украины В. Януковичем. О содержании переговоров нигде ничего не сообщалось. Не сомневаюсь, что главной темой был вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви. Встречался он так же с альтернативной братией Есфигменского монастыря, в котором не поминают Вселенских патриархов с 1965 и над входом в который висит черный флаг с надписью «Православие или смерть».
Афонская гора омывается Эгейским морем. Протяженность её — около 60 км, ширина — от 8 до 12 км, площадь — около 360 кв. километров. Игумены монастырей одновременно являются их духовниками (кроме Пантелеимонова монастыря). Помимо 20-ти монастырей на Афоне имеется 12 скитов, которые по своей величине мало чем отличаются от монастырей. Немало на Афоне проживает отшельников. В начале 70-х на Святой Горе проживало 1145 человек. Это наименьший уровень за весь 20-й век. С тех пор наблюдается неуклонный рост числа насельников, количество которых к настоящему времени удвоилось.
Древнейшей обителью Афона является Великая Лавра преп. Афанасия Великого. Лавра была основана в середине 10-го века. Самый молодой монастырь на Афоне — Ставроникита, основанный в середине 16-го века, уже во время турецкого владычества. Одна из главных святынь Лавры — глава свт. Василия Великого. В самой Лавре 18 храмов и еще 178 вне её, на принадлежащей ей земле в скитах и кельях. Познакомившись с этой статистикой, я подумал: «Не такой уж и микроскопический Константинопольский Патриархат». В храме преп. Афанасия находится деревянный крест Преподобного в железном окладе. Здесь же находится жезл святого, с которым он обычно ходил. Этим жезлом он бил демонов.
Через пару лет будет отмечаться 1000-летие русского присутствия на Афоне. В связи с этим в Москве был создан Фонд с целью полного восстановления всего комплекса Пантелеимонова монастыря. Кстати, греки ревниво к этому отнеслись, настаивая, чтобы средства из России через Протат распределялись бы среди всех афонских обителей.
О присутствии русских монахов на Афоне известно уже с 11-го века. Преп. Антоний Печерский принял здесь постриг в монастыре Эсфигмен. В 1169-м году русским была передана обитель, которая стала называться «Руссик». К сожалению, в настоящее время здесь никто не проживает. В 18-м веке на Афоне подвизался преп. Паисий Величковский. Преподобный основал здесь Ильинский скит. В 80-е годы 20 века он был отобран греками у русских под тем предлогом, что подвизавшиеся здесь монахи из Русской Зарубежной Церкви за богослужениями не возносили имени Вселенского Патриарха. Говорили, что им не дали и десяти минут на сборы и, что греки предлагали взять скит Пантелеимонову монастырю, но тот отказался. Продолжая рассказ о русском присутствии на Афоне нужно отметить, что, благодаря России, турки в 1829-м году прекратили оккупацию Афона, продолжавшуюся восемь лет после греческого восстания в 1821-м году, и возвратили монастырские имения, конфискованные еще в 16-м веке. В ноябре 1912-го года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913-го года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.
Большие потрясения русское монашество испытало в начале 1910-х годов, когда Андреевский скит и другие русские поселения стали очагом имяславия, о котором теперь многие пишут. В 1913-м году, с помощью русских войск, имяславцы были выдворены в Одессу и расселены по монастырям России. После перехода Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства начались ограничения для притока русских на Афон. Не в последнюю очередь это было связано с планами российского правительства включить Афон наряду с Константинополем в состав Российской империи в ходе Первой мировой войны. Власть Эллады для русских насельников оказалась тяжелее власти Турции. После окончания гражданской войны в России, приезд русских был практически запрещён вплоть до 1955-го года, как для лиц из России, так и из русской эмиграции. Исключениями в данный период были о. Софроний Сахаров и В.А. Кривошеин, впоследствии епископ Московского Патриархата Василий. Последний проживал на Афоне более 22-ти лет — с конца 1925-го года до сентября 1947-го года, когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Нужно отметить, что из 12-ти тысяч монахов, проживавших на Афоне в 1913-м году, половину составляли русские. К концу 1965-го года их оставалось всего лишь 62 человека. Большой импульс к восстановлению русского присутствия на Афоне дал митрополит Никодим (Ротов). В 1972-м году Святую гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом. Неоднократно бывал на Афоне Патриарх Алексий II. Мне рассказывали, как однажды один русский отшельник в одном из греческих монастырей попросил продуктов. Кое-что ему дали. Он попросил еще. Тогда ему сказали: «Нет. И вообще скажите спасибо, что мы вас, русских, вообще здесь терпим». Русские напрягают греков ещё и тем, что с их наплывом планка требований повышается, например в отношении исповеди.
Самая высокая точка Афона — более двух тысяч метров. Здесь русские установили восьмиконечный крест и построили храм. Паломники, в основном русские, стремятся взойти на эту гору, поклониться кресту и ночью совершить Божественную литургию. В настоящее время храм значительно руинирован. Греки, с помощью албанских рабочих, стремятся соорудить здесь нечто более грандиозное. Пока это у них не очень получается. Рассказывают, что главным условием для успешного достижения высоты является духовный фактор. На гору могут взойти престарелые и немощные, а молодые, атлетического телосложения, могут сойти с половины дистанции. Один мой знакомый священник вместе со своими прихожанами — бизнесменами взошёл на одну из вершин Афона, где ночью они позолотили крест. Утром весь Афон был удивлен чудесным преображением креста.
После этих общих сведений пора приступить к описанию самой поездки. Ей предшествовало посещение Афонского подворья в Москве. Афонский уголок Москвы расположился на возвышенности вокруг древнего храма в честь св.вмч. Никиты. Здесь я приложился к мощам старца Аристоклия (+1918) — последнего настоятеля Афонского подворья в Москве, к иконам вмч. Пантелеимона и преп. Силуана. Просил помощи об укреплении духовных и телесных сил перед такой ответственной поездкой. Настоятеля подворья игумена Никона не было — он вместе со своим братом, архиепископом Владимирским Евлогием, находился в Оренбурге, где на родине старца Аристоклия освящался посвященный ему храм. Приятное впечатление своей скромностью и доброжелательностью произвел благочинный подворья иеродиакон Паисий.
Костамонит
Первым монастырем, который мы посетили, был Костамонит — он был ближайшим на нашем пути от пристани. Костамонит, пожалуй, самый бедный Афонский монастырь. Несмотря на это, он, как и Есфигмен, отказался от помощи ЕС. Наверное, они поступили так неспроста. Вспомнилась наша пословица: «Безплатный сыр бывает только в мышеловке». Думаю, что их позиция оправдана. Наверняка Запад преследует какие-то свои корыстные интересы. Запад всегда так поступал. Вспомнил, как один мудрый пожилой священник, побывав на Святой Горе, посоветовал мне не откладывая посетить Афон. «Очень скоро все может измениться», — с грустью сказал он тогда. И действительно, мои спутники не раз говорили, что совсем недавно многое было по-другому. Богородица обещала Великой Лавре — главной обители Афона, что она ни в чём не будет нуждаться. Одно время монахи стали тут за деньги разливать воду из святого источника и в бутылках давать её паломникам. Ну и что же? Источник иссяк. Прекратили это делать и он снова забил.
Костамонит — последний в списке 20-ти монастырей (больше этого числа монастыри, по Уставу Святой горы, учреждаться не могут). По дороге в гору к монастырю слышу разные рассказы о том, что происходит на Афоне и вокруг него. О посещении Афона Путиным. Владимир Владимирович беседовал тогда с протом Святой горы, интересовался, в частности, Андреевским скитом, который раньше был русским (до 1972-го года). Говорят, что он тогда спросил прота: «А сколько будет стоить, чтобы этот скит снова стал русским?» Прот поспешил удалиться. Тема о взаимоотношениях греков и русских на Афоне — давняя и болезненная. Разговоры были ещё о скандале в связи с намерением руководства Ватопедского монастыря продать бизнесменам один скит. Слышал нелестные отзывы о нашем Пантелеимоновом монастыре: не больно жалуют здесь паломников, повсюду там коммерция, астрономические ценники за записки и т. п. За последние десятилетия монастырь сильно украинизировался. Руководители обители — выходцы с Украины стараются принимать в число насельников только «своих». Здесь любит бывать митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Лично я не ощутил на себе никакого дискомфорта, дважды посетив эту обитель, но подумал о том, что в случае отделения УПЦ от Московского Патриархата, последний может потерять Пантелеимонов монастырь. Неоднократно слышал мнение о том, что лучше подвизаться в греческих монастырях чем в русских т.к. в русских заметен дух стяжания.
..Поднимаемся по извилистому серпантину от пристани к монастырю Костамонит. Тишина. Прохлада. Благорастворение воздухов. У врат обители нас встречает десяток котов. Над вратами икона св. первомученика и архидиакона Стефана — покровителя обители. Поём величание святому.
В архондарике (гостиной) мое внимание привлекла картина на которой священник исповедует человека. Грехи в виде змей извлекаются из гортани кающегося. Регистрируемся в специальной книге. Говорят, что греческое правительство выделяет деньги за каждого паломника, посетившего афонский монастырь. В Костамоните нет даже электричества. В вечернее время здесь пользуются керосиновыми лампами — поневоле ляжешь спать пораньше, чтобы не проспать ночную службу. Греческие монахи в священном сане не благословляют, а только дают целовать руку. Это можно наблюдать не только на Афоне и в Греции, а и на Балканах, и вообще на Востоке. Не западное ли, латинское влияние?
В монастыре всё просто и аскетично. За полчаса до вечерни раздался краткий трезвон. Затем трижды с перерывами ударяли в деревянное било. Непосредственно перед службой ещё раз был краткий трезвон. Я подумал: «Основательно призывают на службу, тут не расслабишься». Как-то сразу в притворе храма, перекрытом от основной его части завесой, началось чтение девятого часа. Чтец читал тихо, никакой особой реакции начало службы не вызвало: кто разговаривал, тот продолжал разговаривать, кто сидел, тот оставался сидеть и т. п. Перед началом вечерни служащий иеромонах одел епитрахиль, висящую слева от царских врат и произнес возглас. Светильничные молитвы и все ектеньи он произносил не напротив царских врат, а справа от них, у иконы Спасителя. Завесу отдергивали с внешней стороны, а не изнутри алтаря. При этом заметно была видна свисающая веревка. Сразу обратил внимание на то, что практически никто не крестился на «Аллилуйя», «Святый Боже» и «Приидите поклонимся», то есть устав о поклонах не соблюдается. Да и крестятся как-то скомкано, поспешно. Произнеся великую ектенью, служащий иеромонах снял епитрахиль, повесил её слева от царских врат и удалился в алтарь. В алтаре он одевал уже другую епитрахиль. Каждение совершалось быстро по замысловатому маршруту. Оно было дробным, без поклонов, никакого крестообразного движения кадилом не совершалось. В процессе начавшейся службы подходили монахи, прикладывались к иконам, а точнее к их малым копиям, которые были закреплены у каждой большой иконы. Клобуки при этом не снимались, поклоны (два перед лобзанием и один после) не делались. На клиросах находилась по одному или два монаха. Принимали участие и другие, в частности один священник из Румынии. Всё было негромко, скромно, без аффектов и достаточно быстро. Монахи в основном небольшого роста, аскетичные с колоритными бородами. Наблюдая их подумал: «Грибки-боровички». Не понял, что было после тропарей по «Ныне отпущаеши»? Параклисис (Молебное пение Богородице)? Во время его совершения монах с ручной кадильницей быстро обходил храм и молящихся в нём. На плече у него был большой воздух красного цвета. В конце службы все стали прикладываться к иконам. По окончании службы сотворили десяток земных поклонов. В монастыре, как и везде на Афоне, прекрасный хорос и несколько подсвечников искусной работы со львами в основании. Подумал: «Софрино далеко до такого изящества». Львы с раскрытыми пастями, казалось, что вот-вот они зарычат от боли под тяжестью груза. Особенно было трудно львам у основания игуменского кресла. Я подумал: «Если будет грузный настоятель, то, пожалуй, львы будут раздавлены».
На службы и трапезы здесь, как и во всех монастырях Афона, все приходят строго по форме — в рясах и клобуках. На трапезе было предложено немного жареной картошки и голубцы с вкусным сыром. Можно было отведать красного вина. Пригубив его немного, вспомнил наших бедных мужиков, травящих себя разными суррогатами. Это была лучшая трапеза за всё время нашего пребывания на Афоне. Во время трапезы чтец читал поучение по середине. По-видимому, в праздники читают с кафедры, возвышающейся у стены. Чтец завершил поучение, подошёл под благословение к игумену. У выхода из трапезы с благословляющим жестом стоял настоятель, мимо которого с поклоном проходила братия. После трапезы в притворе храма читали повечерие (павечерницу — по-старому). Как и на девятом часе во время её чтения притвор отделялся от основной части храма завесой. Кстати, кресты на завесе пришиты не с обратной стороны, а спереди (так и по старому обряду). Во время чтения повечерия паломники были приглашены в основную часть храма, где «учинённый монах» кратко рассказал о святынях храма. Это три чтимых образа — два Богородицы и икона св. первомученника и архидиакона Стефана (VIII-й век), которому посвящён главный храм обители. Затем из алтаря на длинный вытянутый стол были вынесены большие части мощей: апостолов Луки и Андрея, святителей Иоанна Златоуста и Григория Паламы, часть рук св. архидиакона Стефана и мч. Трифона, часть плеча св. царя Константина, челюсть последнего из сорока святых Севастийских мучеников и др. Особенно впечатлили часть мощей св. Иоанна Крестителя и глава свщмч.Власия. В Костаманите, как и во многих других Афонских монастырях, имеются частицы Животворящего Креста Господня и хламиды Спасителя. В конце повечерия служащий иеромонах произнёс ектенью, после каждого прошения которой монах с клироса произносил: «Кирие элейсон». Служба завершилась земным поклоном служащего всем молящимся. Обратил внимание на то, что никто ни перед входом в храм, ни выходя из него не крестился и не кланялся. При выходе из храма у порога в темноте резвилось с десяток котят. Было опасение как бы их не раздавили.
Необычным было на Афоне полное отсутствие женщин. Это сильно гасило эмоциальный фон, снижало градус напряжения. Всё-таки женщины, самоотверженно неся большие труды, как, например, у нас на приходе, создают немало конфликтов и недоразумений. Постепенно забываешь, что существует «слабая», «прекрасная» половина человеческого рода. Идёшь задумчивый, извините, руки помыть и автоматически ищешь обычные буквы, а их нет. Сначала ничего не можешь понять. Говорили что на Афоне нет даже животных женского пола, а вот в нескольких магазинчиках Кареи мы видели кошек с копошашимися вокруг них котятами.
После службы посетил кладбищенскую церковь в честь Небесных Сил Безплотных и само кладбище. Могил немного. Известен афонский обычай через 3 года после погребения выкапывать умерших монахов и помещать их останки в костнице под храмами или в специальных часовнях.
В половине третьего ночи раздались удары деревянного била, призывающие на молитву. Помню, только прилёг отдохнуть и вскоре зазвенел звонок, — оказалось, что мой спутник поставил звонок по московскому, а не по афонскому времени.
Служба началась с полунощницы, которая, как и повечерие, читалась в притворе. Читали и пели по клиросам. На средине храма читался только Апостол. Стихи на «Бог Господь.» священник не произносил. Первые и последние песни канона пропевались красивой погласицей. Пономарь с помощью специальной палки, на конце которой была закреплена горящая свеча, ловко снимал лампады, поправлял фитили и снова подвешивал их на своё место. Перед пением «Честнейшую Херувим..» раздался краткий предупреждающий трезвон. Часы читали в храме (в греческих и сербских монастырях их часто читают по кельям). После третьего часа была небольшая пауза, во время которой все склонились в поясном поклоне. Видимо это связано с завершающими действиями проскомидии, совершаемой в алтаре. Каждения всего храма на шестом часе, как это обычно происходит, не было. Кадили только из царских врат (так происходит и по старому обряду). Кадил служащий очень «густо», медленно поворачиваясь по кругу у Царских Врат. Перед «Благословено Царство..» снова все склонились молчаливо в поясном поклоне. На великой ектенье царские врата закрыли. Пропели по несколько стихов первых двух антифонов и затем «Единородный Сыне». На заповедях Блаженств царские врата открыли в конце, ближе к «Славе». После малого входа они были снова закрыты. Кстати, и малый и великий входы совершались через средину храма. Евангелие читали лицом к народу. После Херувимской песни, которую пели несколько монахов, царские врата и завеса были закрыты вплоть до выноса чаши для причащения (так и по старому обряду). На великом входе, как мне показалось, поминали только «всех православных христиан». Во время пения «Тебе поем», когда совершается главный момент литургии — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, все благоговейно наклонили головы. Общего поклона, однако, после окончания пения не было (как и после «Достойно есть..»). «Верую» и «Отче наш» читал игумен. После призыва диакона или священника: «Главы ваша Господеви преклоните» и после возгласов на евхаристическом каноне пение не всегда покрывало чтение тайных молитв в это время. Причастников не было. Служащий сразу, осеняя крестообразно молящихся чашей, произнёс «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое» (в России по обычному чину священник на этих словах крестообразно осеняет молящихся рукой, а по старому обряду эти слова священник произносит лицом к престолу). Песнопение «Да исполнятся уста наша» было прочитано. В конце литургии перед отпустом у иконы Спасителя справа от царских врат была совершена краткая заупокойная лития. После отпуста священник раздавал молящимся антидор («дору» — по старому). Крест для лобзания не давался. В притворе храма каждый мог испить из чаши св. воды, черпаемой маленьким ковшиком. Сразу после службы, закончившейся приблизительно без пятнадцати минут семь, в трапезной был лёгкий завтрак, состоящий из чая на травах, кусочка белой халвы и нескольких маслин. Общей молитвы перед и после завтрака не было.
Ватопед
Это второй по величине афонский монастырь после Лавры преп.Афанасия. Здесь мы сразу встретили нескольких москвичей — известного «специального корреспондента» Аркадия Мамонтова и руководителей фонда «Святая Гора». Игумен монастыря, он же и духовник (так принято у греков), о. Ефрем приветствовал нас. Один из моих спутников напомнил, что во время своего приезда в прошлый раз он не был допущен к причастию, т.к. не был венчан. Только недавно он был мною обвенчан. О. Ефрем, обращаясь ко мне, сказал: «Никогда не причащайте невенчанных». Основание монастыря относится к четвёртому веку, ко времени правления императора Феодосия Великого. В монастыре находятся 6 чудотворных икон Богородицы, в частности «Закланная», «Отрада и Утешение», «Елеоточивая». Говоря о Закланной иконе, монах-экскурсовод поведал про следующее событие, произошедшее в 14 веке. Был в монастыре монах-лампадник нерадивой жизни. Однажды его не накормили и он возроптал, обращаясь к Богородице: «Я забочусь, возжигаю лампады, а Ты меня не накормила». Острым предметом он ударил по лику Пресвятой Девы на иконе. Потекла кровь. Монах ужаснулся своему поступку и в течении многих лет каялся за него, постоянно находясь в храме. За 3 года до смерти ему было удостоверение, что он прощён. Когда по афонскому обычаю через 3 года после смерти его останки были извлечены, то всё, кроме руки, нанёсшей оскорбление Богородице, было истлевшим. След на иконе остался на все времена.
С иконой «Запретительница» связана следующая история: дочь императора Феодосия Плакитида направилась на Афон для поклонения святыням. Ей явилась Пресвятая Дева Мария и сказала: «Стой здесь, не проходи, тут я Царица.» После этого женщин на Афон перестали пускать. Елеоточивая икона, на которой Спаситель изображён с двуперстным крестным знамением, наполнила сосуды с елеем, который в одно время иссяк в монастыре. В алтаре на горнем месте находится икона Богородицы, с которой связано чудо, произошедшее в 10 веке. Монастырь тогда был разрушен. Один монах, прежде чем он был пленён, спрятал икону Богородицы, почитаемую в монастыре и возжёг пред нею свечу. После 70-летнего пребывания в плену, он возвратился в монастырь, который к тому времени был уже восстановлен. Об иконе в обители никто ничего не знал. Когда вернувшийся из плена монах указал её местонахождение, то все были поражены тем, что в течении всех этих десятилетий у иконы не гасла свеча. Также очень важно упомянуть, что в Ватопеде находится оригинал хорошо известной в России иконы «Всецарица», к которой прибегают при раковых заболеваниях. В монастыре находится много частей святых угодников Божиих: главы свв. Григория Богослова и Андрея Критского и др. Особое внимание привлекает глава свт. Иоанна Златоуста с нетленным левым ухом, в которое апостол Павел подсказывал святителю правильное толкование его посланий. Главной святынею обители является пояс Богородицы, разделённый на 3 части, чтобы, в случае утраты одной из частей, святыня сохранялась. Сейчас эта великая святыня привезена в Россию. Интересно, что при голосовании в Протате по этому вопросу 9 из 20 представителей монастырей были против этого. На сегодня в числе братии около 130 человек, в том числе пятеро русскоязычных, 15 румын, много греков из-за рубежа, например из Австралии, но особенно много с Кипра. Именно отсюда в 16 веке в Москву прибыл преп. Максим Грек. Не отсюда ли был архимандрит Дионисий, долго живший в столице Руси в середине 17 века? Именно с его слов во многом, как доказал профессор Каптерев, восточные патриархи, прибывшие на Собор в Москву, осудили русскую, а точнее древневизантийскую церковную обрядность, включая двуперстие, наложили страшные проклятия на наше исконное благочестие.
На вечерне в Ватопеде было довольно много людей. В течении всей службы царские врата были открыты (не из-за того ли, что в храме на службе присутствовал архиерей?). Монахи красиво пели на 2 клироса. В мантии был только служащий иеромонах. В 4 часа утра начали читать полунощницу. Её окончание было каким-то невнятным — не то, что по старому обряду. Затем началась утреня. Запомнилось хорошее чтение шестопсалмия (эксапсалмов-по старому). В храме гроздьями мерцали лампады, была абсолютная тишина. После первого часа в десяти в храмах обители совершались литургии. Я был в храме, посвящённом поясу Богородицы. Не понял, что прочитали перед началом литургии — похоже что половину псалма третьего часа. Заключительную молитву прочитал архиерей, приехавший на Афон с Кипра. Три певца на клиросе попеременно пели стихи антифонов. Некоторые стихи пели вместе. Обратил внимание на то, что на ектениях многие сидят. Встают только на последнем прошении, которое сопровождается пением «Пресвятая Богородице, спаси нас». Произнося последнее прошение ектеньи, где упоминается Богородица, иеродиакон крестился и кланялся на икону Богородицы, а на словах «Христу Богу предадим» — на икону Спасителя. Выход на чтение Апостола был каким-то будничным. Чтец произнёс 1-й стих прокимна и сразу стал его читать. По окончании чтения Апостола хор трижды пропел «Аллилуиа». Никаких стихов перед пением «Аллилуиа» чтец не произносил. Евангелие иеродиакон читал на средине храма, держа его в руках. На великом входе иеродиакон нёс дискос не на уровне лба, как по обычному чину в России, а ближе к правому плечу. «Достойно есть» внушительно пропел архиерей. Молитва перед причащением не читалась. Приезжих священников причащают как мирян. На чтении благодарственных молитв остались только единицы причастников. Находясь в Ватопеде, я услышал рассказ о том, как в одно время этот монастырь перешёл на новый календарь. Это продолжалось недолго. Вскоре вернулись к старому стилю. В связи с этим было следующее чудо: три дня без всякого человеческого участия в монастыре звонили колокола. Нужно еще сказать, что в Ватопеде одно время жил св. Григорий Палама.
Андреевский скит
Находится он неподалёку от столицы Афона Кареи. При входе в скит справа у собора несколько огромных русских колоколов с дефектами. Наша первая реакция: «Наверное греки избавляются от следов русского присутствия». Со скрипом нас поселяют в келью. («Почему не позвонили, не дали факс?»). Перед великой вечерней были на братской трапезе, проходившей под собором. Трапеза состояла из небольшой порции капусты, оливок, яблока, и кусочка сладкого пирога. Можно было испить немного вина. Закончив вкушать пищу, долго сидели, слушая поучение. Перед началом Великой вечерни два монаха на паперти искусно звонили в 4 колокола. В течении всей службы царские врата почему-то были открыты. Здесь после пения «Тебе Господи» после слов «Главы ваша Господеви преклоните» пауз как в других монастырях не было, а тайныя молитвы негромко читались вслух. Не понял для чего на столбцах царских врат и на некоторых иконах висели епитрахили. Для красоты? Странно. На литию служащие и вообще все монашествующие с большой иконой Воскресения Христова прошли в конец огромного храма (до строительства собора св. Саввы в Белграде, он был самым большим на Востоке). Большое паникадило в конце храма было раскачено и не потеряло своей динамики до конца литии. Тихо, размеренно, грустно совершалась служба, явно не соответствуя масштабу собора. Вход на вечерне совершался не по солее, а под амвоном (так и по старому обряду). На «Спаси Боже люди Твоя» после первых трёх призываний чтец протяжно говорил «Аминь». Всего было 7 или 8 прошений на литии (по обычному чину в России их 4, по старому обряду 3). Отдельно помянули патриарха Варфоломея и игумена монастыря. «Кирие элэйсон» по 10 раз попеременно по отдельности пели певцы. На последнем прошении сразу стали петь «Кирие элэйсон». Нужно сказать, что собор был освящён в 1900 году Константинопольским патриархом Иоакимом в память об избавлении императора Александра Второго от покушения в Париже.
На ночной службе вторая кафизма сопровождалась частыми припевами «Аллилуиа». Особенно красиво пропели «Непорочны» («Благословен Еси Господи») — один к одному как в нашем храме. «Спаси Боже люди Твоя» иеродиакон произносил на амвоне, а не у иконы Спаса, справа от царских врат, как у нас. Евангелие для поклонения лежало не на аналое, а служащий иеромонах держал его в руках. Почему-то у греков на 1-ой песни канона совершается каждение всего храма — так было и здесь. На 8-ой песни канона перед пением «Величит душа моя Господа» два иеродиакона с большими красивыми воздухами на правом плече, с небольшими ручными кадильницами в руках, издающими негромкий треск, быстро прошлись по огромному собору. Великое славословие пели попеременно на два клироса. Сразу после 1-го часа раздался возглас «Благословенно Царство». Не видел, чтобы у греков совершались входные молитвы. Антифоны пели полностью. Понравилось служение иеродиакона. Его голос звучал как-то аристократично, тонко, одухотворённо, бесстрастно. Никакого рыка и рёва, как это иногда у нас бывает. «Святый Боже.» пели по архиерейскому чину. На «Верую» служащие быстро потрясали воздухом (это символизирует землетрясение в момент распятия Христа). Всё было хорошо видно, т.к. в течении всей литургии царские врата были открыты. Возгласы на евхаристическом каноне игумен произносил с высоко воздетыми руками. Возглас «Благодарим Господа» произносил обратившись в сторону иконы Спасителя справа от царских врат (некоторые священники из России, побывав на Афоне, подражают таким вещам). Тайные молитвы дочитывались вслух, т.к. пение хора не покрывало их чтения. Очень благоговейно были произнесены установительные слова Евхаристии («Приимите ядите» и «Пийте от нея вси») и возглас «Твоя от Твоих». «Достойно есть» певцы пропели у чтимой иконы Богородицы, после чего некоторые из них приложились к ней. После возгласа «Святая Святым» все пошли прикладываться к иконам. Иконы ап. Иоанна Богослова, память которого праздновалась в этот день, нигде на аналоях не было видно. Может быть греки празднуют его память только в мае? На ектенье «Прости приимше» иеродиакон выходил через царские врата (так и по старому обряду). Окончание литургии было каким-то невнятным и смазанным. На отпусте игумен поминал имена многих святых. Пред выходом из храма каждый испивал немного св. воды и вкушал кусочек освящённого хлеба, смоченного вином (у нас он раздаётся при подходе к иконе праздника). Трапеза по окончании службы состояла из тарелки молочной лапши с кусочком брынзы. Слава Богу, что покидая скит мы сподобились приложиться к главе св. апостола Андрея Первозванного.
Иверский монастырь
Из-за непогоды не сразу смогли к нему выехать. Когда же приехали, водитель затребовал 100 евро, нанеся существенный урон нашему скромному бюджету. На вечерне приезжий епископ без книги читал наизусть предначинательный 103 псалом. Читали только первую «Славу» кафизмы. Я сначала подумал: сокращают, а потом догадался, что это из-за того, что служба полиелейная и вместо пения избранных стихов вслед за «Блажен муж» они просто прочитали всю «Славу», там где эти стихи и содержатся. Стихиры на «Господи возвах» пели попеременно — каждый клирошанин по одной стихире. Вход на вечерне совершался не по солее как у нас, а через середину храма, где в круге мраморной композиции пола служащий иеромонах провозгласил «Премудрость, прости». Паремии читались без предваряющего возгласа священника: «Премудрость». Служба мне показалась какой-то невыразительной, скромной. Служащие уж слишком тихо произносят ектеньи и возгласы. «Сподоби Господи» и «Ныне отпущаеши» читал епископ. Как только запели стихиры на стиховне, все друг за другом начали прикладываться к иконам, затем, встав в круг, делали три поклона на восток и потом поясно кланялись направо и налево. Получается, что к иконам прикладываются несколько раз в день. Старый обряд знает только одно поклонение за полиелейной службой — при подходе к иконе праздника, а также на Пасху. В нашем храме мы допускаем прикладывание к иконам, но только до или после службы. Обратил внимание, что перед входом в храм находится икона Спасителя с двуперстным благословением. Был ещё здесь на параклисисе (молебном пении в честь Богородицы) в часовне, где находится Иверская икона. Обратил внимание, что наряду со множеством крестиков на иконе десятка полтора архиерейских панагий. Должен сказать, что все игумены афонских монастырей, где мы были, произвели на нас положительное впечатление своей аскетичностью и молитвенной сосредоточенностью. В обители постоянно бывают грузины, ведь когда-то монастырь принадлежал им. К сожалению, все их попытки вновь закрепить монастырь за собой успехом не увенчались. После службы была очень скромная трапеза, состоявшая из холодной чечевичной похлебки, помидора и огурца. Иверон — это единственный монастырь, в котором мы заметили, что братия питалась отдельно от паломников. Познакомились здесь с р.Б.Вячеславом, паломником из Москвы. Он побывал на Афоне уже несколько раз. Рассказал много интересного: о частичном разрушении рабочими албанцами-мусульманами русского храма на самой высокой точке Афона, об истории с имяславцами, о том как в каком монастыре принимают, о разрушении келии преп. Силуана, об афонских бомжах и т. д. К утрене в 2.45 также основательно созывали на молитву: сначала был трезвон, потом били в деревянное било, а затем снова трезвон. Получается, что трезвон был не к самой утрени, а к полунощнице (!). Служащий произнес возглас в епитрахили, потом снял её и сел в стасидию. Возгласы на полунощнице он произносил без епитрахили, одел её только для произнесения отпуста. «Бог Господь» иеромонах произносил без стихов. Непонятен был полиелей — при закрытых царских вратах долго пели стихи кафизмы с припевами «Аллилуйя». Не было ни величания, ни поклонения иконе празднуемого святого. Перед «Величит душа моя Господа» и перед великим славословием не было соответствующих возгласов. По окончании утрени все перешли в больший храм на Литургию. Запомнилось перед Литургией чтение епископом молитвы «Иже на всякое время» на третьем часе и заамвонной молитвы служащим иеромонахом у иконы Спасителя, перед которой стояла свеча. Почему-то на полилейной службе антифоны были не праздничные, а рядовые («Благо есть»). Литургия продолжалась 1 час 15 минут.
В Ивироне запомнились следующие мощи: левая рука свт. Василия, нога и плечо муч. Фотинии Самаряныни, нога свщмч. Киприана, глава мученика Никиты и др.
Звоню с Ивирона берсеневским грузинкам, посыпаю соль на раны: «А вам сюда нельзя, вы никогда этого не увидите». На другом конце провода тяжело вздыхают.
В столице Афона Карее у чудотворной иконы «Достойно есть» совершил молебен по старому обряду. Неподалеку от Кареи в сербской келии помолились у чудотворной иконы Богородицы «Млекопитательница». Собственно молебен совершали перед изображением «Млекопитательницы» у входа в келью, т.к. онё еще была закрыта. Как только пропели по окончании молебна величание, двери келии отворились и мы вошли в неё. Внутри было очень уютно. Порадовала роспись в каноническом стиле, было очень много изображений сербских святых.
Кутлумуш
На девятом часе после вечерни служащий иеромонах произносил возгласы без епитрахили. Обратил внимание, что на вечерне иеромонах возглашал только один стих прокимна, а певцы пели как обычно. На паремиях царские врата были открыты, а после их прочтения, на ектеньях их закрыли. Завеса по окончании вечерни закрывалась не с боку, а опускалась сверху. На трапезе было непонятно в какую сторону креститься. Трапеза состояла из длинных нитей лапши с приправами, творожного сыра и яблока. Ели быстро — я едва успел съесть половину миски с лапшой. В монастыре я совершил два молебна по старому обряду — св. Григорию Богослову и преп. Алипию. В обители соответственно хранятся их десница и глава. Есть ещё глава св. мч. Параскевы. На повечерии читали акафист Богородице и опять прикладывались к иконам. В это время я получил единственное замечание за все время пребывания на Афоне — игумен обратил внимание на то, что поверх рясы у меня была кофта. Во всех монастырях следят за тем, чтобы на службу и на трапезу священнослужители приходили в рясах. На утрени после того как пропели седальны по второй кафизме, при открытых царских вратах читалось Евангелие. По окончании его чтения царские врата снова были закрыты «Спаси Господи люди Твоя» священник произносил у престола при закрытых царских вратах. В Кутлумуше в отличии от Иверона перед пением «Величит душа моя Господа» иеромонах возглашал «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Утреня закончилась в шесть часов и все стали расходиться. До 9.00 мы ждали сигнал на Литургию, но его не последовало. Мы так и не поняли: где и когда она была. Неудобно, прям какая-то конспирация. В других монастырях вешали расписание и проблема с информацией была снята.
После Кутлумуша очень долго ждали в Карее подхода автобуса, чтобы посетить следующий монастырь. Автобуса долго не было. В ожидании его познакомились с иеромонахом из Румынии. Он учился в Московской иконописной мастерской. Симпатизирует ревнителям старого календаря. Рассказал о том как вводился новый календарь в Румынии в 20-е годы. Тогда митрополиту Мирону предложили патриаршество при условии введения им нового календаря и тот согласился. Нынешний румынский патриарх удаляет тех, кто начинает будировать этот вопрос. Решили вместе с этим иеромонахом поехать в румынский скит Продмон. Этот скит был изначально румынским. Здесь нас гостеприимно встретили. Главными святынями скита являются частицы мощей св. Иоанна Крестителя и мч. Трифона. Служба здесь была более выразительной и пение помощней и поклоны почётче, чем в других обителях. Находясь в этом скиту, мы обратили внимание на то, что панорама и моря и гор здесь наиболее впечатляюща. В Продмоне побывали в костнице. На полках располагались несколько сот черепов и множество костей, лишь отдельные черепа были темными.
Пантелеимонов монастырь
Его мы посетили с внутренним напряжением: как нас здесь встретят? Рассказывали, что когда-то здесь какого-то архиерея встретили со словами: «Ну и что, что вы архиерей? Нам сейчас некогда!» Наше волнение было, однако, напрасным — всё прошло нормально. Старший архондарик инок Виталий, регистрировавший нас, даже читал о нашем храме, бывал на службах в единоверческом храме в Михайловой Слободе. Посетили храм-часовню, в котором находятся мощи. Здесь мы приложились к главам свв. мученика Кирика и преп. Силуана, к большим частицам мощей св. Николая и преп.Серафима. В церкви св. мч. Пантелеимона порадовало наличие нескольких икон в каноническом стиле. Преобладает, однако, живописный стиль. В притворе храма бросается в глаза два огромных образа Спасителя и Богородицы в малороссийском «яскравом» стиле (память о малой родине?) Особенно красивы в храме серебряные паникадила искусной работы. Епитрахили в главном храме ещё в большем количестве висели на столбах иконостаса и по сторонам некоторых икон.
Нужно сказать, что русских в Пантелеимоном монастыре большинство стало только с конца 15 века. Полностью русским он стал с 1875 года — тогда же игуменом стал русский монах. К концу 19 века в монастыре было более 1000 монахов (ныне их только около 50-ти). Главный собор монастыря с восемью куполами. Монастырю принадлежало 4 скита. На его территории было 13 часовен, 6 из которых, к сожалению, сгорело в пожарах. В настоящее время монастырь занимает 19 место в списке афонских обителей, а было время когда он был на 5-м месте. В полночь по византийскому времени читалось повечерие с каноном и акафистом Покрову Богородицы. В три часа ночи по греческому времени начали читать полунощницу. Затем совершалась утреня, первый, третий и шестой часы, литургия. Вообще Пантелеимонов произвёл впечатление второго Почаева. «Се Жених грядет в полунощи..», «Величит душа моя Господа», «Господи помилуй» на ектеньях — всё как в Почаеве. Не случайно «почаевские» архиереи любят сюда приезжать — митрополит Буковинский Онуфрий (освящал храм, в котором находятся мощи), на Покров — митрополит Тернопольский Сергий и архиепископ Каменец-Подольский Фёдор (с ним я заканчивал семинарию и академию). Я сначала недоумевал: почему владыка Сергий не в белом клобуке? Может быть он стал митрополитом совсем недавно и ещё не успел пошить белый клобук? Потом уже, вернувшись в Москву, догадался: наверное, чтобы не раздражать греков. На ектеньях поминали Святейшего Патриарха Варфоломея и Святейшего Патриарха Кирилла без присовокупления слов «господина нашего» в обоих случаях. Обратил внимание на то, что молитва «Царю Небесный» на полунощнице и в начале других служб в афонских монастырях читает служащий иеромонах. «Аллилуиа» между словами на кафизмах не поют, а читают. После «Достойно есть» земной поклон не творят. «Христе Свете Истинный», — читает чтец, а не священник (так и по старому обряду). «Великого господина», — по окончании больших служб не поют (в Почаеве тоже не поют или не пели, не знаю как сейчас). После шестого часа служащий произносил отпуст с упоминанием имени св. Иоанна Златоуста (так и по старому обряду). Малый и великий входы совершались через середину храма. Записки с именами о здравии на сугубой ектенье не читались. На великом входе кроме обычных поминовений поминали «Святую Гору сию, Кинот святых обителей». «Верую и Отче наш», — как и в России поют. В конце литургии читался псалом 33-й. Перед утренней трапезой в отличии от греков молитвы читались. Также читалось поучение. В конце молитв, после трапезы, поминая патриархов и благодетелей, чтец произносил: «Бог да спасет и помилует их» — совсем как по старому обряду. В гостинице с балкона долго смотрел на море — вспомнилось упоминание о нём в известном песнопении «Гора Афон, Гора Святая». Перед отъездом, по милости Божией, приложился к главе св. вмч. Пантелеимона — покровителя обители. Несколько дней на Афоне моросил дождь, а у меня искушение, пропал дождевик.
Побывали здесь и на престольный праздник в честь Покрова Богородицы. Перед всенощным бдением на Покров совершалась малая вечерня, после которой была трапеза. Затем небольшой перерыв, во время которого начали исповедь для желающих причаститься. После трапезы — повечерие и собственно всенощное бдение. После возгласа «Востаните» совершалось каждение алтаря. После «Господи благослови» — «Слава Святей» и «Придите поклонимся», затем в молчании иеромонах с иеродиаконом кадили весь храм. царские врата при этом были закрыты. Потом пели псалом 103-й со стихами. На меня это разделение каждения и пения произвело отнюдь не положительное впечатление — ведь нарушается символика. На великой ектенье обратили на себя внимание два прошения: «О всечестнем отце нашем игумене священно-архимандрите Иеремии» и «О Святей обители сей, стране сей и Отечестве нашем». «Блажен муж..» пели со стихами почаевским распевом. На «Господи возвах..» два иеродиакона с сионами на плечах и большими воздухами красного цвета совершали каждение. «Мир всем» после входа возглашал с правого клироса митрополит Тернопольский Сергий, не первый год возглавляющий здесь службы на Покров. Ему сослужили архиепископ Каменец-Подольский Феодор и епископ Элистинский и Калмыкский Зосима. На литии на «Спаси Боже люди Твоя» Царскую Семью помянули как великомучеников. Красиво пели «Кирие Элейсон» — «Господи помилуй» по-гречески. Во время чтения Трисвятого иеродиакон все время держал поднятый орарь. А где же поклоны? По окончании вечерни монах с хорошей дикцией прочитал на церковнославянском языке синаксарь на праздник Покрова. На кафизмах по каждой «Славе» «Аллилуйя» не поют как в России, а читают как в греческих монастырях. Седальны по кафизмам пели, как это принято у греков. Полиелей (полилеос — по старому) начали в алтаре. В конце полиелея на середину храма вынесли икону и мощи св. Пантелеимона и преп. Силуана (главы их). Торжественно раскачивался хорос в центральной части храма, а потом и паникадило. Мерцали восковыми свечами ещё два паникадила. Пропели величание киевским распевом (вообще в основном всё пелось киевским распевом и вся атмосфера напоминала Почаевскую и Киево-Печерскую Лавры).
Певучий все же народ хохлы-малороссы — так споют «Господи помилуй», непременно слезу пробьют.
Благолепный, стройный владыка Сергий начал каждение всего храма, непривычно глубоко совершая при этом поклоны. Вообще нужно кадить весь храм на «Хвалите Имя Господне», а прикладываться к праздничной иконе при пении величаний. Так логичней. Именно так делается по старому обряду. Служба совершалась ровно, чётко, без пауз. Непривычным было отсутствие свечей в руках молящихся (так по старому уставу положено на всенощных бдениях в кануны двунадесятых и престольных праздников во время пения полиелея и начиная с восьмой песни канона до великого славословия включительно). При подходе к иконе митрополит обильно помазывал елеем. Духовенство и народ подходили не парами как по старому чину, а один человек за другим. По шестой песне канона продолжили чтение синаксаря и затем начали акафист Покрову. Икона висящая над царскими вратами на лентах, была спущена вниз, что еще больше усилило впечатление, что ты находишься в Почаеве (около года я был там послушником, с октября 1979 года). Вместо «Величит душа моя Господа» пели праздничные запевы. Каждение, как и у греков, сопровождалось легкой струйкой кадильного дыма. В конце всенощного бдения за окнами стали сверкать яркие сполохи, поднялась буря. Нас охватил и страх и малодушие — уедем ли? Беспокойство усилило то, что отключился сотовый телефон, а под утро подо мной вдруг рухнула кровать. Вспомнился рассказ одного собрата священника, который побывал на Афоне передо мной. Однажды он ночевал в келье одного русского схиигумена и всю ночь в его коридоре со всей силой хлопали двери. Он подумал, что причиной этого была поднявшаяся сильная буря. Каково же было его удивление, когда утром хозяин кельи сказал о том, что ночью было так тихо, что даже трава не шевелилась. Большим испытанием было то, что мой спутник страшно храпел. Из-за этого мне приходилось ночевать в читальных залах, на лавках в коридоре и т. д.
Рано утром началось чтение часов (полунощница, стало быть, была оставлена для келейного чтения). Исповедь совершалась только с вечера. Параллельно ей проходило чтение правила ко святому причащению, никаких объявлений об этом, однако, сделано не было. Антифоны на Литургии пелись полностью, но почему-то перед вторым антифоном пропели «Славу» (по уставу так положено на обеднице). На великом входе почему-то помянули, после патриархов Варфоломея и Кирилла, «господина нашего Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины». Странно, вроде бы Пантелеимонов монастырь не в юрисдикции Украинской Православной Церкви (по крайней мере, пока ещё). «Верую», «Достойно есть"и «Отче наш» читали греки (на всенощном бдении их не было). После возгласа «Святая святым» все рухнули в земном поклоне (в уставе этого нет, земной поклон указано делать после возгласа «Изрядно о Пресвятей..» — в течении всего года). Пауза во время причащения священнослужителей заполнялась чтением поучения и пением ирмосов. Что ещё сказать? Звон с колокольни звучал только перед всенощным бдением и Литургией. Его, к сожалению, не было слышно в другие положенным по уставу моменты.
В лавке Пантелеймонова монастыря некоторые иконы стоимостью в 2.500 евро. Большие цены на записки о здравии и о упокоении.
Не оставшись на трапезе, с тревожным чувством идём на пристань. У нас опасения -уедем ли? Приедет ли катер? Ведь у нас сегодня самолет! Ликуем — катер приехал! С напряжённым любопытством всматриваюсь в каменистое ущелье неподалеку от Пантелеимонова монастыря — здесь подвизается известный старец Рафаил (Берестов). Приближаемся к Уранополису — небольшому порту, с которого все паломники выезжают в афонские монастыри. Я непроизвольно запеваю известный духовный стих «Гора Афон, гора Святая, не знаю я таких красот..». Ощущение присутствия Богородицы, Её Покрова над Святой Горой достигает кульминации. Говорили же мне: «Ни о чём не думайте, особо ничего не планируйте, не переживайте — Божия Матерь, Игуменья горы Афонской, всё устроит». Так и было — я ощутил это в полной мере. Быстро доехал до Солоник. По моей просьбе водитель в дороге включил греческую народную музыку. Время ограниченно — надо ещё заехать в главный собор города, чтобы поклониться мощам св. вмч. Димитрия Солунского.
Красно-кирпичная панорама Салоник — мне не хватало московских золоченных главок и разноцветных колоколен.
Неподалеку от собора движение было перекрыто по причине какой-то демонстрации. Запомнился молодой полицейский в каске на мотоцикле, напоминавший своим видом одного из 300 спартанцев. В аэропорту ещё одно искушение — протягиваю таксисту крупную ассигнацию в евро, а он, взяв ее в руки, эмоционально восклицает: «Проблем! Проблем!». Оказалось, что кончик ассигнации чуть-чуть заляпан пастой, вытекшей в кармане из шариковой ручки. Что делать? В отчаянии показываю ему рукой в сторону аэропорта — туда, мол, пойдем, там друзья, они помогут. Слава Богу, встретил стоящего у стойки своего нового знакомца, о. Алексия, он выручает.
Ну что ж, пора подводить итоги своего первого посещения Афона. О главном впечатлении я уже сказал выше — о явственном ощущении присутствия Богородицы в этом святом месте. Место насыщенно монастырями и храмами, в которых множество великих святынь — чудотворных икон и мощей св. угодников Божиих. Не мало здесь подвизается рабов Божиих, возносящих свои молитвы к Престолу Всевышнего и воспевающих Пречистую Деву. Множество насельников обителей и паломников на разных языках прославляют Триединаго Бога и нашу Великую Заступницу. Незабываемы ночные бдения со множеством мерцающих лампад и свечей в великолепных паникадилах и хоросах. Некоторые из них настолько искусно сделаны, что казалось, поднесешь к ним ладони и они превратятся в поток звонких серебряных и золотых монет. Ну, а теперь о немаловажном для меня выводе после посещения Афона. Скажу честно — особого впечатления службы в афонских монастырях на меня не произвели. Правда, я не был в дни сугубых праздников на службах в греческих монастырях. Пусть читатель меня извинит за такое моё впечатление, но я должен сказать, что это впечатление у меня соотносится с тем, как совершаются уставные службы по старому обряду. Подчеркну, что это обряд не просто древнерусский, дореформенный, а именно древневизантийский, который Русь восприняла от греков вместе с Крещением и который сами греки сохраняли где-то до 15 века. Где бы я ни был, нигде, в том числе и на Афоне, я не встречал более глубокого, проникновенного, гармоничного, строгого, логически выстроенного и т. д. богослужебного стиля как по старому обряду. Афон называют осколком Византии — в какой-то мере это так. Дело, однако, в том, что греки уже не те, что поразили послов князья Владимира в соборе святой Софии Царьграда. Столетия османского владычества и западного влиянии не прошли незаметно. Тут многое перечислять, начиная с того, что головные уборы и рясы афонитов заимствованы у турок. Афонский ладан источает приятный запах, но это парфюмерия.
Я никогда не адаптируюсь к живописным изображением и иконам, которых немало на Афоне, к растопыренным перстам, вместо строгого двуперстного благословения. К стилю служения в большинстве афонских обителей, когда, кажется, что вот-вот ворвутся янычары и поэтому нужно не затягивая, попроще и потише совершить службу Божию. Особая проблема с возношением имени в афонских обителях православного экумениста и модерниста номер один — патриарха Варфоломея. Я мечтал бы о появлении на Афоне старообрядного скита Московского Патриархата. Но. я не жил бы в нём постоянно, в лучшем случае только бы эпизодически в него приезжал. Всё-таки мое место в России. Я чувствую, что я нужен в наших спивающихся, вымирающих деревнях. Меня притягивают печальные глазницы заброшенных сельских храмов. Восхищают больше не живописные горы, а наши бескрайние поля и леса. Не серебристые волны моря, а зеркальные вереницы прудов где-нибудь в Воронежской области. Мне ещё нужно охватить духовным попечением несколько десятков новых организаций, появившихся вокруг нашего храма, на Золотом острове. Мне будет трудно без главок московских церквей, печальных изб Тверской области, терриконов Донбасса, общения со степенными бородатыми стариками старообрядцами и т. д. и т. п.
http://rusk.ru/st.php?idar=51252
Страницы: | 1 | |