Православие и современность | Любовь Балакирева | 01.11.2011 |
В полотнах ярославского художника и священника Василия Шиханова очень много солнца. Так много и такое оно ослепительное, что перед иной картиной хочется зажмуриться и немного постоять с закрытыми глазами. Но глаза открываются, и свет проникает внутрь, заполняя всего человека. Это добрый Свет. Он пронизывает человека радостью: его можно вбирать и вбирать в себя. Столько, сколько хочется.
Это солнце и этот свет — для тех, кто приходит смотреть полотна художника священника. Последняя выставка имела место в мае, в Москве, в здании Совета Федерации. И называлась она — «Паломничество русского художника».
Паломнические поездки отец Василий предпринимает часто, но его паломничество — это не только посещение святых мест. Это изучение мира как Божьего творения, поиск Творца во всем, что предстает перед глазами: в море, в узкой улочке ночного Иерусалима, в освещенной веранде гостиничного номера в Киотари, в привычных и бесконечно родных избах ярославских деревень. Взгляд художника и взгляд священника совмещены таинственным образом. Их совмещает Тот, Кто создал то солнце, которым наполнены полотна протоиерея Василия Шиханова.
Ему часто задают вопрос, насколько совместимы живопись (светское искусство) и церковное служение. В Церкви ведь есть люди, склонные воспринимать художественное творчество как некий соблазн. Но отец Василий считает, что порывы отказаться от творчества свойственны неофитам: чем дальше человек идет по пути воцерковления, по пути веры, тем меньше подобных сомнений у него возникает. И с благодарностью вспоминает своего духовника, отца Иоанна Миронова: «Слава Богу, отец Иоанн, когда у меня возникали неофитские мысли: „Все, надо завязывать с этим искусством“, пресекал мое чрезмерное усердие».
При этом отец Василий утверждает, что его «настоящее счастье — вовсе не в живописи». Он — прежде всего священник, и его счастье — в служении Богу. А живопись — это Божий дар, возможность еще и так прославить Творца.
— Отец Василий, какое направление в живописи вам духовно (именно духовно!) ближе, если вообще есть смысл говорить о направлениях? Где, за какой чертой искусство перестает быть делом богоугодным и превращается в нечто совершенно иное — может быть, деструктивное, может быть, греховное?
— Мне думается, что о направлениях действительно нет смысла говорить. Я особо никогда не симпатизировал авангарду или какому-то формальному искусству. Но как профессионал могу рассматривать и находить художественно-технические достоинства в любых работах. Что касается духовной составляющей — здесь экспертом и, как мне представляется, наиболее точным экспертом, если только мы сами не лукавим, всегда является наше сердце. Для самого художника самым важным в творчестве должны стать его искренность и честность.
Рассматривая любую работу, можно сразу увидеть, что являлось источником вдохновения в данном случае: то ли одолевала гордыня, то ли примешивались конъюнктурные задачи… или все-таки камертон художника был настроен на восприятие и отражение красоты Божьего мира. Вообще, дарование художника, его видение и умение отобразить, в моем понимании — тонкий и сложный инструмент, позволяющий многим стать соучастниками его творчества и вместе с автором участвовать в созерцании красоты Божественного творения.
В 1997 г. Василий Шиханов окончил Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени Веры Мухиной, в 1998 г. стал членом Союза художников России. В том же году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) рукоположил его в сан диакона, а затем — священника.
Протоиерей Василий Шиханов — отец четверых детей
Безусловно, существует и совершенно деструктивное искусство, но ведь это тоже сразу же видно, и ничего объяснять здесь не надо. Как-то видел буклет одной московской выставки, где экспонировались какие-то компьютерные голограммы с кощунственно обработанными изображениями «апостолов», «спасителя» и т. д. Я не говорю о том, что это просто была хула на Бога; но даже если бы это не называли святыми именами, все равно это были изображения внутренне безобразные, демонические. Причем этот буклет мне показал человек не воцерковленный, но художник хороший, и он был очень возмущен этим «искусством».
+ + +
Я брожу по галерее Совета Федерации, смотрю и смотрю на полотна отца Василия… и вспоминаю слова Патриарха Кирилла, сказанные им совсем недавно в Петербурге, в Духовной Академии: «Красота формирует внутреннее состояние человека… Очень важно, чтобы внешняя красота и гармония сопровождали особенно молодых людей, детей, юношество, потому что гармония формирует человеческую личность. Никогда нельзя пренебрегать эстетическим началом жизни человека».
Протоиерей Василий Шиханов, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Ярославле, родился в 1969 г. в Мантурово Костромской области. Окончил Ярославское художественное училище. Служил в армии. Уволившись в запас, вернулся в Ярославль и принял Крещение. Затем уехал в Санкт-Петербург. Продавал свои работы на Невском проспекте, дежурил в вооруженной охране склада боеприпасов ЛенВО, жил в общежитии в Мурино, где и познакомился с будущим духовником — отцом Иоанном Мироновым. Именно отец Иоанн первым увидел в молодом художнике из Ярославля будущего священника.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58 280&Itemid=120