Русская линия
Столетие.Ru Юлия Милович-Шералиева29.10.2011 

Крестная Слава
Сегодняшняя Сербия являет собой остров почитания традиций на европейском пространстве

Мы, русские, оказавшиеся волей судеб в Сербии и привыкшие сознавать В Сербиинашу общность и близость с ее народом, не устаем поражаться традиционному сербскому укладу жизни буквально во всем. Это анклав патриархальной верности земле, труду, своему роду.

Можно долго перечислять культурологические особенности Сербии, которые отсылают нас скорее к Кавказу и Азии, чем к сердцу Европы, согласно условиям ее географического расположения. Но существует еще одно местное явление, способное изменить все наше представление о Сербии. Речь идет о Крестной Славе.

Само название этого древнего праздника таит в себе нечто незыблемое. История Крестной Славы — это история сербского народа. Здесь каждый, даже далекий от религии и традиций, человек позабудет обо всем на свете ради того, чтобы приехать на торжество и поздравить свою семью с этим событием.

Крестная Слава по своему характеру близка к именинам в нашем понимании, и в то же время, по сути, нечто иное. Слава — именины в религиозном смысле. Именины, прославляющие святого, в честь которого человека назвали.

Отличие Славы еще и в том, что ее отмечают в тот день (или дни), когда предки родни приняли крещение. И день святого становится днем всей семьи, коллективными именинами. Это день, можно сказать, второго рождения рода, обновления его души.

Такое празднование в полной мере существует только в Сербии. В древности, во времена зарождения христианства на территории Сербской земли, мужчины крестились в дни особо почитаемых святых — Михаила, Георгия, Николая. Поэтому и празднование Славы чаще приходится на эти дни — по всей Сербии множество семей отмечают Славу, или, как здесь говорят, «Славят». Это почти общенародный праздник. На Славу принято жарить ягненка, вешать цветочные венки на ворота дома или на дверь квартиры. Слава празднуется повсеместно, в том числе, и не особо верующими людьми. Хотя религиозная традиция сохраняется полностью. Это значит, что освящается Славское коливо, Славский хлеб, читаются определенные молитвы — так повелось с тех времен, когда канон Славы был установлен Саввой Сербским (XIII в.).

Согласно этому канону, перед празднованием прежде всего следует получить Божие благословение — семья за несколько дней до Крестной Славы приглашает в дом священника, чтобы он освятил Славскую воду.

На этой воде потом замешивается священный Славский Калач из чистой пшеничной муки, дрожжей и соли, безо всяких добавок. Смысл трапезы — калач будет для нас тем самым хлебом насущным, который мы испрашиваем и получаем от Бога и который мы приносим в жертву и во славу нашего Святого покровителя.

Кроме калача, для празднования Славы готовится коливо — Славское жито. Оно представляет собой вареную пшеницу, смешанную с орехами, сахаром, изюмом и освященную в день Славы особой молитвой священника во время разрезания Славского Калача. По традиции, рядом с калачом и житом должна стоять чаша красного вина и гореть Славская свеча, освященная в церкви.

Так же нужно, чтобы кто-нибудь из членов семьи, желательно ее глава, обязательно присутствовал в этот день в церкви на Литургии и, должным образом приготовившись, приступил к Таинству Причащения.

В день Славы сербы с большим радушием принимают гостей — и не только родственников и друзей, но и всякого, переступившего порог дома, в этот день двери открыты для всех. Для гостей готовится традиционный Славский обед (или ужин). Если день постный (среда, пятница), а тем более во время продолжительного поста, на столе должна быть только постная еда.

При этом, религиозная подоплека праздника или светское его содержание в большей степени зависят от каждой конкретной семьи. То есть для одних это будет больше религиозный праздник, для других — просто дань традиции. Но и те, и другие с удовольствием соберутся все за одним столом.

Здесь никто не забывает и о том, что Слава — день памяти принятия крещения семьей в условиях тотального мусульманского давления, ведь турки угнетали сербов пять столетий.

И христианский праздник еще раз демонстрировал — этот народ не сломить, не унять, не разрушить! Этот праздник, который отмечали традиционно по нескольку дней, во времена османского ига помогал сербам ощутить свою сплоченность, поскольку это была тогда легальная возможность собраться всем вместе. Крестная Слава и сегодня имеет особый смысл.

Слава наследуется по мужской линии вместе с домом, родовым гнездом. Например, кто-то славит Святого Луку, как и прадед этого человека славил его. А кто-то, купив дом, выясняет у священника, какая Слава была там ранее, и затем славят ее.

Слава дает дому, а значит и семье, своего Святого Покровителя. Поэтому обязательно присутствует икона с его изображением, и перед каждым важным делом сербу нужно перед этой иконой попросить Святого о помощи.

На Славу принято приглашать один раз, чтобы потом из года в год эти люди приходили уже безо всякого приглашения. И пригласивший, соответственно, автоматически оказывается приглашенным на Славу к своим гостям.

Готовить стол помогают соседи, друзья, и, конечно же, родственники. В течение всего праздника гости могут приходить не к определенному часу, а когда им вздумается. Это не очень принято в Европе или в России. Но на то она и Сербия, чтобы удивлять и радовать.

http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/krestnaja_slava_2011−10−28.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru