Якутия православная | Иеромонах Никандр (Горбатюк) | 28.10.2011 |
…"Без руля и без ветрил". Именно так очень часто мы говорим о тех, кто живет словно не разумом, а инстинктами, и логику собственных поступков не в силах объяснить самим себе.
«Ума бы занял!" — порой несется в спину тем, кто, как кажется окружающим, все делает вопреки здравому смыслу. И мысли не допускаем: а если не у кого занять? Если человек тотально одинок? И посоветоваться, бывает, просто не с кем?..
«Даже оставшись сиротой, одиноким он не может быть по определению, если рядом будет духовник», — заметил руководитель секретариата Якутской епархии, благочинный Городского округа, иеромонах Никандр (Горбатюк), когда мы заговорили о том, кто может помочь человеку не заплутать в этом мире.
- Отец Никандр, многие якутяне в последние годы только-только начинают открывать для себя азы православия. Расскажите, кто такой духовник и у каждого ли человека он должен быть?
- Духовник или духовный отец — это тот, кто сопровождает нас от нашего церковного становления, духовного рождения до конца. Во всяком случае, так должно быть. Это те, чьи советы помогают пройти по жизни и кто, даже уйдя из этого мира, остается примером искренней веры и объектом подражания.
Сегодня наш разговор — в день блаженной кончины архимандрита, насельника Троице-Сергиевой лавры, отца Матфея Мормыля — известного на весь православный мир регента, руководителя монастырского хора, богослова, профессора Академии. Я с большим уважением относился к этому человеку — моему земляку, выпускнику Ставропольской духовной семинарии, в хоре которого я имел возможность петь, когда обучался в Московской духовной академии. Он не исповедовал меня. Но любое его обращение ко мне — наставление, ободрение или замечание, неважно! — я воспринимал как непреложный закон. Как некую духовную аксиому, которую обязательно должен принять к сведению и исполнить. Я настолько его уважал, что всегда боялся чем-нибудь обидеть.
15 сентября — день его блаженной кончины, и когда я вспоминаю этого человека, то понимаю, что в какой-то мере, наверное, он был моим духовником. Для меня это был не только достойный старец, а прежде всего — источник духовности, кладезь ума, богатого церковного и человеческого опыта. С ним можно было говорить часами…
Такие люди должны быть в жизни каждого человека. Как их находят? Нужно молиться и просить у Бога, чтобы Он послал нам его. Это все равно, что найти хорошего врача. Да, бывает, удается не сразу! Мы идем на прием к одному, потом видим, что его рекомендации не помогают. Отправляемся к другому. Просим друзей посоветовать специалиста, который бы не навредил…
Так и здесь: мы должны просить у Бога послать нам хорошего духовного руководителя, который бы смог не просто решать за нас какие-то вопросы, а прежде всего помог бы нам совершать наше крестоношение — то есть, помогать в нашем духовном пути на земле.
- То есть хороший духовник — это, в известном смысле, подарок от Бога?
- С одной стороны, хорошего духовника в своей жизни, наверное, нужно действительно выстрадать, поэтому это дар, который, безусловно, нужно заслужить. С другой же стороны, дает нам его Господь. И дает в свое время.
- Если использовать школьную терминологию, можно ли духовника сравнить с классным руководителем?
- В какой-то степени да. Но если обязанность наставника в школе — участие в воспитании ребенка с 8 часов утра до конца уроков, ну, может быть еще по телефону связаться с родителями, чтобы доложить им о его проказах, то ответственность духовника состоит и в постоянном духовном руководстве, и в молитве за пасомого человека, что не укладывается ни в какие «рабочие графики».
На самом деле, это и в самом деле большая ответственность — быть чьим-то духовником. Это не только время от времени исповедать и все! Быть духовником — значит, жить жизнью этого человека, вместе с ним переживая его духовные болезни и скорби.
- В таком случае, чем духовник отличается от друга?
- Правильно, почти ничем. Он и должен быть другом. В древности духовника называли «другом души». А значит, чувствовать свое чадо, как близкого человека, независимо от возраста и чина. И не только сопереживать ему, но, возможно, в какой-то момент и осадить, сказав: «А ты не прав!»
И вот здесь принцип дружбы, когда у человека всегда есть право выбора—принимать совет товарища или нет, уже не применим. Это не тот случай, когда можно возмутиться: «Отец, что такое ты говоришь?» Человек обязан со смирением принять замечание духовного отца и постараться исправиться именно так, как тот сказал. И без фанатизма!
Это должна быть совместная работа священника и его духовного чада. Наши мудрые старцы в семинарии так объясняли первый закон духовной жизни: если ты, священник, назначаешь кающемуся наказание в виде 20 поклонов за греховный поступок, то благочестивый духовник разделяет наказание вместе с наказанным и сам первый, сострадая, молится о павшем.
А если ему предстоит сказать своему пасомому, что тот должен взять на себя такое-то молитвенное правило, для того, чтобы исправиться, то первым делом хороший духовник затворится келье и сам это правило совершит.
- Может ли человек попросить малознакомого священника стать его духовником и имеет ли тот право ему отказать? Ведь люди бывают разные.
- Я думаю, что в любом случае всегда должно быть личное знакомство. Причем, не сиюминутное. Да, порой на каком-то интуитивном уровне люди понимают друг друга с полуслова. И священник говорит с человеком на том языке, который собеседнику понятен. Однако соглашаться вот так, сразу, стать духовником того, кто тебе едва знаком,—наверное, это будет неправильно. И батюшка до конца еще не понял, кто перед ним. И человек, пришедший в храм, не знает батюшку.
Поэтому в таких случаях, наверное, священнику лучше сказать так: «Я готов тебя поддержать и пообщаться». Может быть, стоит пригласить человека на беседу в Воскресную школу, чтобы поговорить о проблемах, с которыми тот пришел. От встречи к встрече добрые отношения будут укрепляться. И возможно, постепенно они оба поймут, что друг друга обогащают…
- А чем духовное чадо может обогатить духовника? Своими проблемами?
- И ими тоже. Когда на исповеди мы слышим ту или иную историю жизни, ту или иную человеческую скорбь, порой думаешь: «Господи, какой он сильный! И как умеет каяться…»
Порой прихожане так искренне исповедуют свою жизнь, что это и для тебя самого очень мощный урок. Вроде ты облечен саном, ты — священнослужитель, но научился ли ты сам так разбираться в собственных проблемах как тот, кто стоит перед тобой?
- Сколько духовных чад может быть у священника? На сколько хватит его здоровья и сил?..
- Это зависит от умения общаться с людьми, от того, насколько он внимателен и коммуникабелен.
Конечно, никакой статистики на этот счет не существует. Но в советское время, когда жизни Церкви в СССР официально как бы не существовало, были люди, которые, образно говоря, вынянчили всю духовную жизнь в стране: и в своих духовных письмах, и в личных встречах с теми, кто этих встреч искал. И в бессонных ночах, когда в монастырях — Псковской обители, Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой Лавре --выстраивались очереди, и старцы сутками принимали людей, чтобы их окормить и помочь духовно состояться.
- По вашим наблюдениям: у многих ли прихожан в Якутии уже есть свои духовники?
- Думаю, да. Ведь многие находили их еще в лице первых архиереев. Прежде всего, это архиепископ Герман, который для многих как стал духовником тогда, так им и остался. Ведь он прибыл в Якутию, когда священников тут не было вообще, так что одновременно был и епископом, и священнослужителем, и духовным наставником.
А как отзываются сегодня в республике о владыке Зосиме, который за шесть лет своего служения сумел по-настоящему стать духовно родным для тысяч якутян! Сегодня его в физическом смысле с нами уже нет, к нему не придешь и не задашь вопрос, но мы помним о вещах, которым он успел научить. О словах, которые успел сказать.
Мы помним его образ смирения и доброты, и если сможем воплотить то же самое в себе, проецируя на тех, кто рядом, то, можно сказать, миссия архипастыря удалась.
А владыка Роман всего за несколько месяцев своего пребывания в Якутии объездил уже большую часть Якутии. А ведь это не просто богослужения, но еще и беседы с людьми, которые несут ему свои проблемы и нужды, поэтому и это тоже — исполнение функций духовника паствы, которая дана ему от Бога. Так что, прежде всего, сами архиереи являли собой образец настоящих духовников, которым подражают остальные священники.
- Расстояния и дороги в Якутии таковы, что в некоторые наслега трудно попасть в любое время года. В этой ситуации можно ли быть духовником на расстоянии? Например, по Интернету?
- Могу сказать, что я сам прибегал к такому способу общения. Когда мой духовный отец находился за тысячи километров от России, а я был студентом, только принял монашеский постриг и мне требовалось духовное руководство. Я звонил, писал — вот так мы сообщались. Новый век диктует новые способы общения, хотя, конечно, личную встречу не заменит ничто.
- Отец Никандр, стоит ли духовнику рассказывать о себе все? Даже то, что хотелось бы утаить?
- Ну, если мы говорим, что духовник — это друг души, то ведь последнему мы часто доверяем даже то, что не решаемся рассказать папе и маме. Так и духовнику тоже нужно уметь открыться до конца. Если, конечно, мы хотим услышать правдивый ответ, или получить адекватную помощь.
Ведь когда мы приходим к врачу с зубной болью, мы же ведь не жалуемся, что болит голова? Мы хотим избавиться от той боли, которая нас беспокоит, а стало быть, говорим конкретно: что, где и как.
Так и в духовной жизни — мы должны понимать: чем откровеннее будем, тем вернее духовник сможет понять нашу проблему и прийти на помощь, дав ответ.
- А если человек натворил что-то страшное — например, убил, имеет ли право духовник от него отказаться?
- Думаю, что нет. Закон духовной жизни таков: мы должны человека любить, а его грех ненавидеть. И когда духовнику рассказывают о всевозможных духовных проступках и грехах — а священникам ведь приходится и в тюрьмах бывать, где можно такие откровения услышать, что волосы дыбом, то, как священник, ты должен в эти минуты помнить одно: главное, слушая, не сломаться! Потому что человек тебе сейчас исповедует свою жизнь — да, страшную, грязную, неправильную. Но не его ты должен заклеймить, а тот грех, о котором он говорит. Поэтому не имеет право священник за убийство отлучить от себя человека.
К тому же часто к нам приходят молодые девушки и признаются, что они совершили аборт, который ничем не отличается от убийства. Так что, им тоже заявить, что в церкви им не место? Наоборот, надо объяснить, в чем ошибка, показать, что не брошены они ни церковью, ни обществом.
- Отец Никандр, психологическая совместимость (или несовместимость) — наиважнейший фактор в любом диалоге. Можно ли сменить духовника, не боясь, что он оскорбится?
- Духовник — это человек, в котором прежде всего мы видим помощника. Не того, кто будет довлеть над нашей волей, как бы подменяя собой Христа, а того, кто поведет нас к нему.
Если мы чувствуем, что духовно не окормляемся возле этого человека, нужно просто честно прийти и сказать: позвольте, я найду себе другого духовника. Если это достойный пастырь — он поймет.
Беседовала Е. Воробьева