Русская линия
Вера-Эском Михаил Сизов25.10.2011 

Не сходя с места

Известно: искушения для гордых тяжелее, чем искушения для смиренных… 29 сентября под рубрикой «no komment» канала Euronews, который у нас транслируется по «Культуре», показали сюжет об аудиенции Папы Римского, с присутствием на ней сотрудников ОВЦС Московской Патриархии. Видеозапись моментально растиражировали в Интернете. Ничего особенного в аудиенции не было, обычные дипломатические формальности, если не считать того, что члены делегации (не все, впрочем) целовали руку римскому понтифику.

Как отреагировали те наши братья и сёстры, которые в экуменических контактах видят признаки конца света, догадаться нетрудно… Но лично меня огорчило даже не это. Никакого ответа на возмущения людей в официальных изданиях я не нашёл. На сайте Отдела внешних церковных связей опубликовано много интересных и умных статей — «Сакраментология в герменевтической перспективе», «Отношения в имперсональном мире» и др. — но на простой вопрос: «Можно ли целовать руку главе Ватикана?» — никаких разъяснений не дано. Может, вопрос слишком пустячный, чтобы на него отвечать? Да, понимаю, ОВЦС призван контактировать с «внешними», а не с «внутренними». Но ведь мы живём в информационный век и заниматься «связями с общественностью» всем необходимо. Тем более ОВЦС.

Межцерковная дипломатия — сфера очень тонкая, деликатная, а посему искусительная для сторонних наблюдателей. В итоге наибольшие искушения, которые сотрясают православную жизнь, исходят именно оттуда. «Экуменисты!» — это обвинение раскольники обычно выставляют первым. Вот она — именно здесь — точка напряжения, по которой проходит разлом и люди отпадают от Матери Церкви, ломаются судьбы, гибнут души. А всего-то надо — сказать слово вовремя, объяснить.

Что-то похожее на разъяснение я нашёл только на «Русской линии». Туда поступило множество писем, и информагентство попросило протоиерея Андрея Ткачёва, сотрудника одного из синодальных отделов УПЦ МП, дать комментарий. «Слава Богу, сам владыка Иларион, глава ОВЦС, воздержался от такого приветствия (целования руки. — Ред.), но ему надо было проинструктировать и клириков, — отметил о. Андрей. — Хотя тоже непонятно, как вести себя священнику, который здоровается за руку с Папой. Нам бы, наверное, было неприятно, если бы какой-нибудь католический священник здоровался за руку с нашим Патриархом… В любом случае двусмысленная ситуация, но я всё-таки считаю, что благословение у римского понтифика православный иерей брать не должен».

Так приветствие там было или благословение? Отец Андрей не уточнил. А многие поняли однозначно. В русских комментариях на YouTube шквал эмоций: «Апостасия?!» «Я в шоке!!!» «Конец света приближается!» Тут же рядом англоязычные комментаторы на полном серьёзе обсуждают, можно ли с русскими объединяться в одну Церковь… Каждый, наверное, видит то, что хочет видеть. Я, например, посмотрев сюжет Euronews, пришёл к кардинально противоположному выводу. Какое «объединение»?! О чём вы?!

Чем хорош жанр «no komment» — он даёт возможность рассмотреть происходящее в деталях. Вот престарелому понтифику с почтением кланяется член делегации и, отступив от него, роняет скороговоркой привычное для Папы: «Bless me» («Благословите»). Благословить тот уже, разумеется, не успевает… А вот к нему подводят русского мирянина-мецената, представленного как «financial fisher». Папа оживляется, приподнимает старческую руку ровно настолько, чтобы обозначить своё желание благословить, — и сразу же опускает. Вот и всё — кроме этих двух эпизодов, других намёков на «благословение» не было. Лишь только дипломатические реверансы, натянутые, неестественные улыбки… Два чуждых мира, которые свёл вместе ватиканский протокол.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут», — говорил Киплинг. Русский евразийский мир не является Востоком или Западом, но ему тоже суждено оставаться на своём месте. Показателен пример Западной Украины — сколько веков в составе Польши и Австрии её окатоличивали, но даже те «рутены», кто принял униатское греко-католичество, так и не стали «своими» для европейцев. Сейчас Украина стремится в ЕС, но найдёт ли она там своё место? На днях наш премьер В. Путин обозначил программную для своего будущего президентства цель — создание Евразийского Союза. Причём убедительно показал, что иной альтернативы нет. Даже наших «западников», ратующих за объединение с Европой, вроде бы смог убедить.

Была названа цифра — 300 миллионов. Столько человек необходимо иметь на внутреннем потребительском рынке, чтобы можно было производить современную продукцию и получать доходы на развитие и закупку новых технологий. Если цифра меньше, то этот рынок возьмут под контроль другие страны и подорвут производственные силы, превратив население в бесправных потребителей чужих товаров. Именно поэтому возник ЕС (500 млн чел.) и экономически объединились США с Канадой (309 + 34 млн чел.). Сейчас население в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана составляет 170 млн человек. Если бы удалось подключить Украину (45,6 млн чел.), то мы сумели бы приблизиться к безопасной черте самодостаточности. Тот, кто надеется в одиночку «объединиться» с Европейским Союзом, США или Китаем, будет просто проглочен. Объединяться могут только равнозначимые.

На днях довелось пообщаться с одним русским, живущим в Чикаго. За годы, проведённые там, в американца он так и не превратился. И этим гордится: «Знаешь, я хоть и живу в сверхдержаве, но за многополярный мир». — «Почему?» — «Потому что я — за конкуренцию!» — «Извини, — удивился я, — а какая конкуренция может быть между Южным и Северным полюсами? Полюс — это… полюс».

Объединение — это не поглощение, а синергия полюсов, то есть самостоятельных величин. Это не 2+1=2, а 1+1+1=4. Закон сей действует везде. Даже в церковном административном делении.

5−6 октября на заседании Священного Синода РПЦ решено образовать десять митрополий: Мордовскую, Приморскую, Екатеринбургскую, Донскую, Оренбургскую, Рязанскую, Саратовскую, Приамурскую, Иркутскую и Красноярскую. Чем митрополия отличается от епархии? Соработничеством нескольких епископов под началом митрополита. Святейший Патриарх Кирилл так напутствовал: «Вы не титулярные митрополиты — вы пахари, вы труженики. Вам предстоит не блистать своими митрополичьими одеждами, а трудиться и трудиться, с тем чтобы церковная жизнь в ваших митрополиях стала вдвое, втрое интенсивнее».

Как объяснил Патриарх, это необходимо потому, что «народ наш входит в особую полосу смертельной духовной опасности, исходящей от пропаганды всесилия человеческого инстинкта. В этот момент враг рода человеческого обретает особую силу влияния на сознание людей…» Мир становится опаснее. Всех нас ждут испытания. Спасение — в верности и единстве.

http://www.rusvera.mrezha.ru/645/2.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru