Комсомольская правда | Игумен Петр (Еремеев) | 24.10.2011 |
Патриарх Кирилл призвал улучшить обслуживание в православных храмах: поставить на входе обученного человека, который с улыбкой встретит, проведет экскурсию и всегда поможет. «Максимально кто работает — это свечной ящик, просто продают и деньги получают, — сетует предстоятель РПЦ. — Но ведь это же люди, которые пришли в храм, им же интересно!» Почему церкви кишат злобными старушками, зачем священнику жалобная книга и Фейсбук — об этом и не только рассуждал в эфире радио «КП» ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев)
ХРАМ КАК БОЛЬШАЯ ПОЛИКЛИНИКА, А ВРАЧ ОДИН
Игумен Петр: — Если мы приходим к кому-то в гости, то рассчитываем встретить понимание, любовь. Тем более это правило относится к церкви. Издревле в храме всегда были люди, которые встречали приходящих ко Христу людей. Эти служители рассказывали такому человеку о вере, предваряя его встречу со священником. Церковный служитель способствовал воцерковлению человека. Сегодня во многих приходах уже есть штатные сотрудники с такой направленностью — катехизаторы. Тем не менее остро стоит вопрос о том, как сделать так, чтобы приходящие в храм люди встречали радушное отношение, чувствовали себя единым целым с общиной и остались в ней навсегда.
«КП»: — Патриарх признал, что иногда настоятели не знают, чем живет община, кто умирает от бедности, а кто — от одиночества…
Игумен Петр: — Зависит от храма, количества приходящих в храм людей. Если говорим о традиции древней церкви или Русской церкви досоветского периода, то христианские общины устраивались по месту проживания верующих, а значит, здесь же сооружались и храмы. Священник, который крестил, венчал, исповедовал людей, был вхож в каждую семью, его дом был для всех открыт. И его могли поднять с постели, как врача, в любое время суток. Сегодня, из-за того что у нас все еще ничтожно мало храмов и духовенства на количество верующих, мы знаем далеко не всех. Но наш пастырский долг — сделать храм духовным пристанищем для всех желающих. Поэтому к активному церковному служению призываются миряне. Деятельные, интересные, образованные люди. Это помощники настоятеля, катехизаторы, работники с молодежью, дежурные в храме, работники свечной лавки.
«КП»: — Прискорбно, что мы вынуждены говорить о необходимости внедрения специальных должностей, что мы сами друг другу не помогаем.
Игумен Петр: — Большинство общин сегодня очень юные. Редкий храм в Москве, не то что в регионах, имеет не прерывающуюся с дореволюционных времен историю существования. В основном они создаются на наших глазах. Сегодня большинство церквей и общин как поликлиника: все больные, а врач один на всех. И приходящие вначале думают только о себе, но со временем, оглядываясь, начинают видеть в приемном покое и других нуждающихся в помощи. Чем дольше люди ходят в эту лечебницу, тем скорее в их глазах появляется взаимопонимание. Уже сегодня во многих храмах Москвы (а мы, священники, тоже приходим друг к другу в гости) вижу, как меняется атмосфера. Постепенно у нашей возрождающейся церкви появляется правильный духовный опыт.
ПИСЬМОМ ПО ХАМСТВУ
Звонок от радиослушательницы Надежды: — Мы с подругой пришли оформлять отпевание мужа. В такой скорбный момент сотрудница стала так орать: почему пришли вдвоем, выйдите вон!
Игумен Петр: — Если вы встречаете такое кощунственное хамство, нужно сделать настоятелю письменное обращение. Мы благодаря вашей помощи сможем реагировать на такие случаи. Ведь часто бывает так: настоятель храма видит церковных сотрудников из алтаря в самом благоприятном свете. При нем все ведут себя прилично. Он выходит из храма — возможно, служители меняются.
«КП»: — Лично вам на кого-нибудь уже жаловались?
Игумен Петр: — У меня есть небольшой опыт настоятельства в Хабаровске и Москве. Были разные случаи, но хамства или грубости со стороны моих помощников встречать не приходилось.
«КП»: — Откуда столько злобы в людях, которые, работая в таком месте, по определению должны быть человечны? В храме в Крылатском только что зажженную тобой свечку прямо при тебе выкидывают в урну…
Игумен Петр: — Нужно понимать, что все мы, приходящие в храм, имеем свои недостатки. И не только приходящие возжечь свечу перед святым образом, но и церковные работники. Посочувствуйте, скажите доброе слово. Другое дело, когда встречаете повседневные грубость и хамство. Тем, кто не вполне справляется со своими эмоциями, не стоит утруждать себя работой в храме.
Звонок от радиослушательницы Ирины: — Первый раз мы с подругой пришли в храм, когда случилось несчастье. Нас стали ругать, что пришли не в тот день, и просто выставили. Больше в храм не пойду!
Игумен Петр: — Не отдаляйте себя от храма из-за нелепых случайностей. Бог вас любит и именно вас ждет и даст вам доброго пастыря. Думайте так, и тогда никакие неурядицы не отлучат вас от храма.
ВМЕСТО ЗЛОБНЫХ СТАРУШЕК — СТУДЕНТЫ
«КП»: — Почему не омолодить церковный персонал? Проблема злобных старушек будет решена.
Игумен Петр: — Поскольку у приходов часто просто нет средств, чтобы содержать специальных дежурных по храму, мы рассчитываем на помощь самовыдвиженцев — пенсионеров. Поэтому порой священник мирится с недостатком в характере той или иной бабушки. Хотя именно бабушки спасали церковь в недавнем прошлом. В 80 — 90-е годы, когда мы приходили в храмы впервые, нас встречали старушки, выстрадавшие свою веру в гонениях. Нам воистину везло на бабушек в те годы. В ответ же на современные вызовы появляются учебные программы по подготовке церковных служителей. В нашем университете по благословению Его Святейшества в этом году был создан целый факультет церковного служения. Ведется подготовка катехизаторов, организаторов работы с молодежью, работников в социальной сфере, в сфере образования. На приходах появляются штатные места для таких специалистов.
«КП»: — У вас уже есть дежурный по храму. И что, народ доволен и валом валит?
Игумен Петр: — Наш храм святого Иоанна Богослова на Новой площади — новая, почти с нуля созидаемая община. Мы строим ее сообща, каждый ощущает себя в храме востребованным и желанным. Второй наш храм — давно уже действующий приход в Покровском-Стрешневе — храм Покрова Пресвятой Богородицы. Но при этом у нас все еще гораздо больше, чем на службы, люди приходят в обеденное время, в «тихий час». А священников всего двое. Это побудило выделить из числа активных студентов нашего вуза дежурных по храму. Мы пригласили ребят алтарничать, петь в хоре и вообще помогать в организации приходской жизни. На любой вопрос люди получают ответ и приветливое отношение. Вопрос не в возрасте, а в отношении. А роль настоятеля — внимательно отбирать персонал для храма. Твой помощник должен уметь разделить не только радость, но и горе приходящих.
НЕ ЗАБЫТЬ ПРО ТЕЛЕФОН И ФЕЙСБУК
«КП»: — Патриарх предлагает такому «церковному менеджеру» обмениваться телефонами с прихожанами и в случае чего звонить с вопросом: «А что это вас так давно у нас не видно?» Напоминает навязчивых консультантов в магазинах, сигналящих об акциях и скидках…
Игумен Петр: — Речь идет о выстраивании в приходе общинных, семейных отношений. Не стоит думать, что «телефонная книга» прихода будет использоваться для звонков с навязчивыми предложениями. Многие приходы используют электронную почту и сайты для донесения информации о богослужениях и мероприятиях, в отдельных случаях обзванивают по домашним телефонам. И делается это по просьбе самих верующих. Мой христианский наставник в юности, сейчас почтенный старец протоиерей, служащий в Кропоткине, неизменно размещает на вратах храма свой актуальный телефон для связи в любое время суток.
«КП»: — И в соцсетях молодежь «вербуете"…
Игумен Петр: — Я открыл страницы в соцсетях в самом начале их развития. Тогда это было удобно для восстановления связей с товарищами по семинарии и академии. Но массово стали добавляться люди незнакомые, которые присылают вопросы о вере и духовной жизни. Как правило, это именно молодежь. Иногда вопросов 15 — 20 в день. Сейчас со временем стало совсем трудно, но ни одного письма без ответа стараюсь не оставлять. В соцсетях много тематических православных групп. Причем администраторами там выступают преимущественно миряне. Это дает возможность активно, но ненавязчиво продвигать христианские ценности в интернет-среду.