Проповедь архимандрита Тихона (Шевкунова)
после панихиды на Радоницу (23 апреля 2001 г.)
Христос воскресе! Некогда один подвижник Киево-Печерской лавры в день святой Пасхи пришел в знаменитые пещеры, где похоронены сотни монахов, и от полноты чувств, переполнявших его, воскликнул: «Христос воскресе!». — «Воистину воскресе!», — услышал он дружный ликующий ответ. Так приветствовали его умершие монахи, жители иного мира, насельники пещерных гробов — граждане Небесного Царствия. Сегодня и мы за послушание святой Церкви в учиненный день пасхального поминовения усопших — Радоницы — тоже дерзновенно взываем к мертвым: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!.. И слышим их ответ. Одним из таких ответов была жизнь и смерть одного из почивших подвижников Псково-Печерского монастыря архимандрита Антипы, память которого мы тоже отмечаем сегодня в день его тезоименитства. Отец Антипа пришел в монастырь после войны. Ему, как и немалому числу солдат и офицеров, Господь помог остаться в живых, отвел смерть и Сам призвал к монашескому служению. Такое же великое событие — спасение Богом от смерти во время войны и призвание к монашеству — было и в жизни наместника монастыря архимандрита Алипия. Отец Антипа стал духовным сыном схиигумена Саввы. Он много лет подвизался в обители, был чрезвычайно добр, всегда и ко всем приветлив и никто не видел его даже сердившимся, несмотря на то, что каждый день множество людей приходили к о. Антипе на исповедь, за советом. А по ночам батюшка принимался за самое заветное свое дело — молитву (более всего он любил читать Псалтирь и акафисты) и нескончаемое поминовение синодиков — живых и умерших. Он говорил нам, молодым послушникам, насколько важно церковное поминовение: «Только бы умереть так, чтобы тебя поминали в Церкви! Молитва за живых и умерших и на литургии и на кафизмах, когда читают неусыпаемую Псалтирь, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада». Отец Антипа был начальником «Неусыпаемой Псалтири». Если случалось, что кто-то по болезни или по послушанию пропустит урочный час чтения Псалтири (а молитва не прекращалась ни на час), то отец Антипа сам читал Псалтирь и поминал по синодикам вместо отсутствующего монаха. Да и у самого у него ночью было, кажется, четыре часа чтения Псалтири. Еще он от всего сердца молился за людей, когда читал акафисты. За особыми акафистными богослужениями этих акафистов заказывали много, иногда по 12−15. Многие монахи не очень любили эти продолжительные службы: длинные акафисты, а потом бесконечные записки с именами… Но отец Антипа весь сиял на этих долгих и тяжелых службах: настолько он радовался и чувствовал, как важны для живых и усопших церковные молитвы. Но вот пришел день, когда отец Антипа уже не мог подниматься по длинной лестнице на гору, где стоял монастырский Михайловский собор. Батюшка совершал свою последнюю службу со слезами. Плакали и прихожане, потому что очень любили о. Антипу и жалели, что больше не будет на акафистах такого молитвенника. А отец Антипа скорбел еще и потому, что лишался возможности читать свои любимые акафисты. Дело было в середине 80-х годов, акафистники тогда не издавались — служили по переписанным в тетрадках текстам. И чемоданчик с акафистами, который долгие годы был почти всецело в распоряжении о. Антипы, теперь переходил к другим служащим священникам. В конце этой грустной службы в храм зашла группа иностранных туристов. Они постояли недолго, но прежде чем уйти одна из женщин вынула из сумочки какую-то книжку, показала ее издалека о. Антипе и положила на солею. Когда отец Антипа покидал храм, провожаемый плачущами прихожанками, он взял книгу… Это оказался акафистник на русском языке, изданный в Брюсселе. Господь за огромную любовь отца Антипы к людям, за подвиг его молитвы за живых и умерших так утешил батюшку. Помнится, и в келии и на Святой горке о. Антипа сидел на скамеечке с этим акафистником, надев большие очки, и как первый раз, сосредоточено, усердно молился, а потом, после каждого акафиста или кафизмы, читал свой огромный истертый синодик. Перед смертью о. Антипа слег. Его исповедовали и причастили. Но в самый, кажется, день смерти он нашел в себе силы подняться и придти в пещеры на могилу своего духовника отца Саввы. Он взял с собой крест и Евангелие, исповедовался своему умершему духовнику, попросил его напутственных молитв в дальний путь, и вернулся в лазарет умирать сам. Когда я приехал из Москвы в Печоры на его похороны, то с удивлением не нашел его гроб в водосвятной часовне, где всегда читают Евангелие и Псалтирь над умершим. Часовню ремонтировали, а гроб с телом о. Антипы по благословению о. Наместника поставили в пещерах. Он стоял прямо у могилы схиигумена Саввы, с которым отца Антипу долгие годы не могла разлучить даже смерть. Теперь же они и мощами, и духом были вместе. Я говорю «мощами» не потому, что раньше церковного прославления можно объявить кого-то святым, просто умершее тело всякого православного христианина в Церкви называют мощами. Так жизнь и смерть замечательного подвижника, ныне поминаемого архимандрита Антипы, являет нам благословение Божие на усердное поминовение усопших, которое необходимо не только умершим, но и нашу собственную душу возвышает и исцеляет. Являет нам его жизнь и смерть и ответ на сегодняшнее: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!», обращенное к усопшим. Воистину воскрес Христос, Который «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезное всем подаваяй», утверждает нас в вере в жизнь будущего века — истинную цель нашей земной жизни. Аминь. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!