Русская линия
Православие.Ru Дмитрий Сафонов06.06.2003 

ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ВАРФОЛОМЕЙ ПОСЕЩАЕТ ЭСТОНИЮ

Визит Патриарха Варфоломея связан с проведением экологического симпозиума «Балтийское море: общее наследие и общая ответственность». Как сообщает газета «Молодежь Эстонии», заседание симпозиума состоялось в среду на борту судна Ocean Monarch, пришвартовавшегося в Таллиннском порту. Организаторами «плавучего» симпозиума, который проходит на борту Ocean Monarch в различных портах Балтийского моря с 31 мая по 8 июня, являются Константинопольский Патриарх Варфоломей и председатель Европейской комиссии Романо Проди. В симпозиуме принимают участие более двухсот ученых, теологов, политиков и журналистов из разных стран. В Таллинне участники симпозиума обсуждали тему «Окружающая среда и глобализация. Кто контролирует технологию и информацию?»
Экологические симпозиумы «Религия, наука и окружающая среда» проводятся с 1995 года по инициативе Патриарха Варфоломея. В рамках симпозиумов ученые со всего мира обсуждают специфические проблемы окружающей среды, главным образом сосредотачиваясь на экологии рек и морей. Первый симпозиум в 1995 году проводился на Эгейском море и, соответственно, был посвящен его экологии. Второй симпозиум (в 1997 году) прошел на Черном море, третий (в 1999 году) — на реке Дунае, четвертый (в 2002 году) — на Адриатическом море. В кулуарах симпозиума циркулировало предложение: следующий раз собраться на Северном полюсе.
Почетный гость симпозиума президент Эстонии Арнольд Рюйтель открыл таллиннскую сессию симпозиума. По убеждению президента Рюйтеля, опасности подстерегают хрупкую природную систему Балтийского моря с разных направлений. В Таллине состоялась встреча Патриарха Варфоломея с премьер-министром Эстонии Юханом Партсом. На этой встрече Патриарх Варфоломей высказал надежду, что жители Эстонии на еврореферендуме 14 сентября этого года проголосуют за вступление своей страны в ЕС.
Предыдущий визит Патриарха Варфоломея в Эстонию состоялся в октябре 2000 года. Напомним, что Эстония продолжает оставаться объектом некоторых противоречий между Московским и Константинопольким Патриархатами.
В 1993 году в Эстонии была проведена регистрация церковной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата, называющей себя «Эстонской Апостольско-Православной Церковью» (ЭАПЦ), осуществленная без участия подавляющего большинства православных верующих страны. Тогда же судебным решением этой зарегистрированной структуре передано все церковное имущество. Это было сделано, несмотря на то, что с 1919 г. существует каноническая Эстонская Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата, до этого Эстония также входила в юрисдикцию Российской Православной Церкви на правах епархии.
Несмотря на все протесты и неоднократные обращения в Министерство внутренних дел Эстонии канонической Эстонской Православной Церкви, ей отказали в регистрации в качестве такой же правопреемной структуры, навязывая статус новообразованной Церкви. Таким образом, приходам Эстонской Православной Церкви было отказано в юридических правах на свою историческую собственность — храмы, церковные дома, другое имущество. ЭАПЦ Константинопольской юрисдикции в Эстонии получила поддержку государственных структур. Глава Эстонской Республики обратился к Константинопольскому Патриарху с просьбой о принятии в юрисдикцию Константинополя эстонского православия.
Митрополит Корнилий (Якобс) — глава Эстонской Православной Церкви, неоднократно обращал внимание на то, что регистрация ЭАПЦ в 1993 году была осуществлена вопреки Закону о государственных регистрах. Кроме того, митрополит Корнилий заявил, что не считает произведенную регистрацию законной также и потому, что была зарегистрирована структура, которая не возглавлялась епископом, тогда как Церковь в понимании Закона о Церквах и приходах является епископальной структурой.
В 1996 году эстонские приходы, принадлежащие к юрисдикции Константинопольского Патриарха, были организованы в единую структуру, параллельную Эстонской Православной Церкви. Тогда ситуация дошла до временного прекращения евхаристического общения между Русской и Константинопольской Церквами. Впоследствии Патриарх Константинопольский назначил митрополита Стефана (грека по происхождению) возглавлять Эстонскую митрополию в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 2000 году Эстонская Православная Церковь в лице пресс-службы архиепископа Таллинского и Эстонского Корнилия накануне визита Патриарха Варфоломея выступила с заявлением, в котором отмечается: «Ни сам предстоятель нашей Эстонской Православной Церкви, ни духовенство, ни народ нашей Поместной Церкви не примут участия в мероприятиях визита Патриарха Варфоломея и не будут иметь с ним во время этого визита общения». Эта позиция объясняется тем, что Константинопольский Патриарх не известил о своем намерении посетить каноническую территорию Московского Патриархата, каковой является Эстония, ни Патриарха Московского, ни эстонского митрополита (в то время еще архиепископа) Корнилия. Как сообщил в интервью «Православию.Ru» пресс-секретарь митрополита Корнилия протоиерей Леонтий Морозкин, по его сведениям, и на этот раз визит Патриарха Варфоломея на каноническую территорию Московского Патриархата не согласован с последним. Как сообщил отец Леонтий, никаких контактов между священнослужителями Эстонской Православной Церкви и представителями Константинопольского Патриархата в ходе визита Патриарха Варфоломея в Эстонию не будет. Такая позиция Эстонской Православной Церкви связана еще и с тем, что Константинопольский Патриархат в Эстонии не выполняет договоренности по имущественному вопросу.
Согласно подписанному 4 октября 2002 года протоколу о намерениях Эстонской Республики и ЭАПЦ, последняя должна передать ей 18 возвращенных или подлежащих возвращению сакральных зданий в распоряжение государства. Согласно протоколу о намерениях Эстонской Республики и ЭПЦ, государство, в свою очередь, должно передать вышеназванное церковное имущество ЭПЦ в аренду на пятьдесят лет с арендной платой в 1 крону в месяц. По словам отца Леонтия, выполнение этого решения идет крайне медленно. На сегодняшний день между ЭПЦ и государством не заключено договоров аренды ни на один из этих восемнадцати храмов, которые в большинстве своем продолжают оставаться собственностью ЭАПЦ. Кроме того, Эстонская Православная Церковь считает ненормальной ситуацию, когда она должна брать в аренду ранее принадлежавшее ей имущество, будучи лишенной права владения церковными зданиями.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru