Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургСвятой праведный Иоанн Кронштадтский20.10.2011 

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?
Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

* Плоть моя — многоглавое чудовище, злое, гордое, презорливое, хульное Святой праведный Иоанн Кронштадтский(относительно Бога и святых и ближних), самохвальное, слепое, безумное, нелепое, нечистое, жадное, завистливое, скупое, малодушное, нетерпеливое, торопливое, ропотливое, земнолюбивое, непокорное, грубое, огрызающееся, совершенно враждебное не только Богу и ближнему, но и мне самому.

* Отчего называется плоть, или тело наше, плотию? — Оттого, что оно сплочено, составлено, сложено из стихийных начал: земли, воды, воздуха, теплоты и света. А что сплочено, сложено, то должно разрушиться.

* Не жалей и не ласкай плоти своей, если это не необходимо для его [тела] здоровья — например, если оно больно. Изнуряй его поклонами, толчками, спаньем на голом полу, грубою, но не тяжелою пищею, простым питьем, грубою одеждою, смрадным запахом или хоть и дымом — это по отношению к телу, а по отношению к душе, которая тоже составляет плотского человека, — удручай ее презрением других и с радостию принимай это презрение (лишь бы оно было напрасное, а не заслуженное: ибо ты должен заботиться о чести ради славы имени Божия (ср.: пс. 78, 9)); с радостию принимай обиды, злословия, не обижайся на неисправность других, но с охотою прощай ее, если она сделана по опрометчивости и не вредна для других, считая ее за свою неисправность; радуйся, если тебе завидуют, бранят: ибо все это бичи, лекарства для гордости, злобы, нетерпения, изнеженности, лености ветхого человека.

* Все приятное для плоти должно попирать, и все неприятное ни во что вменять, или лучше считать за самое приятное: потому что неприятное (но не вредное) для плоти полезно для души, существеннейшей части нашего существа. — Иже Христовы суть, распяша плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Наша плоть любит покой и негу, а это вредно и для плоти, и для души: надо принуждать себя к труду и суровой жизни, надо оставаться спокойным в душе, когда кто или что нарушает покой нашего тела, или когда обдает нас дымом, поражает обоняние зловонием, или делает нам толчок. Презирати убо плоть, как землю, прах, гной; а прилежати о души, вещи безсмертней…

* Презирать плоть, ненавидеть душу свою, чтоб возлюбить Бога и ближнего. Быть доброжелательным, щедрым, избегать лакомства, вообще неги плоти: лакомства сильно воюют чрез плоть на душу; к лакомствам сердце прилепляется, вместо того чтоб к Богу да к ближнему прилепляться.

* Под теплым одеялом не спать, на пуховиках и мягких подушках не спать: это нежит и расслабляет плоть, а вместе и дух. Чаю очень горячего не пить: нежит и расслабляет плоть, а вместе и душу. Кушаньев очень вкусных не есть или есть очень мало, например, пирогов, заливных и прочего, потому что нежат и расслабляют плоть, а вместе с тем и душу.

Одежд нежных, мягких, красивых, дорогих не носить: потому что нежат и расслабляют плоть чрез зрение и осязание, привязывают сердце к земному и напыщают душу этой суетою, человек научается мало-помалу полагать в них свою жизнь, свое удовольствие, счастие, достоинство и как бы сущность человека и смотреть на других, худо одетых, с презрением.

Светских книг, газет, вообще книг и статей легкого содержания не читать — нежат и расслабляют душу и наполняют ее суетою.

На богатые дома, на богатые стекла, на внутренние украшения комнат, на мебель богатую не засматриваться: это нежит и расслабляет душу чрез зрение плотское, — побуждает ее желать земного богатства и наслаждений и отвлекает зрение сердечное от вечной жизни на небесах. Святые отцы боялись этой суетности и запирали себя в тесные, аршина два, комнаты, чтобы пространство жилища не повлекло к раздолью плоть, чтобы не привязаться им к земному жилищу, тогда как ожидает их вечное, и из-за привязанности к земному не потерять вечного.

* Хранить чувства от греха зрения: не смотреть с пристрастием на чужую красоту, на чужие наряды, богатые доходы, богатые убранства домов, на чужие сокровища… не давать воли злопамятству, нечистому воображению, представляющему и рисующему грех в прелестных вожделенных видах; не смотреть на соблазнительные изображения или картины и статуи, не читать книг соблазнительных; избегать сообществ соблазнительных, собраний веселых и легкомысленных, где грех не во что вменяется, вообще беречься всякого повода ко греху, ибо в мире много соблазнов. Горе миру от соблазнов, ибо надо быть и соблазнам испытания ради, но горе тому, чрез кого соблазн приходит, лучше бы ему, если бы мельничный жернов на шею повесили ему (ср.: Мф. 18, 7, 6). Почему? Потому что драгоценна душа человеческая для Бога, Который не пощадил для ее спасения Сына Своего, она дороже всего мира…

* Чем человек пал? Тем, что отвратил взор души от Небесного и устремил его к земному, отвратил взор от Небесного своего отчества, от духовных сладостей и прилепился к земным наслаждениям, — отверг волю Бога Творца и Благодетеля и послушался диавола-искусителя, ядию прельстившаго нарушить Божественную заповедь. — Что же теперь следует делать послушникам Иисуса Христа? — Презирать ядь, наслаждения земные и все земное, распинать плоть (ср.: Гал. 5, 24) свою, и горняя мудрствовать (Кол. 3, 2). Чаще причащаться Животворящей Пищи, возвращающей нам праведность и жизнь.

* Тело для удовлетворения потребностей своих пусть желает и ищет пищи и питья, одежды, жилища, денег и прочего нужного, но сердце ничего этого да не вожделевает, как сокровища своего, как наслаждения, как последней своей цели, ибо сокровище наше Бог, наслаждение наше — Бог, последняя цель и край наших желаний есть Бог, а все земное и самое тело — нечто придаточное, заднее, неважное, случайное, временное, нечто постороннее, чуждое нам, как, например, лодка, в которой мы плыли и потом, когда совершили свое плавание, оставили ее на берегу, как ненужную более, как всякая вообще вещь, которая до времени была нужна, а потом, по достижении цели нашей, сделалась совершенно не нужна и оставлена на произвол, на тление и разрушение. Это последует и со всеми нашими телами, которые все разрушатся и истлеют, как развалившиеся и согнившие домы, как изношенные одежды и обувь, как разбившиеся сосуды, как рассыпавшийся от влаги кирпич. Будем беречь свое сердце, как храм Божий, как вместилище Бога, как невесту Божию, которая должна принадлежать единому Богу, должна Его единого любить — образ Первообраза, невещественная Невещественного. Да будет един Бог сокровищем сердца нашего и — ничто земное. Об этом было нам бесчисленное множество вразумлений от Бога, об этом миллион раз вопияло и непрестанно вопиет нам сердце наше, то есть чтоб мы к единому Богу прилеплялись, Его единого любили и ни к чему земному не прилипали, ничего земного не любили, а все бы за сор считали вместе и с телом своим, — что и да будет при Господнем содействии.

* Радеть о плоти, которая будет гной, пища червей, земля, прах, попираемый ногами и развеваемый ветром, — на что это похоже? Из-за плоти не любить ближнего или из-за пристрастия к ней оскорблять Господа — на что это похоже? Из-за пристрастия к плоти оскорблять образ Божий в человеке — на что это похоже? — Прочь, смрад плоти, смрад плотской нечистоты! Слава образу Божию в человеке! Не прельщайся видимым, ни прекрасным, ни безобразным: это мыльный пузырь, который лишь появился, как готов лопнуть; на душу все внимание обращай.
* Как ничто считай плоть и все плотское и вещественное; все же внимание обращай на душу; всю цену отдавай душе. — Кто привязан к плотскому, вещественному, видимому, тот, естественно, нерадит о душе: ибо нельзя двум господам работать; или одному прилежати, о друзем же нерадети начнет (ср.: Мф. 6, 24).

* Чадо мое! Все видимое есть тварь: ни к чему не прилагай сердца (ср.: пс. 61, 11) своего, но прилепляйся сердцем своим к Творцу всего и твоему Создателю. Если будешь прилепляться к созданию, сердце твое будет скорбеть, смущаться, будет в тесноте, озлоблении и омрачении; а если прилепишься к Создателю, — то будешь покоен, радостен, светел умом и сердцем своим. Истинно, с постоянного опыта моего говорю тебе.

* К чему и на что ты обратил вожделения свои? К плоти ли и крови? К праху ли? Обрати их к превожделеннейшему, прекраснейшему, сладостнейшему, вечному нетленному Сокровищу — к Богу. Жизнь — борьба, война, искушение. Истинная жизнь — в искренней любви к Богу и ближним. Без любви — все ничто.

* Надо смотреть на конец всех вещей, всех благ земных, а не на красоту и приятность их: тогда прелесть их потеряет силу и жар пристрастия к ним остынет. Спроси себя: чем будет красота женская и мужская, чем будет пища и питье? Чем — красота одежд и многоразличных украшений? Чем будут все украшения наших жилищ? Чем будут деньги? Чем мир весь? — Не землею ли и прахом, не гноем ли, не кучею ли пепла? Что я говорю? — Не исчезнет ли все это? — Исчезнет, как исчезает горящая свеча, как исчезают горящие дрова, горящие домы, горящие леса: все исчезнет и обратится в ничтожество. Земля же и яже на ней все сгорят, — говорит слово Божие; сгорят, как свеча сгорает. Ибо стихии все сжигаемы разорятся (ср.: 2 Петр. 3, 10); а когда стихии разорятся, то есть когда самые основания будут отняты, тогда, очевидно, Земля исчезнет в неизмеримом пространстве вселенной, — ибо, скажи мне, на чем будет держаться ее пепел по сгорании ее, на каком основании, когда и земля и горы растают и все сгорит? — О, страшное время исчезновения Земли! Тогда-то, тогда познают все прелесть земных благ и то, как они тщетно и безумно гонялись за ее благами и прилеплялись к ним сердцем, пренебрегая единым на потребу (Лк. 10, 42) — любовию к Богу и ближним. (Аминь.) — Тогда-то скупец познает безумие скупости своей; сребролюбец — сребролюбия своего; завистник — зависти своей; тать — татьбы своей; чревоугодник — чревоугодия своего; пьяница — безумие пьянства своего; жадный — жадности своей; щеголь и щеголиха — щегольства своего. Тогда-то гордец познает безумие житейской гордости своей; похотник — похоти своей и прелюбодей — прелюбодейства своего; ленивый — лености своей. — О Судие Праведнейший, Господи Иисусе Христе, прежде конца нашего просвети мысленные очи сердца нашего и даждь нам познать всю суету, всю прелесть благ мира сего, не прилагать к ним нимало своего сердца (ср.: пс. 61, 11) и всем сердцем стремиться к благам горнего, вечного Царствия Твоего. — Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14).

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51997


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru