Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 19.10.2011 |
Память апостола Фомы, которого совершенно несправедливо народное сознание, память окрестили Фомой неверующим… Фома, по прозванию Близнец, происходил из Галилеи, был одним из двенадцати учеников Христа. Тех, которых Сам Господь выбирал по особым признакам, — это можно вспомнить по призванию Нафанаила: когда Господь увидел его приближающимся к Себе, Он сказал: вот истинно израильтянин, в нем же нет лукавства. Своих учеников из сотен и тысяч израильских юношей и мужчин Господь выбирал именно не лукавых, простых, доверчивых, послушных. Собственно, таким был и Фома. Мы вспоминаем эпизод, когда по Воскресении Христовом ученики встретили Фому, которого с ними не оказалось при явлении Воскресшего Христа, и с горячностью передали ему свои впечатления, а Фома так спокойно ответил: «Пока не увижу, не вложу персты свои в ребра Его, не иму веры». Фома не был неверующим. За несколько недель до того Господь порывался идти и воскресить праведного Лазаря, а ученики прекословили Ему и говорили: «Господи, ну что Тебе нет нужды заботиться о Себе? Иудеи не так давно искали Тебя убить, а сейчас Ты идешь к ним?» И только один апостол Фома воскликнул: «пойдем и мы умрем с ним!»
Это не были просто красивые слова, это не была даже горячность апостола Петра, который за несколько часов до отречения бил себя в грудь и говорил, что «если все отрекутся, если мне умереть за Тебя — не отрекусь"… Фома был очень последовательным, твердым, простым, но верным учеником. Почему же он так ответил своим братьям? А потому что вера — это не только горячность и громкие красивые слова. Каждый из нас, наверное, это переживал или слышал об этом, когда на улице подбегают молодые ребята и вдохновенно, убедительно спрашивают: «а вы в Бога верите? А хотите о Нем узнать? Давайте мы вас пригласим». И делается все это энергично, и говорят красиво, завлекательно, но чего-то не хватает. И, может быть, нечто подобное было в учениках — они были под впечатлением, но не было какого-то особого духовного изменения, они оставались прежними. Есть такое монашеское присловье: никто не может изменить своей прежней греховной жизни, пока на лице другого человека не увидит сияние жизни вечной. Так устраивает Бог, что мы обращаемся к Нему чаще всего соприкасаясь с нашими ближними или с людьми, которые обрели Бога в своем сердце. Это не скоропалительные заявления «у меня Бог в душе, у меня с Ним все нормально, все хорошо, Он меня всегда слышит», — нет, это все болтовня. Когда Бог в сердце, этого невозможно не увидеть, невозможно пройти мимо человека, который стяжал благодать Духа Святого Божия: это человек совершенно иного сорта, иного качества, и в этом смысле вера Православная не доказывается — она показывается праведностью и святостью жизни, тем, о чем, собственно, апостол Иаков говорил, что вера без дел мертва. И апостол Фома сказал это, услышав слова своих товарищей, но не ощутив перерождения Духом Святым: Господь еще не был Вознесен, не послал Утешителя. Через восемь дней он был вместе с учениками, к которым вновь явился Господь и, обращаясь к Фоме, сказал: «Подойди, вложи персты свои в язвы Мои и не будь неверующим, но верующим». Фоме не нужно было вкладывать персты, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» И Господь одобрил, поддержал это обращение Фомы, Он ему сказал: «Ты уверовал, потому что увидел, блаженны невидящие, но верующие».
Здесь речь идет о нас с вами, дорогие мои, — мы лично не были свидетелями земной жизни Христа, и блаженны те, кто верит в Бога и ищет жизни с Ним, блаженны те, кто обрел этот драгоценный дар веры. И здесь, как и во всяком деле, есть своя последовательность ее рождения. Сначала в душе человека появляется уверенность, и он понимает: «да, что-то такое есть, есть Всевышний, есть Бог», начинает Его искать — и всякий, кто ищет, обязательно найдет. Здесь не нужно ничего бояться, Господь от нас не прячется, не убегает, Он идет навстречу. Кто хочет найти Бога, обязательно с Ним встретится, если от всего сердца будет просить этой встречи… Доверие — вторая ступенька, когда человек обретает доверие к Откровению Божию, к Священному Писанию, Священному Преданию, через которые формируется правильное понимание духовной жизни, жизни с Богом. Ну и, наконец, третий этап — верность, когда человек готов в своей жизни быть верным Слову Божию.
Помолимся святому апостолу Фоме, чтобы он и нас укрепил в вере, указал путь к ней, дал свой опыт верности Богу. Спаси всех Господи.