Русская линия
Православие.Ru Виктор Фомин03.07.2001 

«АПОСТОЛЬСКИЙ ВИЗИТ»: ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД

Апостол Павел идет проповедывать в Афины. На улицах города развешаны огромные плакаты с его портретами, анонсирующие визит. Вся стража, легионеры со всей страны приведены в полную боевую готовность: они будут охранять апостола, чтобы его никто не посмел коснуться. Впрочем, ни иудеи, ни язычники не собираются побивать его камнями — напротив, с почестями принимают Павла, а он благовествует им мир и всепрощение. Павел проповедует народу на ипподроме с 22-метрового массивного сооружения, построенного специально к его приезду за счет налогов римских граждан. Апостола поднимает на верх этого афинского столпа особый лифт, украшенный драгоценными камнями…

«АПОСТОЛЬСКИЙ ВИЗИТ»
«Апостольский визит» Иоанна Павла II продемонстрировал городу и миру великолепный образец постановки грандиозных театрализованных шоу. Размаху и эффектности антуража и декораций выступлений понтифика могла бы позавидовать любая рок-звезда средней величины.
В Киеве мессы проходили на стадионе. Подиум был построен в форме корабля, а сам Папа Римский находился на помосте высотой более 10 метров, задрапированном голубой тканью. Напротив алтаря в форме ковчега были установлены скамьи, на которых во время мессы разместились руководство страны и почетные гости. Этот сектор был отделен от всех остальных секторов оградой из сплошных металлических щитов высотой около 1,5 метров. Поле за щитами было разбито на сектора, отделенных друг от друга добротными деревянными брусьями.
Куда с большим размахом были организованы мессы во Львове. Как пишет Сергей Ивашко в «Газете.ру», «организаторы постарались обставить церемонию со всем возможным величием, граничащим с гигантоманией. В частности, на ипподроме установили 22-метровый алтарь в виде трехъярусного храма, на фоне которого трон понтифика выглядел очень маленьким». Правда, плохую видимость с лихвой искупали два громадных телеэкрана, показывавших престарелого понтифика крупным планом. Неудивительно, что у собравшихся во Львове наблюдалось «настоящее религиозное рвение вплоть до визгов при появлении понтифика», отмечает Марта Кирпонос в «Вестях.ру».
Не менее великолепную работу провела пресс-служба Ватикана, а также ее дочерние организации и подконтрольные СМИ. Информационная кампания, начавшаяся еще полгода назад, была проведена на самом высоком уровне, с использованием новейших достижений в сфере работы с массовым сознанием. «Тот размах пропаганды, которая ведется на Украине в дни папского визита, не знает себе равных в новейшей истории этой страны», — пишет Дмитрий Сафонов в «Стране.ру». Киев и Львов были заклеены плакатами, на которых Папа изображен на фоне православных святынь, в частности Киево-Печерской Лавры. В розданных каждому журналисту в пресс-центре материалах говорится, что эти и другие православные святыни на самом деле — святыни Греко-католической церкви (хотя сделана сноска, где говорится, что они пока юридически не принадлежат ей). Про Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, к которой принадлежит большинство украинцев, сообщается, что для нее характерны «аппеляции к власти с целью устранения конкурентов, приоритет внешнего благочестия над внутренним, заангажированность и внутрипартийная борьба, невнимание к важнейшим социальным проблемам и отказ от ведения диалога с обществом»". Одним словом, пиар Ватикана впечатляет.
Не менее сильное впечатление производили и речи Папы о мире, дружбе, солидарности, произнесенные к тому же на украинском. Ораторскому таланту понтифика, которому не мешает ни болезнь Паркинсона, ни старческая дряхлость, мог бы позавидовать любой вития. А его певческие способности, неожиданно проявившиеся в ответ на беспрестанный дождь, довершили сходство главы Ватикана с популярными рок-кумирами.

ШАГ ВПЕРЕД
Разумеется, столь успешные заготовки не могли не принести обильного плода. Главным достижением папского визита стала успешная отмывка Леонида Кучма от грязных историй и начало интеграции Украины в сообщество «цивилизованных европейских государств». Об этом, кстати, сказал и сам Папа в благодарственной телеграмме после визита.
«Нет ничего удивительного в том, что идея визита Кароля Войтылы в Киев с самого начала была горячо поддержана украинским президентом Леонидом Кучмой, чья власть в результате всех скандалов последних месяцев пошатнулась, а рейтинг опустился до рекордно низкой отметки, — пишет Джульетто Кьеза в „Общей газете“. — Для Кучмы приезд Папы — прекрасная возможность извлечь политические дивиденды».
Украинский президент постарался максимально использовать визит понтифика. Ради этого Кучма пренебрег всеми дипломатическим правилами и даже элементарным самоуважением, лично встречая Папу Римского в аэропорту, сопровождая его практически на всех службах, и опять-таки самолично провожая до самолета, как бы боясь каждую секунду упустить свою «птицу счастья». Оппозиционная «Украинская правда» резюмировала: «Кучма крайне доволен визитом Папы, который, по его оценке, превзошел „все самые смелые ожидания“, а значимость этого события вышла далеко за пределы страны и „имеет планетарное значение“».
И действительно, с началом визита Папы Запад торжественно дал понять, что отпускает Кучме его прегрешения. Уже во вторник украинский премьер Анатолий Кинах заявил в Люксембурге, что европейцы дадут деньги на отделение Украины от России надежной границей. Точный объем средств, которые европейцы согласны выделить, премьер-министр не назвал. По данным специалистов, сообщает Дмитрий Старостин в «Вестях.ру», обустройство одного километра «полноценной» границы (с контрольно-следовой полосой, колючей проволокой и т. д.) обходится на равнинной местности в 700 тысяч долларов.
Украина также поспешила заявить о введении с 1 июля налога на добавочную стоимость с российских товаров. Собственно, многие издания прямо формулируют этот очевидный тезис: «Папа оторвал Украину от России».
Вышупомянутый Джульетто Кьеза так объяснил этот процесс. «Католики сосредоточены только в западных областях, отошедших к СССР в 1939 году по пакту Молотова — Риббентропа, и представляют собой абсолютное меньшинство. Тем не менее они чувствуют себя главной силой, обеспечившей выход Украины из СССР. И это не голословное бахвальство… Католицизм сегодня в гораздо большей степени, нежели в прошлом, несет ответственность за отрыв древней Киевской Руси от России». Итальянский журналист напоминает, что «президенты Кравчук и Кучма с успехом для себя использовали униатов в качестве передового отряда в сложном процессе взаимного отдаления Украины и России».
Кьеза недоумевает: «Остается только догадываться, почему ватиканская дипломатия так далеко отошла от взвешенной (и куда более дальновидной) внешней политики, вектор которой многие годы определял кардинал Казароли. Складывается впечатление, что ватиканские круги попросту решили воспользоваться геополитической ситуацией, складывающейся в связи с расширением на восток НАТО и Европейского Союза. В данном контексте деятельность Ватикана выглядит скорее „организационно-политической“, нежели духовной».
Примечательно, что уже на следующий день после отбытия Папы Леонид Кучма прибыл в польский город Жешув, где провел встречу с польским лидером Александром Квасьневским. Президент Украины прилетел в Польшу прямо из Львова, вдохновленный речами «наместника Бога на земле».

ПЕРВЫЙ ШАГ НАЗАД
Как признают практически все наблюдатели, главным поражением Ватикана стали безуспешные усилия сломить твердую позицию Русской Православной Церкви (и ее украинской части).
Украинский визит Папы провалился, цитирует агентство РБК газету Le Temps. Встречи понтифика с руководством украинской униатской церкви фактически свидетельствуют о признании связи между униатами и Римом, отмечает швейцарское издание. «Это может привести к ухудшению отношений между конфессиями на Украине, тем более, что визит Иоанна Павла II проходит без согласия Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, которому подчиняется Православная Церковь в этой стране».
Зарубежная пресса отвела немало места освещению визита Папы Римского на Украину. Большинство изданий сходятся во мнении, что сблизить украинских католиков и православных теми методами, которыми действует Папа, не удастся. Так, New York Times отмечает, что даже католические аналитики признают возможное отрицательное воздействие визита на отношения Ватикана и Православной Церкви. Подчеркивается также, что вопреки многолетней традиции Иоанн Павел II прибыл на Украину, не получив формального приглашения от местных религиозных властей. Guardian называет это «беспрецедентным нарушением ватиканского протокола».
Патриарх Алексий неоднократно выражал свое несогласие с Папой в том, что визит последнего носит характер укрепления связей и контактов между разными конфессиями на Украине. «Я считаю, что этот визит внесет дополнительное разделение, которое сейчас особенно нежелательно», — сказал глава Русской Православной Церкви.
Доказательством тому стало, например, тот факт, что представители Ватикана предприняли несколько попыток организовать визит Папы Римского и в Белоруссию, однако они ничем не завершились. Об этом рассказал журналистам митрополит Минский и Слуцкий Филарет, который подчеркнул: «Мы считаем этот визит преждевременным».
Ватикан неоднократно был уличен в беззастенчивой лжи, лицемерии и прямых подлогах. Так, по сообщению информационного агентства УНИАН от 15 июня, «Папа Римский Иоанн Павел II во время визита в Украину не будет иметь официальных встреч с патриархами неканонических церквей, уточнил недавно президент Папской комиссии по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. Кардинал отметил, что среди Православных Церквей Украины единственной канонической Церковью является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата». По словам кардинала, встреча с главой УПЦ Киевского патриархата Филаретом не предусмотрена. Еще ранее папский нунций в Киеве Николай Этерович официально также заявлял, что Папа не будет встречаться с Филаретом.
Все мы знаем, что такая встреча, вопреки всем заверениям, состоялась и демонстрировалась по телеканалам многих стран мира. Филарет Денисенко во время беседы с Папой грубо поносил Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и услышал в ответ лишь молчаливое одобрение.
«Мы можем с полным правом говорить о дискриминации верующих именно нашей Церкви», — заявил управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан в интервью «Независимой газете».
Масла в огонь подлила состоявшася во Львове беатификация тех, кто положил жизнь на борьбу как с Православной Церковью, так и с государством ее народа. Не случайно глава Греко-католической церкви Украины кардинал Любомир Гузар попросил прощения у Бога за зло, совершенное униатами в прошлом. Об этом сообщило 27 июня агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на органы информации Ватикана. Тем самым кардинал Гузар последовал примеру Иоанна Павла II, который в минувшую субботу в Киеве попросил прощения за грехи, совершенные католиками в прошлом. Значит, руководству Ватикана есть за что каяться, хотя оно и опасается назвать свои преступления прямо, предпочитая каяться абстркатно.
Так называемые греко-католические «мученики» были репрессированы Сталиным ни за что иное, как за сотрудничество с фашистами в годы Второй мировой войны. Как передает ИТАР-ТАСС, греко-католическое духовенство оказывало духовную поддержку движению украинских националистов, которые, используя террористические методы, вели вооруженную борьбу вначале с польскими, а затем с советскими властями. Во время гитлеровской оккупации из числа жителей западных областей Украины, в большинстве своем греко-католиков, были сформирована дивизия СС «Галичина».
На пресс-конференции по итогам визита понтифика глава Греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар предположил: «Я надеюсь, что многие православные, у которых были искаженные представления или сомнения в подходах Католической Церкви и Папы, теперь, после того как они сами услышали и воочию увидели Святого Отца, переменят свои взгляды». Он совершенно прав: многие, кто питал до сего момента какие-то иллюзии в отношении целей Ватикана, теперь окончательно с ними распростятся. Стало очевидным, что Католическая Церковь готова идти на все, в том числе на ложь и насилие, чтобы подчинить Православие власти Папы.
Можно с изрядной долей уверенности прогнозировать крайнее отторжение от Католической Церкви даже среди либерально настроенных православных. Этот процесс можно сравнить с мощными антиамериканскими настроениями, которые резко усилились в российском обществе после начала бомбардировок Югославии. Тогда даже самые рьяные западники всерьез задумались о целях и методах политики США.

ВТОРОЙ ШАГ НАЗАД
Вторым, и гораздо более плачевным для Ватикана, шагом назад стало поражение в распространении католицизма на Украине и во всем мире. В первую очередь, это связано с теми методами, которые не погнушалась использовать Католическая Церковь для достижения своих целей. Они оттолкнули от католицизма не только сочувствующих украинцев, но и верных его чад, как это видно из публикаций в прессе и личных свидетельств.
Необходимо отметить, что подавляющее большинство рядовых католиков — это искренне и глубоко верующие люди, старающиеся по мере своих сил следовать евангельским заповедям. Они питают горячую любовь к своему Святейшему Отцу — Римскому Папе, и даже помыслить не могут, что он способен на ложь или злодейство. Нельзя не почтить веры простого человека, не знающего истории, не разбирающегося в богословии, не подозревающего о закулисных интригах. И можно себе представить, какой удар по самосознанию этих тысяч рядовых католиков был нанесен нынешней безответственной политикой Ватикана!
Во-первых, далеко не все католики могут согласиться, что нужно было заламывать руки Православной Церкви при осуществлении визита Папы. Второй Ватиканский Собор ввел ясное понятие о «Церкви-сестре», что нашло радостный отклик в сердцах многих католиков. Однако с сестрами так не поступают.
Во-вторых, многие римо-католики крайне отрицательно относятся к самой идее униатства, в которой они видят явное лукавство, и к греко-католикам в их украинском варианте. Между тем, во время своего визита Папа отчетливо продемонстрировал свое особенное пристрастие именно к греко-католикам. Не секрет, что на Западной Украине им оказывается мощная поддержка, очень часто в ущерб традиционным римо-католикам. И хотя ожидаемого некоторыми аналитиками официального возведения кардинала Гузара в сан патриарха не состоялось, однако во время мессы его поминали уже как патриарха.
В-третьих, граждан Украины не могли расположить к Ватикану те меры, которые предпринимались, с одной стороны, для охраны понтифика, с другой — для привлечения их на его мессы любой ценой. В частности, проводилась обработка ректоров вузов, каждому из которых была поставлена задача собрать на молитвенное поле, где будет совершаться папская месса, не менее 400 студентов (об этом рассказывает публикация в «Независимой газете»). От руководства украинских школ, как сообщали общественные организации, требовали привести учащихся на мессы в обязательном порядке. Способы зазывания на папские службы вообще не отличались демократичностью. Может быть, именно поэтому посещаемость месс оставляла желать лучшего.
Наблюдалась катастрофическая нехватка прихожан: в Киеве вместо обещанных 500 тысяч — 90 на первой мессе и 30 на второй (по официальным данным), во Львове вместо обещанных 2−3 миллионов — 300 тысяч на первой (Интерфакс-Украина). Правда, к последней мессе удалось нагнать с разных концов земли почти миллион человек (это по данным милиции, а по сообщению прессы — около 700 тысяч человек). Причем более половины католиков приехало из-за рубежа: Польши, Словакии, Венгрии, Чехии. И это при том, что во Львове два дня в связи с визитом понтифика были объявлены нерабочими.
Насильственное привлечение на службы сопровождалось на Украине огромными бытовыми неудобствами. В частности, в Киеве на несколько дней было практически парализовано движение в городе. Толпу людей, которую согнали и выстроили в шеренгу для встречи Папы, ждало жестокое разочарование: «наместника Бога» повезли не по главной улице, а по задворкам, где ему пришлось приветствовать одних милиционеров. Все газеты уделили внимание принятым в Киеве мерам по охране понтифика. По данным Guardian, это самая масштабная операция сил безопасности Украины со дня обретения независимости в 1991 году. На улицах Киева были расклеены листовки, где говорилось, что в определенное время нельзя выходить на улицу, открывать окна или выглядывать в них и что такие «чрезвычайные меры безопасности» принимаются «в связи с приездом Папы по просьбе ватиканской стороны».
Не менее жесткие меры принимались во Львове, где в обеспечении порядка приняли участие свыше 10 тысяч сотрудников милиции из 12 областей Украины.
Но больше всего как рядовых украинцев, так и католиков во всем мире может оттолкнуть очевидная политическая подоплека визита Папы Римского. Как отметил уже цитировавшийся итальянский журналист Джульетто Кьеза, «в итоге Католическая Церковь рискует оказаться в глазах народов восточноевропейских стран и на всем постсоветском пространстве в качестве носителя и пропагандиста так называемых „западных ценностей“. Между тем, сегодня в Восточной Европе в целом довольно критически относятся к Западу. Одно дело, что все хотели бы как можно скорее достичь западных стандартов жизни, другое — не все готовы мириться с целым рядом серьезных экономических и социальных проблем, неизбежно возникающих вследствие насаждения таких стандартов».
Таким образом, визит Папы Римского на Украину фактически закрыл для него в ближайшие годы путь в Россию. Правда, судя по недавним заявлениям Ватикана (где говорится, что здесь не потребуется ни согласия Православной Церкви, ни даже приглашения Владимира Путина) католическое руководство этого факта еще не осознало.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика