Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургСвятой праведный Иоанн Кронштадтский12.10.2011 

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

* Имей, христианин, достаточно мужества и духу — отвергнуться себя (ср.: Мф. 16, 24), Святой праведный Иоанн Кронштадтскийто есть своего сердца, своего растленного ума и своей воли или своего характера грешного. Но ты знаешь, кого отвергнешься: отвергнешься адского змия, гнездящегося в нашем сердце и покорившего его себе; отвергнешься своего ветхого человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4, 22), чтобы облечься в нового (Еф. 4,24), обновляемого по образу Создавшего его. Аще кто во Христе, нова тварь. — Древняя мимоидоша, и быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Се, нова вся творю (Откр. 21, 5). — Помни это.

* Грех берет над нами силу тем, что он глубоко зарылся и засел в нас, в нашем сердце, в нашей многострастной плоти, сделал себе крепость из наших же страстей… и этими страстями, как сильными орудиями, подстреливает нас и берет себе в плен, отревая, удаляя от Христа, Истинного Живота нашего. А потому желающему спастись надо копать, углубляться в своем сердце и положить основание на Камени, то есть на Христе Спасителе (ср.: 1 Кор. 10, 4), на крепкой, непоколебимой вере в Него, уповании на Него, и ни на ком и ни на чем больше, — на крепкой любви к Нему и к ближнему.

* Христианину необходимо ежедневно отвергаться себя, своего растленного грехами сердца. Например, растленному моему естеству или сердцу вожделенна злоба и презорство к обижающим, — но я должен немедленно отвергнуть ее от сердца ради Господа и любить врагов своих и делать добро творящим мне напасть (ср.: Мф. 5, 44), — памятуя, что природа моя растленна. Приятны любостяжание, чревоугодие, блуд, прелюбодейство, леность, зависть, хищение, скупость, грубость, жестокость, непослушание и упрямство, неблагодарность и прочее, но я должен презирать их, зная, что все это — гнилые, мертвые плоды ветхого человека.

* Много скорбей у истинного христианина: потому что он воин, потому что он в постоянной войне с плотью, миром и диаволом; а сколько уязвляет его плоть, которую он старается распять (ср.: Гал. 5, 24), как она беснуется страстями, которые он хочет исторгнуть из ней! Как вооружается против него мир своими соблазнами, своим коварством, насмешками, презрением, гонениями! Как особенно вооружается против него диавол с своими клевретами — духами злобы (Еф. 6, 12), сколько огненных стрел (ср.: Еф. 6, 16) устремляет он в его сердце!

* Во время войны воинам до забав ли, до игр ли, до лакомств ли? Нынешняя жизнь есть, в собственном и преимущественном смысле, война с начальствами и властями и миродержателями тьмы века сего, с духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Итак, до театров ли нам, до картежных ли игр, до лакомств ли? До забав ли жилищами, мебелью, одеждами богатыми, лакомствами, деньгами, книгами и прочим? О, воистину не до забав, иначе враги легко, легко возьмут нас в плен.

* Что мы делаем, христиане? Иисус Христос пришел нас от грехов спасти, чтоб мы начали жить новою жизнию; а мы, как бы наперекор Господу, грехи ко грехам прилагаем, в ветхую жизнь, исполненную страстей многоразличных, больше и больше вдаемся. — Каких мы прихотей ни изобрели! Как мы ни угождаем плоти! Как ни служим общему нашему врагу! Как ни опечаливаем нашего Спасителя! — Чего же нам ожидать за такую жизнь? — Страшно и подумать. Страшно некое чаяние огня, хотящаго поясти сопротивныя (Евр. 10, 27).
* Мученики добровольно отдали тела свои на рассечение, а мы не хотим добровольно расстаться не только с телами, а с сластями своими — с лакомством своим, с пьянством своим, с сребролюбием своим, с играми своими; не хотим расстаться с скупостию своею и, когда ближние берут наши вещи, наши сласти, озлобляемся на них, тогда как мученики не озлоблялись и на мучителей своих, на распинателей своих, на убийц своих и молились за них. Ох, мы — маловеры! Ох, мы — сластолюбцы! Плотоугодники! — Молиться за обижающих (ср.: Мф. 5, 44) и не давать воли сердцу обижаться на них. Доколе нам своевольничать? Доколе не отложим ветхаго человека (ср.: Еф. 4, 22)?

* Жалкие мы невежды все — ученые и неученые, богатые и бедные, знатные и простые, потому что не считаем святыню души нашей первейшею потребностию жизни нашей и не стараемся всеусильно всякий день и час достигать ее и, достигши, всем сердцем держаться ее: грехи стали как бы нашею природою и собственностью и неотъемлемым достоянием и жизнию нашего ума и сердца и предметом всех стремлений. Ух, как все уродливо и наизнанку! Все силы души получили превратное направление. Потому в Писании и сказано, чтобы мы умертвили ветхого человека. — Умертвите уды ваша на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3, 5).

* Все греховные движения сердца и похоти плотские надо уничижать, презирать, ненавидеть всей душой, как вредные и пагубные для человека и противные Богу. Надо возвышать и любить все духовные порывы и стремления к молитве, чтению слова Божия, к духовным собеседованиям, к любви, состраданию, милосердию, чистоте, воздержанию, смирению.

* Всякому христианину надобно иметь в сердце страх Божий или памятовать непрестанно присутствие Божие на всяком месте, чтобы не согрешать даже помыслами греховными или воображением и мечтаниями грешными. Грех каждую минуту прокрадывается в душу чрез все чувства: зрение (особенно), слух, обоняние, вкус и осязание, чрез воспоминания, представления о грехе; надо, чтобы в душе носились всегда чистые образы — святыни и правды, Небесной, нетленной красоты, вожделения Небесной, вечной сладости, а не земной и мгновенной.

* Попрать всякое пристрастие к плоти и к вещественности: потому что это пристрастие, будучи делом диавола, его богопротивной и злой воли, есть постоянная причина нашей хладности к Богу и ближнему, нашей вражды против Бога и ближнего, нашего постоянного противления Богу и ближнему. Надо считать и плоть свою за сор, и все блага земные за сор и самое ничтожество: ибо разве не видишь, как и плоть обращается в смрадный гной и прах и все земное разрушается и исчезает, как ничто. — Итак, к плоти не надо иметь ни малейшего пристрастия, и ко всем ее чувствам: к зрению, к слуху, к вкусу, или чреву, обонянию и осязанию.

* Обоняние и все запахи презирай — благовонные и зловонные, или лучше не будь к ним ни пристрастен, ни брезглив; прелесть цветов презирай и блеск; мягкое и приятное на ощупь презирай; к звукам не будь пристрастен, когда они хороши, гармонически приятны, и не раздражайся, когда они безобразны, нестройны; вкус презирай; к лакомствам не имей жадности и к горькому — отвращения. — Распинай плоть свою с ее страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).

* Распинай плоть свою (ср.: Гал. 5, 24): и оживишь душу свою; коли будешь нежить сластями да одежами, да сном на мягкой постели, да сидением на мягких креслах, да разъездами в каретах и дрожках, да житьем в богато украшенных и меблированных покоях плоть свою, то умертвишь душу свою. Смотри на Рождшегося в яслях Спасителя: какому любомудрию Он учит нас — нас, гордых, пышных, желающих обогатиться, мечтающих о нарядах и всевозможных украшениях, пресыщенных, уклонившихся от простоты в многоразличное лукавство! — Смотри на духовного нашего Врача: и врачуйся, если сознаешь свою душевную болезнь. Вот Спаситель твой простирает к тебе руку помощи: спасайся, если сознаешь, что ты близок к пропасти, в которой вечная погибель. Сознайся, что ты грешник, что ты погибаешь и можешь погибнуть навеки: и Спаситель готов помочь тебе, если ты веруешь в Него, пришедшего в мир, пострадавшего за нас, умершего, воскресшего, вознесшегося и опять готового прийти судить живых и мертвых. — Узнай, кто виновник греха, какое ужасное чудовище, — чего он домогается от тебя чрез грех, домогается того, чтоб ты непрестанно оскорблял своего Творца-Бога, Отца, Промыслителя, Благодетеля, Спасителя твоего живота, твое дыхание, твое все, — и возненавидь всякий грех и презри родителя его (греха), этого всезлобного, прегордого, презавистливого, лживого убийцу, мечтателя, урода, всего себя извратившего и сделавшегося совершенным противником Богу и людям. — Господи! Защити Твои создания. — Господи! дел руку Твоею не презри! (Пс. 137, 8.)

* Всегда и всячески старайся распинать плоть свою (ср.: Гал. 5, 24) или своего ветхого человека (Римл. 6, 6; Еф. 4, 22; Кол. 3, 9) со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), ибо он враг Богу и тебе самому и влечет силою бесовскою и всякою страстию в мерзость греха, тлю и погибель, отторгая душу от Бога. Обыкновенно грех крадет нас у Бога плотскими сластями, прилепляя помыслы и сердца к земным благам и наслаждениям: к богатству, роскоши, удовольствиям, невоздержанию и пьянству, играм, нарядам, ко всякого рода сладострастию. А ты побеждай любовь чувственную, мирскую, плотскую — любо-вию духовною, Божиею, Небесною, которая одна вечно пребывает и на веки бесконечные делает человека, ей преданного, — блаженным. Так и делали святые, борясь всю жизнь со своею многострастною плотию и побеждая ее.

* Никогда не мирись с плотию; всегда враждуй против ней: ибо она коварный друг; прикинется голодною — для того чтобы вовлечь тебя в жадность и пресыщение, и сластолюбие.

* За столом ли сидишь, говоришь ли с кем, в храме ли стоишь и молишься, — помни, что всегда с тобою противница твоя и противница Богу, усердная слуга диавола и гнездо его — многострастная плоть твоя, которая своими нелепыми восстаниями везде силится нарушить покой твой, затмить свет сердечных очей, сделать сердце твое скверным сосудом страстей. Смотри на нее не иначе как на врага Божия и твоего собственного и никогда не мирись с нею — до конца жизни и противься ей всеми силами, как самому диаволу, — то есть когда она восстает на дух страстями, гордостию, непослушанием, злобою, презорством, скупостию, жадностью, чревоугодием, объядением и пьянством, завистью, сребролюбием, леностию, унынием, сомнением, блудом, хулою, татьбою, лжесвидетельством, ложью, лицемерием и прочими страстями.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51978


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru