Русская линия
Православие и современностьСвященник Максим Плякин12.10.2011 

Строится город — строятся храмы

Сегодня, глядя на наш почти миллионный Саратов, трудно представить, что к началу XX века граница города проходила за железнодорожным вокзалом по Большой Садовой улице, а будущий микрорайон Улеши был загородной слободой. Но ведь в начале XIX века город был еще меньше! Перестроенный в 1772 году из древней часовни деревянный храм в честь Честного Креста Господня, по документам тех лет, числился «за городом, у Московской дороги», а ведь это и была будущая Киновия, чье здание доныне расположено на Октябрьской улице недалеко от Московской. Сегодня это исторический городской центр.

Город рос, росли его кварталы, а вслед за новыми кварталами возникала потребность и в новых храмах для обитателей городских окраин. В документах XIX века то и дело звучат эти нотки: в 1844 году освящен деревянный храм в честь Сошествия Святого Духа в новых кварталах выше Затона (сегодня каменный Духосошествен­ский храм является кафедральным собором нашей епархии), в 1860 году на пустом месте (оттого и прозванном Безымянной площадью) для жителей окрестных кварталов, чье население стремительно увеличивалось за счет семейств фабричных рабочих, освящена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (сегодня каменный Покровский храм стоит на углу улиц Большой Горной и Горького).

Особенно интенсивно город начал расти на рубеже XIX — XX веков. Вслед за новыми улицами и кварталами появлялись и новые храмы: 28 сентября 1897 года освящен домовый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц (в районе современного Городского парка), в 1898 году освящен Александро-Невский полковой храм при казармах Саратовского гарнизона (здание сохранилось, расположено близ перекрестка улиц Московской и Степана Разина), 25 июля 1898 года — Никольская церковь-школа в районе железнодорожной станции Саратов-II (ныне Свято-Никольский мужской монастырь), 28 декабря 1903 года — Серафимовская церковь в районе Сенного базара, недалеко от выезда на московскую дорогу.

Некоторые храмы строились сразу за городом, в тех микрорайонах, которые официально вошли в городскую черту гораздо позднее, уже в совет­ские годы. Так, в 1900 году был освящен Петропавловский храм при Волжском сталелитейном заводе (здание не сохранилось, располагался близ поселков Заплатиновка и Юнгеровка в Заводском районе города), 16 октября 1905 года священномученик Гермоген (Долганёв) освятил Ново-Казанскую церковь в Солдатской слободке (ныне микрорайон Улеши), в 1912 году была освящена Благовещенская церковь-школа в Агафоновском поселке.

К сожалению, 1912 годом обрываются имеющиеся в нашем распоряжении официальные данные. Но само строительство новых храмов не прекращалось: в марте 1918 года начались богослужения в храме в честь Рождества Христова близ железнодорожных мастерских, на современной улице Вокзальной. Уже начинались гонения на Церковь, шла Гражданская война — и в храме, построенном для простых рабочих, возносилась молитва «о временех мирных».

Сохранились сведения о том, в годы 1-й Мировой войны в Саратове планировалась постройка еще как минимум двух храмов. Первый предполагалось построить на участке Воскресенского кладбища, выходящем в район нынешней 2-й Дачной. Это должен был быть храм-памятник почившим воинам. Воинский мемориал на Воскресен­ском кладбище появится после Великой Отечественной войны, но вот храма в нем, по известным причинам, быть уже не могло. В 1914 году, после прославления в лике святых святителя Питирима Тамбовского, в Саратове было создано братство в его честь, и братчики начали хлопотать о постройке храма во имя новопро­славленного святого. К сожалению, мы можем только предполагать, был ли заложен Питиримовский храм, было ли начато его строительство, и если было, то в каком именно районе города. Скорее всего, последним достроенным дореволюционным храмом в Саратове оказался всё-таки Христорождественский.

Если бросить взгляд на карту старого Саратова, то становится ясно, что подавляющее большинство храмов строилось в окраинных районах тогдашнего города. Более того, не менее двух храмов (Петропавловский и Ново-Казанский) были устроены вообще за городом — в местах проживания фабричных рабочих. Церковь следила за созданием новых городских кварталов, и прикладывались усилия к тому, чтобы в них появлялись и центры духовной жизни православных людей — храмы Божии.

Думается, что, не случись революции, храмы в городе были бы расположены достаточно равномерно, как теперь принято говорить — «в шаговой доступности». Но случилось то, что случилось. В результате наш город рос и расширялся в условиях, когда не только не строились новые церкви, а планомерно разрушались существующие. В истории слишком многих храмов последняя фраза одна и та же — «закрыт и разрушен в годы советской власти». Так и сложилась ситуация, что Заводской и Ленинский районы Саратова, возникшие уже в советские годы, оказались почти лишены храмов. Почти две трети территории города! Можно представить себе чувства людей, добиравшихся на богослужение в те годы, когда в городе действовали лишь два храма — Троицкий и Духосошественский.

Когда пришло время не разбрасывать камни, а собирать их, с опозданием на три четверти века в Саратове пришлось решать ту же самую задачу, которую успешно решали храмостроители в начале XX века, — обеспечивать жителям города возможность полноценно участвовать в молитвенной жизни Церкви. Впервые в послереволюционной истории Саратова новопостроенный храм был освящен в 1992 году — храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской при ИТК. 33. Однако первый тюремный храм постсоветской России не мог стать полноценным приходским храмом для саратовцев.

В 1994 году был заложен храм во имя великомученика Георгия на Танковой горе в поселке Солнечный. Несколько лет спустя программа строительства новых храмов (параллельно с реставрацией старых, исторических) стала принимать реальные очертания: 12 июля 1998 года был освящен храм во имя святителя Николая Чудо­творца на Елшанском кладбище Саратова, 18 февраля 2001 года — храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона на территории 1-й Город­ской больницы, 28 октября 2001 года — храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в поселке Солнечный, 25 августа 2002 го­да — храм во имя всех святых, в земле Российской просиявших, 6 января 2004 года — храм во имя святого пророка Божия Илии при военно-строительном отряде Спецстроя России, расположенный в одном из самых удаленных от центра районов города.

Идут годы, и мы пытаемся наверстать упущенное. Вновь, как и за столетие до того, основное внимание при устроении новых храмов обращается на новые районы, растет число этих храмов. Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на 3-й Дачной, храм во имя святителя Тихона Задонского в Пролетарском поселке, храм в честь Сретения Господня в поселке Елшанка, храм во имя священномученика Космы Саратовского в Комсомольском поселке, храм во имя трех Вселенских учителей в поселке Поливановка. Их всё еще мало, но направление, заданное столетия назад, остается неизменным.

Газета «Православная вера"№ 19 (447), октябрь, 2011 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58 102&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru