Воцерковление.ru | Игумен Нектарий (Морозов) | 11.10.2011 |
Каждый день в сводках мировых новостей появляется информация о произошедшей где-нибудь катастрофе. Наводнения в Пакистане лишают людей крова и пищи. Аварии на атомных станциях в Японии, Франции заставляют тысячи людей мчаться в аптеку за бесполезным в таких случаях йодом. Сообщения о часто падающих самолетах не дают командировочным спокойно спать. В маленьких островных государствах Океании, Тувалу и Токелау, разыгрывается настоящая трагедия — не хватает питьевой воды.
Даже у самого закоренелого скептика, нет-нет, да и появляется сомнение: может, это все неспроста — сколько можно издеваться над природой? А может, это действительно кара Божия, посылаемая Создателем на головы людские? Как реагировать на это православному христианину?
Чтобы разобраться в смысле происходящего, мы обратились к настоятелю храмов в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святых апостолов Петра и Павла игумену Нектарию (Морозову):
— Многие доморощенные «аналитики», сравнивая происходящее в мире с текстами священных книг, говорят о скором конце света, о том, что Господь карает человечество за его грехи, что настали последние времена. Люди относятся к этим предсказаниям, мягко говоря, по-разному.
- Нет ничего неестественного в том, что люди при тех или иных бедствиях, особенно, если эти бедствия происходят одно за другим и уносят множество человеческих жизней, вспоминают о том, что есть такая книга — Апокалипсис, или Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в которой описываются события, непосредственно предшествующие концу нашего мира. Действительно, в Апокалипсисе говорится, что последние времена будут характерны подобного рода разрушениями, природными катаклизмами, а также народными волнениями, войнами… И когда Господь попускает той или иной беде случиться, особенно стихийному, массовому бедствию, Он таким образом напоминает нам о том, что мир, в котором мы живем, не вечен. Более того, наш мир очень хрупок и в одно мгновение он может разрушиться.
Но если бы люди просто вспоминали о конце мира и задумывались при этом, что им нужно в своей жизни изменить, чтобы не оказаться к этому мгновению неготовыми, это было бы на самом деле хорошо. В реальности же можно наблюдать два типа поведения. Первый, когда люди впадают в панику, когда мы видим то, что именуется алармизмом. Все кричат, мечутся в ужасе, тут же вспоминаются или придумываются какие-то пророчества, причем сроки конца мира называются совершенно конкретные. Конечно, такая паника ничего полезного для души человеческой не несет. Второй тип — это отношение к концу света как к развлечению. Об этом пишут газеты, эта тема обсуждается в телепрограммах, и постепенно она становится не такой уж и страшной. Вот, например, тема глобального потепления. Про это снимаются фильмы, пишутся фантастические романы, в которых мир гибнет. Возникает такое чувство, что, когда мир и вправду начнет рушиться, найдется кто-то, кто и тогда попытается снять про это фильм и написать роман, или сделать компьютерную игру для детей под названием «Гибель мира»! Не подумайте, что я утрирую, так и есть на самом деле. Примерно о том же говорил преподобный Амвросий Оптинский: наша жизнь такова, что если на одном конце деревни будут вешать людей, на другом ее конце будут пить, плясать и веселиться, говоря при этом: «До нас еще не скоро дойдут!». Вот именно таково отношение к апокалипсису в современном мире.
А ведь когда к Спасителю пришли Его ученики и рассказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью жертв, или же о тех, на кого упал столп и много народу погибло, Господь сказал — не думайте, что они были грешнее всех остальных; если вы не покаетесь, то все так погибнете…
Где же корни такого легковесного, бесшабашного отношения к Апокалипсису? Мужество, отсутствие страха?
— Нет, это вовсе не мужество, не отсутствие страха. Если этих людей поставить перед лицом сиюминутной опасности, их реальной смерти, то, скорее всего, и обнаружится их подлинное «мужество». Такое поведение, в частности, представителей западной цивилизации, признак деградации — мира, общества в целом. Враг прекрасно знает: достаточно любую вещь, мысль высмеять, заболтать и она утрачивает свою силу. В православной аскетике есть такое правило — памятование о смерти, которое настоятельно рекомендуется всем, кто радеет о своем спасении. Об этом сказано в Писании: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь. Но вспоминать-то можно по-разному! Святым отцам, которые учили прилежать о памяти смертной, диким показалось бы, что кто-то может сделать воспоминание о смерти поводом для шуток и веселья. Что это самое универсальное, самое страшное явление в человеческой жизни кто-то может заболтать и затереть.
И, тем не менее, это ведь происходит, особенно в современном мире?
- Да. Так и происходит. Можно привести такой пример. Нам, священникам, приходится бывать в реанимационных отделениях медицинских учреждений, где часто умирают люди. И можно видеть два типа отношения врачей к пациентам. Одни способны сострадать, сопереживать больному, относиться к нему как к единственному и неповторимому созданию. Но таких врачей, прямо скажем, немного, это подлинные подвижники. А чаще всего у медиков развивается профессиональный цинизм. Врач смотрит на пациента, близкого к смерти, как на некий набор признаков, жизненных показателей, набор травм, заболеваний. Однажды я был в отделении реанимации одной из московских клиник, исповедовал и причащал поступившего туда в тяжелом состоянии человека. И мне пришлось быть свидетелем такой сцены. Несколько молодых девушек-студенток, будущих медиков, везли по коридору на каталке пострадавшего, вид которого был ужасен (у него, судя по всему, топором была разрублена голова). Они оживленно беседовали о чем-то, весело смеялись, везя человека с размозженным черепом, окровавленного, но еще живого. Понятно, что в больнице, в этой или любой другой, мы имеем дело с защитной реакцией на созерцание боли и страданий. И только человек верующий поймет, как вместить это и попытаться осмыслить. А неверующий сопьется, либо впадет в депрессию, либо станет циником. И веселиться будет, потому что человек для него — уже не человек, а кусок мяса, между ними невидимая, но непроницаемая преграда. И когда мы говорим о том, как люди могут смеяться над концом мира, я повторюсь — в этом есть дьявольская уловка, чтобы подвигнуть людей на то, чтобы они самое страшное для себя постоянно высмеивали. Если каждый день говорить слово «смерть» помногу раз, то через какое-то время можно заметить, что само понятие это встало по значению в один ряд со словом «спички», «дерево».
Почему существует заповедь не произносить имени Божьего всуе, то есть, по пустякам? Потому что, когда человек повторяет имя Божие регулярно, но без благоговения, оно тоже становится для него в ряд обычных слов. В сущности, эта заповедь распространяется на все, что есть в нашей жизни. Ведь Господь говорит в Евангелии о том, что мы дадим ответ за каждое праздное слово, а не только за имя Божие, произнесенное всуе. Человек в конце концов перестает даже понимать, что он говорит. И когда люди смеются над концом света, они также уже не понимают, над чем потешаются.
— Получается, дьявол ворует у нас время, отведенное для покаяния?
- Да. И человек, в минуту смертельной опасности оказывается не готов встретить свой конец… Однако вот еще на что я бы обратил внимание. Мы поговорили об отношении людей, верующих или нет, к этим событиям. Но надо, наверное, сказать и о самой природе этих событий. Люди ведь задаются вопросом: почему все это происходит? С одной стороны, природные катаклизмы — дело Промысла Божия. С другой, не надо иногда пытаться как-то по-особому это объяснить. Почему? Дело в том, что когда первозданный человек пал, все последующее, что будет происходить с ним, с его потомками, природой — все это уже было заложено в том проклятии, которое обрушилось на него по грехопадении. Апостол Павел говорит, что вся тварь доныне стенает и мучается. А стенает она не потому, что виновата, а из-за человека. Потому что и животные до грехопадения Адама жили иначе. Человек и является испокон веков виновником всех тех катаклизмов и природных катастроф, которые происходили, происходят и будут происходить.
До грехопадения достоинство человека было безмерно высоко. Он был венцом творения, был поставлен Богом как бы царем над всем видимым миром. К нему приводит Господь животных, и он нарекает им имена. В этом — указание на то, что он был способен проникать в самую суть явлений, правильно выявлять, определять ее. И в этом же — указание на его царственное положение. Идеальный план творения и заключался в том, что человек, став обладателем всего мира, все это и самого себя должен был принести Богу. «Твоя от Твоих Тебе приносяще.» — то что мы слышим при совершении Евхаристии. Но произошло нечто совершенно иное, начался обратный процесс — разрушения, постоянной деградации. И поскольку мир стал разрушаться именно вследствие грехопадения человека, мы можем с уверенностью сказать, что сама Земля и все, что есть на ней, крепчайшим образом связаны с человеком. И так от грехов человечества мир продолжает страдать — в силу этой невидимой связи.
— То есть это единство совершенно реально?
- Даже животные чувствуют, хороший человек или плохой, добрый или злой, и к плохому, злому человеку подходить не будут. Как это по-другому объяснить, как не отголоском того прежнего единства, отвечавшего замыслу Творца? Именно то, как живут люди на земле, ее и разрушает, приводит к тем катаклизмам, которые мы с вами наблюдаем. Кому-то это покажется невероятным, но на самом деле все именно так и обстоит!
Как разрушится этот видимый мир, как прекратится его существование? — Мы этого не знаем. Возможно, что это произойдет неким сверхъестественным образом, возможно, к гибели его приведут те же самые природные катаклизмы. Хотя никак нельзя исключить и такой вероятности, что разрушат его сами люди, причем неважно, что это будет — ядерная война или же техногенная катастрофа… И то, и другое — проявление того безумия, в которое скатывается все быстрей и быстрей по мере своего удаления от Бога мир.
— Что надо сделать человеку, чтобы отсрочить Апокалипсис?
- А я не уверен, что человек должен ставить перед собой задачу отсрочить Апокалипсис. Это ложная цель; мы должны думать только о том, как праведно, чисто жить и с чем мы предстанем перед Богом. Думая об этом и поступая в соответствие с тем, о чем мы думаем, мы так или иначе отсрочим Апокалипсис. Но не это должно быть нашей целью. Если мы будем так жить, нам будет не важно, сейчас оборвется наша жизнь, или потом. Мы должны готовиться к встрече с Богом.
А на происходящие природные катаклизмы верующему человеку, повторюсь, надо смотреть как на напоминание о том, что мир этот бренный, мы сами бренны и в любое мгновение наша жизнь может прерваться. И та окончательная встреча с Богом, на которой определится наша вечная участь, может произойти не когда-нибудь, а очень скоро. Мы постоянно говорим — потом. Потом покаюсь, потом исправлюсь, положу начало новой жизни. А это напоминание нам о том, что этого «потом» может не быть. Как говорил один святой, «сегодня» принадлежит нам, а «завтра» — Богу. Поэтому нужно делать то, что от нас зависит, сегодня и не откладывать на завтра. Которое, как мы уже говорили, может и не наступить.
С игуменом Нектарием (Морозовым) беседовал Александр Яхонтов
http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/obchestvo/2263−2011−10−09−21−01−58.html