Русская линия
Русская линия Геннадий Готорпов08.10.2011 

Бог заветов един

Важной проблемой современной науки является толкование слов Спасителя в Евангелии от Иоанна (Ин. 5:39): «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». В них заключена большая загадка для свободного и пытливого ума человека, что свободен от сектантства, фанатизма, ценит в науке рассудительность, а не слепые мантры.

Собственно, вопрос заключен в противопоставлении «…Вы думаете…» и «…а они…». Отсюда возникает вопрос о Ветхом Завете, его роли и месте в нашей жизни: что он есть для нас, людей ученых и свободных — собрание воспоминаний, так сказать, «мемуары» Духа Святого, или же продолжающий действовать и «доныне делать» нравственный кодекс. Можно ли истолковать слова Спасителя так, что евреи заблуждаются, ища имение вечности в Писаниях Ветхого Завета, поскольку Ветхий Завет — приуготовительная скорлупа, отрезаемая при рождении Богомладенца пуповина?

Можно. Многие именно так и трактуют, отсекая современность от реалий Ветхого Завета, и не учитывая общего контекста Писаний. Для обывателя или слепорожденного интеллигента (студента-недоучки) это простительно. Для серьёзного философа такой подход нелеп.

Новый завет с точки зрения научной философии преодолевает греховность мира, но не отменяет её. Чтобы людям науки было более понятно — самолет не отменяет законов тяготения, но летит, преодолевая их. При этом существует разделение законов тяготения, которые существуют, и преодолевшего их самолета, который, вопреки им, летит. Если мы продолжим данную, на мой взгляд, удачную аналогию, то получится, что Ветхий Завет не отменяется Новым, и не отменяет Новый. Они существуют не в разных временах, а параллельно во времени.

Как такое возможно? Именно как Закон и Преодоление Закона. Для того, чтобы победить в аэрокосмонавтике силу притяжения, нужно сперва хорошо её изучить. Более того, без изучения законов падения невозможны и немыслимы аэрокосмические взлеты.

Значительные фрагменты шокирующей современного человека жестокости в Ветхом Завете связаны не с тем, что Бог Ветхого Завета другой, иной, нежели Нового, а с тем, что Бог положил ненарушимой СВОБОДУ ВОЛИ. Сочетаясь с грехом первопадения, эта свобода воли и порождает жестокости и зверства.

Свободой воли и поступка человечество возрастает из животного мира, но ей же оно и омерзительно. Посреди мерзости греха, запротоколированного Писаниями с высочайшей научной точностью и добросовестностью, мы встречаем все того же, ласкового и милостивого Бога, которого знаем и по Новому Завету.

Например, в 1915 году в Троицко-Сергиевской Лавре была опубликована небольшая проповедь «Блажен иже и скоты милует», заголовком которой было выбрано ветхозаветное изречение. Эта проповедь была предназначена для крестьян, державших скот, написана простым языком. В ней именно на материалах Ветхого Завета содержатся призывы «не бранить, и не клясть свой скот», «не бить, не изнурять его непомерными работами, голодом и холодом, но миловать его, оберегать его от всего недоброго».

Более того, людей призывают молиться за скот, как это делает Церковь. Автор проповеди ссылается на священное писание и называет прямой заповедью Божией наказ быть милостивым к животным; он приводит слова Ветхого Завета: «не презри вола работающего», а также: «блажен, иже и скоты милует». Автор призывает не только быть добрым к своему животному, но вступаться за чужую скотину и отговаривать хозяина не бить ее.

Напрямую апеллирует к ценностям и нормам Ветхого Завета и сам Спаситель: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13).

Этот стих является продолжением предыдущего стиха, потому что в этом стихе дается продолжение речи Спасителя. В этом стихе Спаситель, продолжая разговаривать с фарисеями, говорит им о том, что они неверно понимают Закон Божий.

Он советует им отправиться в синагогу, или Иерусалимский храм чтобы они там научились Закону Божьему. В данном случае- слов из книги пророка Осии. В этой книге пророка Осии говорится: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6).

Сам Спаситель развенчивает биологический нацизм, который начетники приписывали, а современные образованцы и сегодня приписывают Ветхому Завету: «И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился".

Рассказывая о драматичном служении пророка Ионы, Библия повествует:

«3:3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; 3:4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! 3.5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.(…)

3:10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. 4.1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен (…) 6:10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: 6:11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"

И здесь мы видим все того же Бога Благости и Любви, Бога Нового Завета. Он принимает покаяние совершенно чужого для евреев, записывавших Библию, народа, с радостью снимает с них свой гнев.

Все это так — скажет оппонент. Но в Библии есть и другие места: описания геноцидов. Куда их отнести, и что благого в народоистреблении?

Прежде чем разбирать сложный вопрос о геноцидах, описанных Библией, давайте зададим себе другой сложный вопрос: а откуда в нас с вами возникла САМА МЫСЛЬ о преступности геноцидов? Была ли эта мысль врожденной, как дыхательный рефлекс, или же она благоприобретенная, продукт определенной идеологии? И какой идеологии — если не христианской?

История неумолимо свидетельствует: для дохристианского человечества геноциды не были чем-то осуждаемым, преступным, или даже просто чрезвычайным, необычайным, удивительным. Для дохристианского человечества геноцид побежденных был естественным продолжением военной победы над ними.

Совершенно точно доказано (теперь уже и археологами, нашедшими кости, следы пожарищ и бойни), что в определенный момент истории пришедшие в Америку родственники якутов — индейцы — полностью, тотально истребили первое население континента, принадлежавшее к австролоидной расе. «…до монголоидов Американский континент населяли австралоиды, которые были сметены переселенцами из Азии в конце последнего ледникового периода» — отмечают наиболее заметные американологи России А. Г. Каримуллин, Ю. Е. Березкин, вместе с ними и авторитетный журнал Science.

Арийцы, продвигаясь в приднепровских степях, полностью, тотально истребили племена трипольской культуры; археологи находят остатки довольно развитой цивилизации трипольцев, сметенной огнем и мечом в одночасье. Да так, что и самого имени этого народа не осталось, и мы обозначаем его условным археологическим термином, по имени современного села, где впервые были найдены останки истребленного народа.

Практически все современные европейские народы — продукт свершившегося в дохристианскую эпоху геноцида: у них существенные различия между мужским и женским антропологическим типом (истребители убивали мужчин, женщин же в огромных количествах включали в свои гаремы). История знает несколько последовательных геноцидов в Англии, французы — продукт геноцида галлов франками, венгры — геноцида славян тюрками, русские — продукт чудовищных насилий скандинавских русов над славянами.

Все это неопровержимо доказывает, что отвращение к геноцидам — вовсе не врожденный инстинкт человека, а выработанный в определенной культурной среде (а именно — христианской) условный рефлекс многих поколений. Таким образом, геноцидами в Библии возмущаются люди, воспитанные на той же Библии. Люди, которые на Библии не воспитаны — никакого трепета перед геноцидами не испытывают, и вообще не понимают — в чем причина моральных страданий «нравственных критиков Библии».

Пусть так — возразят оппоненты — пусть разговор о геноцидах, которые ни у кого, кроме нас и других монотеистов преступлениями не считаются — наш внутренний разговор. Но может ли один и тот же Бог то призывать к геноцидам, то осуждать их? Не есть ли здесь противоречие между частями Библии?

«Сегодня самым бесчеловечным преступлением считается геноцид — попытка истребить целый народ. В Библии бог многократно призывает израильтян совершить геноцид над другими народами«- пишет один из «нравственных критиков» Библии. Но при этом он не удосуживается выяснить, а почему, собственно, именно «СЕГОДНЯ» геноцид считается страшным преступлением, и почему он не считался таковым всегда.

Народы земли, совершая бесчисленное множество геноцидов, мало задумывались о них, и недолго хранили память об истребленных племенах. Исключение — евреи. Эти вели подробнейший протокол своих истребительных практик.

«Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы… и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор. 7:1−2)

«А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию» (Втор. 20:16−17)

«И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом» (Иисус Навин 6:21)

«И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев» (Иисус Навин 10:40)

«Теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». (1 Царств 15:3)

Здесь мы, прежде всего, сталкиваемся со сложной проблемой восприятия буквы и Духа Писаний. Писание БОГОДУХНОВЕННО, но не «богобуквенно». Оно переведено на сотни языков — нелепо же считать, что каждая закорючка переводчиков (включая и очень неудачные) — напрямую от Бога. Пророчество священных писателей базировалось (и в Библии это многократно подтверждено) на ВИДЕНИИ, а не на ДИКТОВКЕ. (См., например, Библия. Откровение, глава 21. 1 «И увидел я новое небо и новую землю…». Или Библия, Екклесиаст, глава 4. 14 «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета… увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как …» и др.)

Бог открывал картину-видение, а священный писатель, начиная с Моисея, записывал, что видит. Записывал, как умел, по человечески, современным ему языком, современным кругом понятий и значений, под тем углом зрения, под которым показанную картину наблюдал в качестве зрителя.

Таким образом, мы имеем богодухновенные видения, картины и человеческое, земное их толкование, порой весьма осложняющее понимание увиденного свщ. писателем. Возьмите хотя бы Откровение Иоанна Богослова — как трудно пробиться через тернии слов древнего мира, чтобы увидеть в итоге очень узнаваемую в наши дни техногенную картину Апокалипсиса!

Бог, конечно, не призывал, и не мог призывать к душегубству. Но иногда (далеко не всегда, впрочем), свщ. писатель истолковывал констатирующее видение в повелительном наклонении. Например, фразы «тебе суждено победить и уничтожить Х» и «Пойди, уничтожь Х» очень похожи в переложении, хотя обладают очень разным смыслом, если вдуматься. Совершенно очевидно, что очень многие видения будущего, картины явлений, которым предстоит свершиться, воспринимались пророком в качестве прямого указания, прямой речи Бога. И когда видения будущего сбывались в настоящем, они только укрепляли пророка в убеждении, что он правильно понял показанное.

Истина же в том, что Бог — есть жизнь и добро в высшем смысле, и Бог не имеет смерти, не творит зла и разрушений. Но — порой Бог ПОПУСКАЕТ злу и разрушениям быть — в определенных случаях он не вмешивается чудесным образом в естественный ход вещей, давая работать однажды введенным законам естества. Бог иногда чудом отводит беду; но это не значит, что он посылает чудо навстречу любой беде. Чудо на то и чудо, чтобы быть в мире естественных законов редким исключением.

Очень легко спутать попущение Божие (то есть невмешательство — в тех случаях, когда Бог не вмешивается в ситуацию и не выправляет её сверхестественным образом) с волей и действием Бога. Мы и сегодня часто путаемся между допущением и принуждением — тем более это актуально было для древних людей. Многого не понимая, они ставили знак равенства между простой реальностью и выраженной, личностной волей Бога. Переводчики ещё более запутывали этот клубок.

Это — одна сторона вопроса. Другая — почему же все же Бог-Любовь попускал своему избранному народу в иных случаях жестокие дела? И тут нужно быть образованным человеком, нужно хорошо знать современную науку, чтобы не ошибиться в ответе.

Не имей мы сегодня такого замечательного инструмента, как археология — и впрямь бы подумали, что евреи — исключительные выродки рода человеческого, творящие такое, что другим народам и не снилось. Увы, принципы историзма требуют признавать, что любой иной ныне живущий народ совершил никак не меньше насилий и жестокостей, чем библейские древние евреи. Другое дело, что не имея письменности, многие не оставили о том никаких письменных воспоминаний.

Это не значит, что если древние евреи не хуже других, то они непременно лучше других. Это многократно подчеркивает и Библия: «Это от того, что народ мой глуп… они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иеремия 4:22). «Вы крадёте, убиваете, прелюбодействуете, и клянётесь во лжи…» (Иеремия 7:9) «Народ грешный, народ, обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!…ваши руки полны крови (Исаия 1:4,15).

«Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гонятся за мздой» (Исаия 1:23). «От малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо. … Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» (Иеремия 6:13−15).

«Изумительное и ужасное совершается в сей земле: Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ мой любит это» (Иеремия 5:30−31).

«Ибо так говорит Господь Саваоф: рубите дерева и делайте насыпь против Иерусалима: этот город должен быть наказан: в нём всякое угнетение. Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло» (Иеремия 6:6−7).

«Они крепко держатся обмана… не говорят они правды, никто не раскаивается в своём нечестии…» (Иеремия 8:5−6).

«Все они прелюбодеи, скопище вероломных. Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому… Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят; приучили язык свой говорить ложь… Неужели Я не накажу их за это? Говорит Господь… И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей… и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их» (Иеремия 9:2−3,5, 9,11,16).

Приведенные цитаты начисто перечеркивают миф о биологической богоизбранности евреев. В каком же смысле они тогда богоизбранны? Ответ очевиден каждому сколько-нибудь образованному человеку: ОНИ БОГОИЗБРАНЫ КАК МОНОТЕИСТЫ. То есть, как люди, исповедующие единобожие, и противопоставленные — сперва очень малым числом — демонопоклонникам кровавых языческих капищ. Всякий монотеист, единобожник рассматривается Библией как еврей, и наоборот, всякий еврей, переставший быть монотеистом — тут же перестает быть евреем, будь он биологически хоть 100% семит. В этом ключе понятна и соблазнительная притча Евангелия о детях и псах: не биологическая нация, а сообщество верных истинному Богу имеется в виду, когда говорится о «доме израилевом». Да ведь и Израиль — это клич «С нами Бог!», не имеющий, как видим, биоэтнической привязки.

«О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне… эти народы, за ничто Тобою признанные…» (3 Ездры, 6:56−57).

Ясно и отчетливо назван ОБЩИЙ ЕДИНЫЙ ПРАОТЕЦ ВСЕХ НАРОДОВ. О каком же биоэтническом нацизме может идти речь?! Речь идет о племенах сатанистов, которые, давно отпав от истинной веры, по каждому поводу и без повода режут перед своими идолами пленников и младенцев.

Борьба с идолопоклонническим сатанизмом шла не на жизнь, а на смерть, и не только вовне, но и внутри еврейского народа: «Если твои родные призывают тебя поклоняться иным богам… то убей их … побей их камнями до смерти» (Второзаконие 13:6−10)."И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору" (Числа 25:5).

Эти цитаты так же развенчивают миф о биоэтническом нацизме Ветхого Завета. Определенные иудейские секты трактуют его в биоэтническом смысле в наши дни, но это лишено всякой реальной исторической почвы. Речь идет о трудном становлении монотеизма в мире сатанинских практик, так хорошо отраженных в фильме М. Гибсона «Апокалипсис».

Гнев и ярость по тому или иному поводу, вырванные из контекста своего времени, своей обстановки и своих причин часто могут оказываться очень кривым зеркалом для оценки ситуации. Зло вообще любит показывать возмездие без преступления, чтобы вызвать в наивных людях жалость, представить своих адептов невинными страдальцами невесть за что. Любой уголовник на вопрос — «за что сидишь?» — привычно отвечает — «Да ни за что!».

Очень жестоко стихотворение И. Эренбурга военных лет «Убей немца!» («Если немца убил твой отец или брат — это они, а не ты, мстят!» и т. п.) Не зная контекста истории, можно искренне возмутиться фразеологией Эренбурга, и вообще — советских газет 1941−45 гг. Очень прискорбен и вид резни во взятой русскими Казани — если не учитывать, что до того Казань веками уводила русских в рабство.

Вот что пишет о Библии покойный ныне генерал Дубров: «Иудеи уже полностью „съели“ несколько народов мира (Аморреи, Хеттеи, Ферезеи, Хананеи, Гергесеи, Евеи, Иевусеи) и от этих народов больше ничего не осталось, кроме упоминания в Библии. Что эти еврейские истории могут вызывать у других народов? Только ответную ненависть».

Это — речь обиженного ребенка из христианской семьи, где его воспитали в отвращении ко злу и насилию. Ребенка — потому что он по детски наивен. И, конечно же, растеряется, если его спросят в его стиле — а куда русские девали хазар, волжских ногаев, сочинских черкесов и тому подобных амореев? Очевидно — туда же и девали, куда иудеи ханаанеев, и по сходным, думается, причинам.

Земная философская истина заключается в том, что добро — оно только для добрых. И закон — он только для тех, кто его чтит. Если же бездумно нести всем злым добро, то тем самым станешь помогать злу. И если давать пользоваться всеми благами закона беззаконникам — то погубишь и закон, и себя, и все сообщество верных. Помните, как горько сетовал поэт Б. Пинчуков на отношение к террористам: «Судили их — блюли законы; Они ж стреляли без суда…».

Новый Завет Христа Спасителя возвышается над философской истиной, не отменяя её, однако. Снисхождение к злым с добром есть попытка пробудить в злых глубоко зарытую совесть, есть попытка остановить зло СВЯТОСТЬЮ. Но святость — всегда исключение и чудо, законом и естеством она быть не может, да и не обязана.

Святость возвышается над законом в меру личных сил каждого человека, но не отменяет закона. Милость не отменяет справедливости и возмездия. Почему? Потому что милость — добровольна, она — в меру способностей каждого милостивца, в меру его душевной мощи. Принудительная милость к злодею, принятая, как закон — ужасное безумие и чудовищная нелепость.

Именно по этой причине Новый Завет не отменил Ветхого Завета, а пришел исполнить и дополнить. Так высшая математика дополняет арифметику, не отменяя её. Так геометрия Римана дополняет эвклидову, не отменяя её. Так книга Толстого или Достоевского дополняет, но не отменяет Букварь.

Так и благодать выше закона, но не отменяет закон; ибо закон дан нам чрез Моисея и пророков, благодать же от Господа Иисуса Христа.

http://rusk.ru/st.php?idar=50828

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru