Русская линия
Русь ДержавнаяПротоиерей Всеволод Чаплин07.10.2011 

К единству власти, народа и Церкви

На съезде партии «Единая Россия», где я присутствовал в качестве гостя, было оглашено решение о том, что Владимир Владимирович Путин будет выдвигать свою кандидатуру на пост Президента, а Дмитрий Анатольевич Медведев готов стать главой правительства. Глубоко убежден, что озвучивание этого решения в присутствии большого количества представителей разных слоев общества, кстати, не только членов партии «Единая Россия», — это знак открытости государственного руководства к диалогу с народом. А то, что о кандидатуре Путина впервые сказал действующий Президент Медведев, говорит, о благородстве и дружеском духе принятого решения.

Часто считается, что эталон управления государством — это управляемый конфликт, это столкновение партий и кандидатов, их программ и стоящих за ними интересов, это максимально активная политическая конкуренция. Однако православный общественный идеал всегда предполагал предпочтение единства и взаимодействия любым разделениям и борьбе. Это идеал в высшей степени нравственный, укорененный в евангельском учении, предполагающем предпочтение единства любым разделениям. И странам, которые учат нас жить, неплохо было бы обратить внимание на этот идеал и основанную на нем политическую практику.

Да, определенная соревновательность политике не помешает. Ее не стоит ограничивать. Думаю, что в политику должно прийти новое поколение людей, пока не могущих найти себе в ней достаточного применения. Но мы хорошо помним, с какой ожесточенностью велась борьба за власть в 90-е годы и как на этом играли внутренние и внешние деструктивные силы, которым был выгоден хаос, были выгодны крайности политической борьбы, потому что в такой обстановке упомянутые силы получали возможность манипуляций, зарабатывания денег, а по большому счету и возможность ослабления власти себе в угоду.

К сожалению, идеал единства различных слоев общества, единства власти, народа и Церкви, о котором я давно говорю, часто в истории попирался. Мы знаем, что даже в рамках одной царствующей династии власть иногда переходила из рук в руки в результате заговоров и даже убийств. Уж не будем говорить про XX век, в течение которого борьба за власть многократно приводила к столкновению больших социальных групп, а в октябре 1917 года породила систему, пролившую кровь миллионов людей, подвергшую гонениям Церковь Христову и в конце концов погубившую единую страну. Если вспомнить черные страницы нашей истории, можно только благодарить Бога за то, что сейчас верховная власть в стране переходит из рук в руки в мирном, товарищеском, нравственно достойном духе, с улыбкой на устах.

Впрочем, мы хорошо знаем, что озвученное 24 сентября решение вызвало потоки бессильной злобы со стороны небольшой, но шумной и влиятельной части общества. Рад, что какую-то часть этой злобы мне пришлось принять на себя. Было бы хуже, если бы ее в большей степени принял кто-то из ближних.

Но в чем причина этой злобы? Для меня очевидно, что, во-первых, некоторые политические и околополитические круги в очередной раз осознали свое фиаско. По мысли православного публициста Сергея Худиева, эти круги не смогли предложить обществу никакой позитивной программы, никакого плода своих трудов, и теперь, не понимая этого, продолжают обижаться, обвинять и злиться. Что ж, пенять надо прежде всего на себя.

Во-вторых, ожидающийся период стабильной власти смертельно невыгоден для тех сил, которые надеялись на ультралиберальный реванш, на возможность сыграть на противоречиях между двумя наиболее сильными политиками и на противоречиях между различными общественными слоями. Многие из тех, кто надеялся, что вот-вот такая возможность появится и вновь возникнет простор для внутренних и внешних политтехнологий образца 90-х годов, к концу следующего президентства Владимира Путина попросту уйдут из активной жизни — по возрастным причинам или в силу окончательного забвения. Поэтому злоба отчасти объяснима. Но я надеюсь, что, с одной стороны, люди не поддадутся на попытки раскачать и опрокинуть лодку, а с другой стороны, сами упомянутые круги, в которых много неглупых людей, получат новое предложение влиться в позитивную работу и смогут на эти предложения достойным образом ответить.

Церковь, конечно же, призовет людей участвовать в выборах, понимая, кстати, что большинство народа вовсе не желает идти за истерическими предсказаниями новых бурь и потрясений. При этом она, конечно же, будет обсуждать, в том числе обсуждать критически, многие действия власти. Между прочим, на упомянутом съезде «Единой России» я вновь сказал об озабоченности людьми той несправедливостью, которая присутствует и в области межнациональных отношений, и в области экономики. Не надо игнорировать настроений большого числа наших сограждан, не приемлющих экономическую систему, не приемлющих те параметры нынешнего экономического и социального уклада, которые сформировались в 90-е годы. Это не значит, что нужно вернуться в СССР, но это также не значит, что справедливости в нашей жизни не должно стать больше.

Церковь говорила об этом в 90-е и 2000-е годы, будет она говорить об этом и в недавно наступившем десятилетии. Впрочем, ее отличие от радикальных оппозиционеров очень ясное: волнующие людей острые темы она поднимает не затем, чтобы посеять хаос, и не затем, чтобы самой стать властью, а затем, чтобы укрепить единство и работоспособность народа, которые не могут не основываться одновременно на мире и справедливости, честности и милосердии, силе закона и силе любви.

http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=439


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru