Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 08.10.2011 |
Иоанн Богослов — один из четырех учеников Христовых, записавших жизнь и слова своего Божественного Учителя, апостол, который был самым юным из призванных Христом, которого Сам Господь любил более всех за его искренность, за его ответную любовь. Апостол и нас, в основном, поучает своими Божественными словами о любви к Богу и человеку. Иоанн Зеведеев, один из ближайших друзей братьев Петра и Андрея, в числе первых был призван к апостольскому служению. Изначально он пришел к Предтече Иоанну, был его учеником. А когда Господь проходил мимо озера Геннисаретского, где апостолы занимались рыбной ловлей, Он их позвал за Собой: «Я сделаю вас ловцами человеков». Оставивши сети, Иоанн и Иаков, Петр и Андрей последовали за Спасителем.
Самые удивительные события жизни Христа были записаны апостолом Иоанном — он был их очевидцем: Господь в самые важные моменты брал трех Своих учеников — Петра, Иакова и Иоанна. Более того, в Новом Завете мы знаем три Соборных послания апостола Иоанна Богослова, в которых он своим ученикам и всем нам открывает, как необходимо жить, как практически быть христианами, дабы благоугодить Господу Богу. В самые тяжкие минуты испытаний, когда Господь остался один: и ученики разбежались, и народ, которому Он так много благодетельствовал — и кормил, и исцелял, и воскрешал, — отрекся от Христа, рядом остался Иоанн Богослов. Любовь как смерть крепка, и любовь ученика Христова сохранила в нем мужество, решимость и верность любимому Учителю. Именно ему Господь вверил попечение о Своей Пречистой Матери, когда, находясь на вершине человеческих страданий, будучи распятым на Кресте, Он и здесь не забывал про Своих родных; обращаясь к Иоанну, указывая на Мать, Он сказал: «Се, Матерь твоя». Ну, а Матери сказал: «Се, сын Твой». И с этого времени ученик сей, как говорит Священное Писание, взял Ее к себе.
После Успения Пресвятой Богородицы Иоанн отправился на проповедь в Малую Азию, утвердившись в Эфесе, основал христианские Церкви в семи городах, упоминаемых в Апокалипсисе. Во время гонений Домициана Иоанн был отведен в Рим на мучения. Но когда ни яд, ни кипящее масло не повредили ему, Домициан сослал его на остров Патмос, где Господь открыл ему в таинственных образах будущую судьбу семи Малоазийских Церквей и всего христианского мира. Это Откровение ученик изложил в Апокалипсисе. При преемнике Домициана Нероне, благосклонном к христианам, Иоанн возвратился в Эфес и здесь прожил до глубокой старости, служа до последних дней Богу и ближним.
Человек создан Богом для любви, ибо, как говорит апостол Иоанн Богослов в своем Послании, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Он в нем». Любовь — это та платформа, тот язык, на котором человек может говорить с Богом. Но в другом месте святой апостол предупреждает: «Если кто-то говорит, что любит Бога, а ближнего ненавидит, тот лжец и нет в нем никакой правды. Ибо как может человек любить Бога, которого не видит, не любя человека».
Недавно одна из прихожанок рассказала историю, которую, к сожалению, можно видеть каждый день. Возвращалась из подготовительной группы школы с маленькими детьми. Детки маленькие, уставшие, в автобусе все места заняты. Кондуктор, желая проявить внимание и заботу, обратилась к пассажирам, чтобы они уступили место женщине с двумя детьми. А граждане даже ухом не ведут. Сидят женщины, сидят бабушки со взрослыми детьми, сидят мужчины. Один дедушка встал и уступил место. Жуткая картина — сидят такие духовные мертвецы, абсолютно не способные на проявление сочувствия, сострадания и любви. Те слова, которыми Господь обозначал скорое окончание земного бытия, светопреставление или конец света, к сожалению, исполняются в нашей жизни в полной мере. По причине усиления беззакония во многих охладеет любовь. А ведь именно отсутствие любви делает людей равнодушными, неспособными сочувствовать, сострадать, жалеть.
Забота только о себе, о своем, свое эго — в центре жизни. В таком состоянии человек нежизнеспособен. Нежизнеспособен тот, кто не хочет ради ближнего сделать малого усилия. Такой человек не выживет, поскольку все, что созидается, что приносит добрый плод, что умножает любовь, требует жертвы. Нет больше любви, кто душу свою готов положить за ближних своих. Отдать жизнь — величайший подвиг, но начинается он с малого. С готовности встать и выйти из ряда вон, поступиться своим каким-то комфортом, своим «хочу» или, напротив, «не хочу», понудить себя к малому действию любви.
Что делать нам, дорогие мои, как нам жить, чтобы не прийти в жуткое состояние окамененного нечувствия, равнодушия? Надо учиться всегда помнить о Боге, учиться всегда чувствовать Божие присутствие. Так ведь и есть на самом деле — Господь ведь никогда в отпуск не уходит, Он всегда рядышком, всегда готов быть с нами. Хотя бы в ключевые моменты духовной жизни, начав с этого, быть с Богом — например, на молитве или в момент Исповеди. Почему наши молитвы бывают холодны, пусты, рассеянны? Потому что, как правило, мы не чувствуем, что Господь с нами, что именно в этот час или в эти несколько минут Он — Владыка, Господин Вселенной, оставляет все Свои дела и приходит ко мне, чтобы побыть со мною: раз я Его зову, Он приходит. И это должно настолько явственно нами ощущаться — что мы обращаемся лично к Богу, Творцу неба и земли, видимым всем и невидимым, и Он нас слушает. Если мы будем об этом помнить, молитва никогда не будет вялой, пустой, бессмысленной, будет рождать живое чувство.
То же в борьбе с грехами; и прежде всего, касается Исповеди. Неоднократно мы уже говорили, что, как правило, из Исповеди в Исповедь перетекает одно и то же: делал или не делал, нарушал или не нарушал. И оказывается, что человек, произнося эти слова на Исповеди, за них абсолютно не отвечает: сказал и успокоился, и пошел дальше на Причастие. А если, например, в общении с близким человеком я говорю о своих ошибках? Я, например, часто беру чужие вещи, мне это не нравится, — я, наверное, как-то буду с этим бороться. И если в разговоре с другим человеком я как-то обозначил свои ошибки и недостатки, значит, я с ними буду бороться, стараться слово держать. А если я с Богом говорю? Если я Богу обещаю: «вот эта вещь, мне кажется, разрушает наши с Тобой отношения, и я это понимаю», то здесь уже в тысячи раз ответственность повышается. Человек осознанно должен произносить слова покаяния на Исповеди и отвечать за эти слова. А почему этого не происходит? Потому что опять же Исповедь — для многих людей вещь привычная: человек приходит, отчитывается о проделанной работе и спокойненько дальше идет. Нет живого чувства Бога…
Хотя бы в важнейшие эпизоды нашей жизни давайте себе напоминать, что Господь всегда рядом — Он здесь, Он нас слышит, Он нас видит, — и в соответствии с этим знанием будем или молиться, или каяться. Ну, а впоследствии, как пророк Давид говорил: «Я всегда видел Господа перед собою» — это должно распространиться на все направления нашей жизни. Если человек всегда будет помнить о Боге, то, конечно, он уступит место, поднесет старушке сумку, пропустит вперед женщину, закроет собой амбразуру. Ради Бога, ради того, чтобы и в мелочах, и в большем быть верным Ему. Спаси всех Господи.