Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург24.09.2011 

«Он сподобился от Бога нетления..»
25 сентября — память святого праведного Симеона Верхотурского

Совершенное смирение

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII векаСв. прав. Симеон Верхотурский в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную премудрость Сотворившего вся.

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году в возрасте 35 лет и был погребен на меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Тропарь на Перенесение мощей

Днесь радуется славная страна Сибирь, обретши святыя твоя мощи внутрь себе.

Архиереи, священницы и воеводы и весь сонм людский, духовне веселящеся, вопием ти: о, богомудре Симеоне!

Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед, просяще подати всем по коегождо прошению и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла: тем же и мы вси чтем честных и многоцелебных мощей твоих обретение, новый целебниче, и вопием: слава Давшему тобою всем исцеление.

На поклон к святым мощам

Спустя 50 лет после погребения сего угодника, гроб праведника стал восходить от земли с нетленными его останками. Вскоре от мощей праведника стала истекать благодать исцелений, и это окончательно убедило меркушинцев в святости погребенного здесь человека.

В декабре 1695 г. митрополиту Игнатию, возвращавшемуся после освящения двух храмов в Пелыме, доложили о вышедшем в Меркушине из земли гробе — не угодно ли будет Преосвященному освидетельствовать гроб и дать о нем решительное определение? Вследствие сего митрополитом были посланы в Меркушино игумен Исаак, ключарь тобольского собора иерей Иоанн и другие священнослужители с приказанием открыть гроб и останки погребенного в нем. Иереи отвечали, что при открытии восходящего от земли гроба чувствовали благоухание и видели в этом гробе христианское тело, его глава, перси, руки, ребра, стан и ноги — все в целости, и кожа к костям прильнула. Ответ игумена Исаака со спутниками о нетленных останках праведного изумил митрополита. И когда он размышлял о них, недоумевая, как судить о том, вдруг почувствовал боль в левом глазу; сначала думал, что боль произошла от простуды. Но потом пришло ему на мысль, что это произошло от того, что сам не хотел идти свидетельствовать святые мощи. В молитве он просил: «Помилуй мя, Господи, и исцели око мое! И ты, праведниче, прости и не гневайся на меня! После Литургии имею видеть тебя и благодать, данную тебе от Бога, происходящую нам обильно от честных мощей твоих». И едва он успел выговорить сей обет, как в тот же час болезнь глаза его утихла. 18 декабря 1695 года митрополит Игнатий совершил Литургию в Михаило-Архангельской церкви, после заамвонной молитвы и псалма «Благословлю Господа» преподал народу пространное слово и совершил торжественное шествие ко гробу праведного. Митрополит благоговейно освидетельствовал св. мощи; указуя на них, Преосвященный произнес: «Это точно некоторый новый святый, как Алексий или Иона, митрополиты Российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы, сподобился от Бога нетления!».

После сего митрополит Игнатий подошел к собравшемуся народу и спросил, не знает ли кто имени погребенного здесь праведника, а также и о житии его? Но никто не мог назвать имя погребенного. Митрополит Игнатий предложил собравшимся усердно молить Господа, чтобы он открыл имя новоявленного праведника, обещая в то же время тоже возносить молитвы Богу. Дорогой Игнатий не переставал молить Господа об открытии имени праведника, и Господь услышал его молитву. Отъехав верст 7 от Меркушина, Владыка заснул и увидел следующий сон: стоит перед ним народ и рассуждает об имени новоявленного праведника. Вдруг из толпы раздается голос: «Симеоном зовут его!» От этих слов митрополит в великой радости проснулся. Приехав в Верхотурье, Игнатий остановился в Николаевском монастыре и рассказал о своем сне архимандритам Сергию и Александру, игумену Исааку. Выслушав рассказ иерарха, настоятели пришли к заключению, что видение сие есть Божие Откровение. Владыка повелел именовать новоявленного угодника Божия — Симеоном. Совершив освящение соборного храма в Верхотурье, митрополит Игнатий отбыл в Тобольск и на пути снова заехал в село Меркушино, сопровождаемый многими как духовными, так светскими высокопоставленными лицами. Преосвященный снова освидетельствовал мощи праведного Симеона, он и все присутствовавшие приложились к мощам. После описанных событий мощи праведного Симеона ознаменовались целым рядом чудотверений и исцелений.

Но недолго мощи праведника находились в селе Меркушине. По желанию и просьбе жителей г. Верхотурья и по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского), с подобающей честью были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь 12 сентября 1704 г., при огромном стечении богомольцев положены были в монастырскую деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С этого времени начали праведного именовать «Верхотурским».

В селе Меркушинском над могилою Симеона Праведного была устроена деревянная часовня. В 1808 г. она была выстроена каменной. В 1883 г. причт и прихожане меркушинской церкви стали ходатайствовать перед епархиальным начальством о разрешении устроить над могилой святого каменную церковь, разрешение было получено. В 1886 г. епископом Екатеринбургским и Ирбитским Нафанаилом Симеоновский храм был освящен. Одновременно был пристроен коридор, соединяющий его с Михаило-Архангельским храмом. Источник чистой воды, истекающий из могилы праведника, притягивал паломников после переноса мощей святого. И по сей день богомольцы посещают могилу праведного Симеона в с. Меркушине, служат молебны, читают акафисты, молятся, берут с собой землицы с могилы праведного, воды из источника, ибо и земля, и вода имеют чудотворную силу.

Ежегодно 12 сентября (ст.ст.) в Свято-Николаевском монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память. С начала XVIII в. Верхотурские монахи вели записи о чудесах Симеона, собирали свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи и материалов проверок в монастыре было составлено «Житие святого и праведного Симеона Верхотурского Чудотворца». За составление «Подробного сказания о жизни и чудесах святого праведного Симеона Верхотурского» взялся инспектор Пермской, а позднее ректор Рязанской Духовной семинарии архимандрит Макарий, и в 1857 г. он получил дозволение Святейшего Синода опубликовать свой труд тиражом в 3100 экземпляров. В мае 1858 г. архим. Макарий передал Верхотурскому Николаевскому монастырю право на дальнейшую публикацию. А первым автором тропаря и кондака преподобному Симеону был митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, ему же принадлежит описание открытия мощей в 1694 году.

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51949


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика