Русская линия | Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) | 22.09.2011 |
В подтверждение своих слов владыка привел пример: «Сегодня русская молодежь начинает подражать кавказцам — перенимает их манеры поведения и общения. Это говорит о том, что произошел страшный перекос в сознании людей, в их взаимоотношениях. Во все времена люди пришлые, приезжие старались каким-то образом вписаться в окружающую действительность, ассимилироваться путем изучения языка, местных традиций, с уважением относились к тем обычаям, которые существовали у местного населения». «А сегодня все происходит наоборот, потому что русские люди разобщены и в массе своей, к сожалению, безбожны», — посетовал архипастырь.
Указывая на вторую «причину обострения», владыка Лонгин отметил, что «в жизнь приходит поколение людей, которое никто не приучал даже к тому варианту „дружбы народов“, что существовал при советской власти».
Но дружба народов, по мнению владыки, была довольно условной — «в основном за счет секуляризации и взаимного отказа от традиций». «И если с распадом СССР „малые“ народы очень быстро и сознательно вернулись к своим национальным и религиозным традициям и ценностям, которые цементируют тот или иной народ, то у русских людей этого не произошло. Такое впечатление, что у русского народа вынули хребет и он остался без внутреннего каркаса».
Однако и восстановление национального самосознания архипастырь поставил под сомнение, ведь оно проявилось в искаженном, исковерканном варианте — оно «направлялось определенными силами на поиск внешнего „врага“, на борьбу с ним». «Естественное стремление народов к восстановлению национального самосознания было использовано этнократией, которая и сегодня находится у власти во многих регионах с односоставным по национальности населением, в узко утилитарных интересах» — отметил владыка.
В вопросе нормализации межнациональных отношений, «очень многое зависит от власти, от того, насколько она готова заботиться о благе своих подданных», считает епископ Лонгин. «Если властью делается недостаточно, то в обществе возникает напряжение, по самым разным поводам. А если общество многонационально — то рано или поздно это напряжение выплескивается именно в форме межнациональных конфликтов. Поэтому наличие или отсутствие конфликтов, а главное, их грамотное преодоление и предотвращение зависит, в первую очередь, от действий власти».
«Конечно, роль Церкви здесь тоже велика, — продолжил архиерей. — Давайте посмотрим: много ли вы встречали воцерковленных православных христиан, которые были бы активными участниками или, не дай Бог, инициаторами межнациональных конфликтов? Я думаю, что таких примеров нет. Все зависит от того, насколько адекватно мы передаем то учение, ту веру, которую исповедуем».
Возможности религиозных лидеров, по словам владыки Лонгина, очень четко соотносятся с их влиятельностью, с количеством верующих людей. «Понимаете, очень плохо, когда люди устраивают пьяную драку с поножовщиной, а потом мы слышим: „Вот, мусульмане режут православных!“, — или наоборот. Но ведь люди эти — вовсе не „мусульмане“ и не „православные“. Для тех, у кого не существует понятий о вере, не будет авторитетным и мнение религиозных лидеров. Поэтому, я думаю, всеобщее религиозное воспитание могло бы помочь заполнить в человеке ту нишу, которую должна занимать вера в Бога. Иначе пустоту заполняют или псевдорелигиозные суррогаты, или политизированные идеологии, с помощью которых кто-то пытается решить свои собственные политические и коммерческие проблемы, или просто агрессия и невежество».
«Власть также должна перестать бояться слов „национальное самосознание“. Посмотрите: сегодня русские ребята не могут ответить на элементарные вопросы по отечественной истории. Ребенок должен иметь представление, кто он, где родился, чем жила и живет его Родина. Ему необходимо иметь иерархию ценностей, которая позволила бы ему остаться человеком. В этом смысле любовь к родной земле легче всего воспитать там, где есть любовь к Богу и людям», — заключил архипастырь.
Русская линия