Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года — величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых. Токи духовной преемственности, нисходящие к нам от небывалого в истории сонма наших «свидетелей», ныне торжествующих со Христом, вопреки скверне окружающего нас падшего мира, вселяют в нас смиренную и в то же время дерзновенную надежду. Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся — не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов «мира сего». Пример тому — небывалые чудеса и исцеления от простой бумажной иконки святого царя Николая, ставшие ныне уже несомненной и славной страницей в новейшей истории русской Церкви. Икона царя-мученика написана русским художником Павлом Тихомировым в США. В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из литографий попала в Рязань, где в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Оформленная в раму и кивот ксерокопия была подарена рабу Божию Олегу 15 марта 1998 года. На иконе образ царя-мученика Николая II в великокняжеском одеянии со скипетром и державою в руках. В верхних углах иконы два клейма: Иова Многострадального, день памяти которого является днем памяти Николая II, и святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя государя. Под образом в овале слова: «Сия святая икона писана к прославлению царя в России». 6 сентября 1998 года икона заблагоухала в Сретенском монастыре Москвы. По благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая (Гурьянова) с острова Залит и Валаамского старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова) она переносилась из храма в храм для поклонения верующим. Благоуханная икона благочестивого царя-мученика посетила различные храмы и монастыри свыше двух десятков епархий. От этой иконы за последнее время было множество чудес. Но, пожалуй, самое известное и славное из них — это чудо схождения благодатного огня на престол 15 февраля 2000 года в соборе Свято-Иверского мужского монастыря Одессы, когда там пребывала эта икона. Иеромонах Петр (Голубенков), служивший в этот день, так рассказывает об этом событии. «Когда я закончил причащать людей и со Святыми Дарами вошел в алтарь, после слов: „Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое“ на престоле (на дискосе) появилась вспышка огня. Я поначалу не понял, что это такое, но потом, когда разглядел этот огонь, было невозможно описать той радости, которая охватила мое сердце. Сначала я подумал, что это — кусочек угля от кадила. Но этот маленький лепесточек огня был величиной с тополиный листок и весь белый-белый. Потом я сравнивал белый цвет снега — и невозможно даже сравнить — снег кажется сероватым. Я подумал, что это искушение бесовское такое бывает. И когда отнес чашу со Святыми Дарами на жертвенник, возле престола никого не было, и многие прихожане видели, как лепестки Благодатного огня рассыпались по антиминсу, затем собрались воедино и вошли в напрестольную лампаду. Свидетельство того чуда схождения Святого огня продолжалось в течение дня…» («По молитвам святого царя» (Новая книга. Ковчег. 2000). Из серии «Чудеса царственных мучников», вып. 5). С. 41−42.) Другое известное чудо, связанное с изображением святого царя, — появление его образа на покрытой известью стене в алтаре Боголюбского собора города Владимира, вызвавшее массовые паломничества православных. Фотография этого образа приведена, например, в книге «Православные чудеса в ХХ веке» («Православные чудеса в ХХ веке». Свидетельства очевидцев. Книга 3-я. (М., Паломник, 2001)). Чудотворный образ, с которого мы начали наш рассказ, время от времени источает благоуханное миро. Мироточение особенно усиливается во время богослужений перед иконой. Девять исцелений от различных болезней было зафиксировано за период с 1998 по 2000 год (то есть в то время, когда государь еще не был официально канонизирован, и шла борьба за эту канонизацию, встречавшая бешеное сопротивление безбожных, либеральных сил (вплоть до прямых кощунств). Только за время пребывания иконы в Тульчино-Брацловской епархии в июне 2000 года произошло четыре исцеления. Рапорты об этих случаях исцелений были переданы священноначалию. Вот рассказ одной из исцеленных. «Меня зовут Ободовская Наталья Сергеевна, год рождения 1981, 16 октября, проживаю в Одесской области, г. Ананьеве, по улице Независимости д. 26, кв. 4. В мае 2001 г. я попала в автомобильную катастрофу. Мотоцикл, на котором мы ехали, столкнулся с машиной. Я вылетела и упала животом на бордюр, в результате чего у меня произошёл полный разрыв поджелудочной железы, разрыв печени, сотрясение мозга, перелом челюсти. В г. Первомайске Николаевской области мне сделали сложную операцию, и через несколько дней я была госпитализирована в г. Киев в клинику Шалимова. 12 суток я провела в реанимации. Больше месяца ничего не ела и не вставала с постели, шансов на выживание врачи мне не давали. Но они боролись за мою жизнь и на осень назначили вторую операцию. Летом к нам с крестным ходом прибыла икона царя-мученика. Отец Иоанн (ныне покойный) благословил меня сидеть возле иконы, поскольку я не могла стоять, и поставить за ней масло, которое я потом принимала. И вот по молитвам и заступничеству царя — мученика я исцелилась, правда осталась небольшая послеоперационная грыжа…» При рассказе девушки присутствовала её мать, которая и подтвердила его правдивость. Аналогичный случай произошел в Приднестровье, в городе Рени, во время пребывания там чудотворной иконы. Последним храмом города, который посетила икона, был Свято-Георгиевский кладбищенский храм. Все это время образ сопровождало дивное благоухание. В день пребывания иконы в городе, благочинный Ренийского округа протоиерей Илия Манита официально, в присутствии духовенства благочиния, объявил о своем чудесном исцелении после молитвы царю — мученику. Долгое время отец Илия страдал от болезни поджелудочной железы (панкреотита). Утром этого дня, перед встречей иконы, его одолел приступ нестерпимой боли. Священник не мог ни сидеть ни стоять. До этого он сомневался в святости царя и его семьи, но тут в душе его неожиданно возникло желание помолиться государю. Как только он произнес имя царя-мученика, боль мгновенно исчезла. Это очередное свидетельство исцеления было зафиксировано на видеопленку Виталием Атанасовым. Подобные случаи к настоящему времени исчисляются многими десятками, причем большинство из них запротоколированы официальной церковной «Комиссией по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви», выпускающей свои сборники, посвященные этим явлениям (См.: «Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах». (Вып. 1 — М., 2000)). Для подробного изложения чудес, происходящих только от царских икон, приход московского храма святителя Николая в Пыжах издал уже пять сборников общим объемом более шестисот стандартных страниц. Надо сказать, что мироточения и обновления икон носят в настоящее время массовый характер, сравнимый лишь с тем, что происходило в нашей Церкви в 20-е годы прошлого столетия. Особую известность получили эти чудесные явления в Ивановской епархии. Мало кто знает, что св. миро, которое появляется в результате мироточений, было подвергнуто химическому анализу (о чем также имеется соответствующим образом заверенное научное заключение). Результаты исследования были поистине сенсационными. Ученые выяснили, что, во-первых, вещество, называемое миром, обладает двумя взаимоисключающими свойствами — жира и эфира (спирта), и, стало быть, такого вещества в природе просто не существует, а, во-вторых, спираль ДНК у него развернута в обратную сторону, что вообще невозможно с точки зрения известных науке природных закономерностей. Как же следует воспринимать все эти многочисленные чудеса с точки зрения православного сознания? В Священном Писании отмечены два принципиально важных момента в оценке чудес. Во-первых, чудеса представляются как «явление силы», которое Бог осуществляет через Своих служителей, о чем прямо говорится в проповеди св. апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2, 22). Во-вторых, Сам Господь Иисус Христос видит в чудесах действенное знамение победы Божией на сатаной. (Лк. 10, 17−20; 11, 18−19). Чудеса — всегда настойчивый призыв Божий к покаянию. Господь говорит, что во многих городах явленные Им чудеса своей цели не достигли, и предрекает горькую судьбу этим городам. (Лк. 10, 13−15). Чудеса — также знамения пришествия Царствия Божия. (Лк. 11, 20). Наконец, через чудеса осуществляется замысел Божий о последних временах. (Лк. 7, 19−23). Господь говорит, что чудеса являются знамениями, смысл которых человек может постигнуть только глубиной веры. Враги Христовы далеко не всегда оспаривают реальность чудесных исцелений, совершенных Им. (Хотя наши нынешние либералы от христианства доходят и до этого, соперничая в этом кощунственном неприятии Божиего промысла с печальной памяти Емельяном Ярославским и К). Они, как правило, отвергают только то истолкование, которое дает чудесам Сам Господь, говоря, что он изгоняет бесов силою веельзевула (Мк. 3, 22). Слово Божие говорит нам, что веровать во Христа — не значит просто признавать, что Он совершал потрясающие чудеса — это неоспоримый факт, как неоспоримый факт то, что предстательством св. царственных мучеников совершаются многочисленные исцеления и подается чудесная божественная помощь в трудных житейских обстоятельствах или то, что икона царя-мученика благоуханно мироточит. Веровать во Христа Бога, «дивного во святых Своих», и веровать во святых Его — значит услышать и принять то истолкование, которое Христос и Церковь дают этим чудесным знамениям. Полное и подлинное понимание этого дается только благодатно — Духом Святым, только Церкви и святым ее. Протоиерей Александр Шаргунов в своей проповеди, произнесенной на конференции «Христианство — 2000» в г. Самаре 16−18 мая 2000 года, говорил: «Слово Божие ясно говорит нам, что предупреждения о конце времен даются для того, чтобы мы увидели, что Бог сподобляет Свою Церковь великой милости и чести — быть причастной тем испытаниям, которые Он прошел. Это край бездны, последний рубеж, и Сам Бог, Победитель ада и смерти, попускающий злу раскрыться до конца с тем, чтобы сокрушить его до конца, стоит со Своими. Потому утешайте друг друга этими словами, говорит нам Церковь. Мы должны делать то, что можем, в послушании слову Истины, и Бог довершит остальное. Он еще может спасти наш народ, и это может, веруем, произойти участием в том, что происходит с нами, царственных мучеников и всех новых мучеников и исповедников Российских, и нашим участием в том, что они совершили. Но если и весь мир будет охвачен духом обольщения и погибели, все верные тайне Креста и Воскресения Христова не должны терять радости о Господе, который говорит: «Поднимите головы ваши, ибо избавление ваше приближается» (Лк. 21, 28).