Студия «Православное видео» прихода московского храма Всех Святых что в Красном селе, совместно с Фондом памяти брата Иосифа Муньоса (Jose Munos Memorial Fund), выпустила в свет видеокассету «Брат Иосиф» о принявшем в последний день октября 1997 года в Афинах мученическую кончину хранителе мироточивой Иверской Монреальской иконы Божьей Матери. Фильм обращен в основном к верующим христианам, но будет интересен и для всех, кто сохранил чуткость к духовной стороне жизни. Брат Иосиф еще не канонизирован Русской Православной Церковью — ни Зарубежной, к которой он принадлежал как мирянин, ни Российской. Так быстро такие вещи не делаются. Но в сознании большинства воцерковленных людей он бесспорно является святым, и кое-где уже написаны его иконы с нимбом. В его святости действительно трудно усомниться, учитывая и обстоятельства его жизни, и явное чудо, произошедшее на сороковой день его кончины, когда воткнутые в снег свечи, которые диакон не мог зажечь из-за сильного ветра и снегопада, вдруг загорелись сами собой и догорели под метелью до самого конца. Иосифу Муньосу не удалось побывать в России, хотя он мечтал об этом. Он уповал на то, что Икона приведет его на русскую землю, но этого не случилось. При жизни ему побывать в России не было суждено. А после того, как Господь взял его к себе, он побывал в ней, и это наглядно показано в фильме, который можно было бы назвать и так: «Брат Иосиф посещает Россию». Просветив и исцелив своей иконой тысячи людей на Западе, он принес благую весть и русскому народу — на этот раз с экрана. Эта весть заключается в следующем: не отчаивайтесь. Небесная Отчизна ждет вас, вы просто отгородились от нее своей искусственной техногенной цивилизацией. Милая отчизна, о которой тоскует ваша душа, существует бок-о-бок с вами и ждет вас, увлекшихся поисками ложных сокровищ. Она реальна, эта Отчизна, и ее отблески и проекции есть и на земле. Через них-то брат Иосиф и шел в Россию, и последним этапом этого пути, на котором он побывал еще в теле, был греческий православный монастырь на острове Андрос, о котором он сказал: это рай на земле. Вернувшись с Андроса в Афины, брат Иосиф был замучен сатанистами, для которых святость невыносима. Сначала он невидимо посетил Оптину Пустынь — тоже рай на земле, — и тамошние монахи ощутили это настолько отчетливо, что даже заказали живописцам его икону, которая сразу же замироточила. Похоже, Муньос ждал этого свидания, ибо незадолго до смерти принял тайный постриг с именем Амвросий в честь знаменитого оптинского старца XIX века. И уже во время съемок фильма, весной двухтысячного года, он явился духом в Красном селе в Москве: во время разговора о нем, когда один из собеседников, держа фотоснимок с его иконы в руке, произнес слова: «Я глубоко убежден, что Иосиф Муньос сейчас нас слышит», миро буквально потоками потекло по фотографии… Этот фильм-свидетельство замечателен еще и тем, что он создан в результате тесного творческого сотрудничества представителей тех двух ветвей Русской Православной Церкви. Пока на околоцерковном и чисто политическом уровне разжигается распря, иногда провоцирующая на резкие заявления даже архиереев, «среднее звено» в лице настоятеля храма Иоанна Предтечи в Вашингтоне и настоятеля храма Всех Святых в Москве сняли прекрасный видеофильм о том, кто всегда считал паству Московской Патриархии и паству Православной Русской Церкви Заграницей единым «малым стадом», которое не должно ничего бояться, в частности и той клеветы, которая выливается на обе ее части. Посмотрев этот фильм, задумываешься о проблеме «религия и кинематограф»; о том, совместимы ли эти понятия, и если да, то каким должно быть православное кино. По этому поводу вспоминается ответ Льва Толстого на вопрос, как надо писать для детей: «Как для взрослых, только лучше». Фильм о Боге и о потустороннем мире должен использовать те же художественные средства, которые употребляются в фильмах об этом мире, но применять их с большим вкусом и тщательностью. Когда-то светская культура отпочковалась от церковной и, развиваясь в автономном режиме, достигла больших высот в совершенствовании формы, а церковная культура в период безбожия не была востребована и пришла в упадок. Теперь ей настало время поучиться кое-чему у своей дочери. Думается, лента «Брат Иосиф» служит хорошим примером, как надо это делать. Кассету можно приобрести в магазине храма Всех Святых в пяти минутах ходьбы от метро «Красносельская» и в лавке Сретенского монастыря: Большая Лубянка, дом 19.