Русская линия
Радонеж Алексей Харитонов15.09.2011 

Билайн, warhammer и безалкогольный шнапс

«Доктрина 77» — выступление известного актера и запрещенного в служении священника Ивана Охлобыстина — вызвала довольно живую реакцию. Если успех актера измеряется степенью внимания, которое он привлекает, то выступление оказалось очень успешным. Если измерять успех степенью одобрения — то не слишком. В интернете и СМИ были голоса в поддержку Охлобыстина, но, похоже, большинство оценок носили негативный характер. Актера даже сравнивали с Гитлером и Антихристом.

Оба сравнения, строго говоря, несправедливы — но нам стоит подумать о том, что их вызывало. Гитлер — каким его запечатлела Лени Рифеншталь в «Триумфе воли» — образец эгоманьяка; его речь на партийном съезде состоит из восхваления себя и перечисления благодеяний, которые он оказал германскому народу. Охлобыстин, слава Богу, от этого далек. Но несправедливость сравнения сама по себе не должна скрывать того тревожащего факта, что в выступлении артиста просматривалось — осознанное или нет — подражание псевдомессианской тоталитарной эстетике.

Вождь, восходящий на возвышение (в виде срезанной пирамиды, что тоже интересно), чтобы бросать в толпу зажигательные, воодушевляющие речи о борьбе и победе, великом предназначении и громадных планах, ноже в руке и славной смерти — это все мы проходили, это все нам задавали. Конечно, это все игра — артист вовсе не собирается вести толпу ни на какую войну, а толпа не собирается идти — но это игра именно в это. Безалкогольный шнапс, попытка пережить нюрнбергский экстаз без нюрнбергского похмелья.

Сам термин «Империум», позаимствованный из игры Warhammer, подчеркивает эту сыгранность — круто, сегодня мы играем в Империю, в великих воинов и учителей. Тариф билайна «Доктрина 77» добавляет этого ощущения ненастоящести.

Можно ли играть в такие вещи? Лучше бы не надо, это не для игры, но главная беда в том, что выступление артиста разрушает грань между игрой и серьезным миром. Когда люди наряжаются эльфами и гоняют по лесам орков — в этом нет ничего ужасного, пока они четко отличают игру от реальности. Человек, который начинает всерьез воспринимать себя как эльфа, находится на довольно опасном пути. Опасно принимать игру за реальность — но есть вещь еще более опасная — принимать реальность за игру.

И вот тут, наверное, можно высказать наиболее серьезный упрек Ивану Охлобыстину. Политик занимается очень серьезным делом — на нем лежит ответственность за жизнь и благополучие людей. Священник занимается делом еще более серьезным — он отвечает перед Богом за их вечную жизнь и вечное благополучие. Смешивать выступление артиста разговорного жанра, в котором игра и даже некоторое фиглярство вполне на своем месте, с выступлением политика, или, тем более, проповедью священника неуместно.

Тем более, что если рассматривать это выступление как выступление политика, оно оказывается довольно безответственным, а если как проповедь — то, мягко говоря, неортодоксальным. Как понимать слова, что «Бога можно постичь только по его творению, сути окружающего нас мира»? Разве Бог не открыл Себя в Господе нашем Иисусе Христе (Имя, которое нигде не появляется в выступлении Охлобыстина), разве Христос не основал Церковь, которая верно хранит и возвещает Его слово?

Впрочем, в выступлении артиста есть и совершенно здравые фразы. Например, «Первое, о чем должен заботиться разумный человек, так это сохранение чувства реальности. Потеря этого чувства направляет нас по пути ложному и губительному». С этим невозможно спорить. Это совершенная истина. Хотелось бы, чтобы ее осознал не только Иоанн Охлобыстин — которого некогда можно было назвать отцом Иоанном. В самом деле, одно из несчастий нашего времени — превращение всего в шоу, в развлекуху, неспособность серьезно говорить о серьезных вещах. Однако Православие — это серьезно. И Россия — это серьезно. Есть вещи, которыми не играют.

http://www.radonezh.ru/analytic/15 024.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru