Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина29.01.2004 

СТРЯХНУТЬ ПЫЛЬ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19−26 января. — Крещение Господне. — Политическое купание. — Православное единство. — Покончить с внешним управлением. — Дискредитировать монастырь. — Провокация и ложь. — Вера — не музейный экспонат.

19 января, в понедельник, Русская Православная Церковь отметила одно из величайших событий в истории христианства — Крещение Господне. В сообщении сайта «Регионы России» кратко изложена история вспоминаемого в этот день события: «в возрасте 30 лет Иисус из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи. Евангелие сообщает, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него: „И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“. Так миру была явлена Пресвятая Троица… Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением».
В другой информации этого же портала отмечено, что христиане празднуют Крещение Господне еще с апостольских времен: «Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл».
На сайте Казанской епархии подробно рассказывается о богослужении в праздник Крещения Господня: «Его особенность — великое освящение воды. Православная Церковь совершает великое освящение воды дважды — накануне праздника (в навечерие) и в сам праздник Крещения; благодать освящения подается одна и та же. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в этот день; в самый же праздник — собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви „великой агиасмой“ — великой святыней. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение…. Святость этой воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время остается свежей и неповрежденной».
Накануне праздника, 18 января, и в сам день Крещения во всех православных храмах прошло Великое освящение воды. «В Храме Христа Спасителя его совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй», — сообщает сайт «Вести».
О том, как совершается Великое освящение воды, рассказывает сайт «Регионы России»: «В чин Великого освящения воды входят тропари и стихиры, ветхозаветные паремии, чтение Апостола и Евангелия. Поднявшись по лестнице к вершине большого сосуда со специальной системой циркуляции воды, при пении Крещенского тропаря предстоятель совершил троекратное погружение Честнаго и Животворящего Креста в воду. Затем Патриарх Алексий окропил народ Божий освященной водой». Там же можно прочитать и слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сказанное им по окончании богослужения.
Как сообщает «Эхо Москвы» в Санкт-Петербурге «издавна в Крещение освящалась Нева». В этом году традиция освящения Невы возрождается, также было «освящено озеро Разлив».
О том, как проходит праздник в Спасо-Преображенском монастыре на Валааме рассказывает репортаж «Вестей». А на официальном сайте Украинской Православной Церкви можно узнать о том, что «в день Богоявления освящались воды Черного моря». Как сообщает «Российская газета» в Воронеже за купанием в прорубях следили сотрудники МЧС: «Особую тревогу силовых структур вызывала толщина льда на водохранилище — этой зимой ледяной покров довольно тонкий». Однако, как отмечает корреспондент Антон Иванов, все обошлось без эксцессов.
На сайте «Мир религий» говорится о том, что «в древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления крещение оглашенных». Автор газеты «Труд» Александр Королев в статье «…И еще более очищайтесь» рассказывает о значении праздника: «В праздничных проповедях священники напоминали верующим, в частности, «крещенское» поучение святого Григория Богослова: «Будьте совершенно чистыми и еще более очищайтесь, ибо ничему так не радуется Бог, как исправлению и спасению человека: для этого — всякое слово и всякое таинство». Крещение, говорил святой Григорий, есть завет с Богом о вступлении в новую жизнь и о соблюдении большей чистоты. Диавол бессилен перед человеком, принявшим крещение: он отступает от него, как некогда отступил от Христа, «первого Света».
По мнению корреспондентов сайта «Религия в гражданском обществе», «Крещение для российских политиков стало поводом продемонстрировать собственную религиозность». О традиции купания в крещенских прорубях, в том числе и российских политиков, статья Надежды Кеворковой «Окунулись» в «Газете». Говоря о свойствах святой воды, автор приводит слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что «крещенская вода — это святыня и что употреблять ее следует «для исцеления и для укрепления душевных и телесных сил нас и наших близких и родных». Однако далее отмечает Надежда Кеворкова, «окунаться в прорубь — дело добровольное. Но именно прорубь привлекает все больше участников и становится делом государственным».
О традиционной поездке сестер Гефсиманской обители в Иерусалиме в Галилею к истоку Иордана рассказывается на официальном сайте Русской Православной Церкви заграницей: «Как известно, место крещения Спасителя в Вифаваре близ Иерихона находится на военной израильской зоне и открыто для православных лишь раз в году в крещенский сочельник…. В этом году разделить с нами богоявленское торжество приехал из Германии Архиепископ Марк…. Владыка совершил чин водоосвящения в сослужении иеромонаха Никона. Пели сестры двух обителей. Над водой вместо голубя летали белые чайки».
На сайте «Православной газеты» опубликован материал «О святости крещенской воды». В ней рассказывается об освещении воды, а также поясняется, для чего освящается вода и как после этого она должна хранится и употребляться.
Статью протоиерея Максима Козлова «Тайна явления Бога» о празднике Крещения можно прочитать на сайте «Богослов.Ru». В числе прочего, о. Максим отмечает: «В одной из церковных стихир этого праздника поётся: «Днесь вод освящается естество». И освящается не только вода, но и весь окружающий нас тварный материальный мир, а вода лишь как самая чистая, прозрачная его стихия. И то, что прежде было или казалось нейтральным и внешним по отношению к человеку, а иной раз опасным и бурным, становится преображённой Богом, животворящей, чудесной, напояющей, утешающей, освящающей и омывающей нас стихией, становится не просто физической материей, но теми водами, в которых мы возрождаемся в купели Крещения для вечной жизни. И это есть залог того будущего преображенного состояния мира, который увидят праведники, когда по Втором пришествии Бог будет «все во всем» (1 Кор. 15, 28) и когда не будет уже ни молекулы, ни атома, которые не были бы преображены, изменены и восстановлены Божественной благодатью. И как напоминание о действительности этого Божиего обетования, ныне изымается из естественного течения физических законов освящаемая во дни Крещения Святая вода. Она не подвержена присущим обычной воде процессам распада и гниения… Крещенская вода есть одно из, наряду со множеством других, свидетельств неотмирной природы Церкви. Церковь Божия уже здесь на земле причастна Церкви Небесной».
Другой темой прошедшей недели, прозвучавшей в СМИ, стали слова Патриарха Московского и всея Руси Алексий о необходимости «скорейшего проведения Великого Собора Православных Церквей». Как цитирует РИА «Новости», Патриарх Алексий убежден в том, что «в наше время необходимо укреплять православное единство — это настоятельное требование времени». «При этом Патриарх Алексий высказал сожаление, что «подготовка к Святому Великому Собору Православных Церквей не осуществляется, хотя на нее было потрачено много сил в 60-е годы». Об этом же сообщает НТВ, «Страна.Ru» и «Newsru.com».
Эту же проблему Патриарх Алексий обсуждал и с Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII, который прибыл в Москву 20 января. Как сообщает «Newsru.com», «Петр VII — 115-й предстоятель древнейшей христианской церкви, основанной в первом веке на севере Африки апостолом и евангелистом Марком. Он был избран на престол в 1997 году. Главной задачей Александрийской церкви всегда была миссионерская деятельность среди африканских народов. История взаимоотношений православных церквей России и Африки уходит в глубь веков, традиционно их связи отличались взаимопониманием и сотрудничеством. Петр VII уже посещал Россию в 1999 году в связи с открытием представительства Александрийской церкви в Москве». В материале Марии Свешниковой, автора «Страны.Ru», содержится подробный экскурс в историю Александрийской Православной Церкви.
21 января в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII ответили на вопросы журналистов. Текст их ответов приводит «Седмица.Ru». В частности, говоря о единстве православных народов, Патриарх Петр VII отмечает, что Александрийский Патриархат заботится о миссионерском служении на Африканском континенте, но при этом «не навязывает другим свою веру, не занимается прозелитизмом».
Патриарх Алексий, отвечая на вопросы журналистов, рассказывает о предстоящем Очередном Всемирном Русском Народном Соборе, который состоится 3−4 февраля в Троице-Сергиевой Лавре и в Свято-Даниловом монастыре: «тема Собора — «Россия и православный мир». Международное межправославное взаимодействие, вызовы динамично меняющегося мира, происходящие в разных регионах конфликты, угрозы терроризма и экстремизма, — все это побуждает нас думать о месте России в мире, о ее роли как одного из центров православной цивилизации».
С Патриархами — Всея Руси Алексием и Александрийским Петром VII, встретился президент России Владимир Путин — сообщает сайт «Первого канала». Подробно на этой теме останавливаются авторы «Независимой газеты» Олег Недумов и Даниил Щипков в материале «Президент встретился с патриархами». По мнению авторов, «не исключено, что Путин обсуждал с ними вопрос о созыве Всеправославного Собора». При этом — собственно фамилия Путина в материале нужна, видимо, исключительно для привлечения читательского внимания к проблеме, так как в статье больше о нем не упоминается.
Приближение президентских выборов, естественно, отражается и на материалах в прессе. Появляются материалы-рассуждения, исследования мировоззренческого характера, в которых авторы пытаются проанализировать сложившуюся в стране ситуацию и в какой-то мере спрогнозировать дальнейшее ее развитие. К таким материалам можно отнести статью политолога Станислава Белковского «России пора распрощаться с Внешним управляющим». Автор отмечает, что «Владимир Путин… уже выиграл очередные президентские выборы», но, говорит он далее, пока неясно, «чем обернется для страны эта заблаговременная победа». По сути, сегодня перед аналитиками стоит вопрос о том, каким будет «второй срок правления Путина».
Критически оценив попытки многих современных аналитиков спрогнозировать будущее России, исходя исключительно из ложных экономических посылок и еще больше — обманчивых экономических ожиданий, автор отмечает, что вопрос о цели почему-то не ставится. А между тем, «второй срок Путина — это… годы определения участи огромного бездомного куска суши, на котором когда-то располагалась — и, может быть, куда еще вернется — Империя».
В связи с этим, Станислав Белковский выделяет следующие предпосылки «Второго Срока»: «во-первых, России как полноценного субъекта политики, носителя суверенной воли уже — и пока что — не существует. На протяжении минувших 12 лет территория, обозначаемая на политической карте мира как «Российская Федерация», находилась под внешним управлением» «кредиторов» — США и транснациональных корпораций». «Во-вторых, до сих пор не сформирована российская нация как народ, связуемый воедино судьбой и общим кругом врагов». «В-третьих,… превозносимая многими наблюдателями стабильность России абсолютно иллюзорна». «В-четвёртых, за минувшие 12 лет разрушены религиозные основания бытия русского народа и, соответственно, национального единства». «В-пятых, — и надо это признать со всей моментальной смелостью, — русский либеральный проект 90-х годов XX века потерпел крах». «В-шестых, Россия, несмотря на слабость и расплывчатость ее национального образа, остаётся участником мировой политики, где в последние годы зреют роковые перемены, набирают силу поистине тектонические процессы. И никакая стратегия развития страны не может быть выстроена, если от этих процессов абстрагироваться».
Эти предпосылки «придают второму сроку Владимира Путина… катастрофическое содержание»: «повестка бытия и действия лидера определяется перефразированной кантианской тетрадой: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое Россия?», где «последний вопрос — самый сложный. Но… ответить на него придётся в первую очередь».
Далее автор останавливается на том, что такое — «внешнее управление» в масштабах страны, и как появился и закрепился «внешний управляющий»: «США согласились на роспуск СССР при условии, что Россия как номинальный правопреемник сверхдержавы признает свою историческую несостоятельность и согласится с передачей механизма принятия стратегических решений Комитету Кредиторов (КК). КК, в свою очередь, нуждался в полностью лояльном Внешнем Управляющем (ВУ), который руководил бы Россией в стратегических интересах Вашингтона. Таким коллективным Внешним Управляющим стала наша элита девяностых годов — совместное предприятие Б. Н. Ельцина и американской администрации (с контрольным пакетом у последней)…. Был определен и гонорар за Внешнее Управление — легализация собственности ВУ на Западе и право безмятежно существовать в «цивилизованном мире» после окончания службы».
Все это привело к тому, что «элита 90-х сознательно пошла на создание пропасти между собою и 99% населения России. Пропасти, которая периодически заполняется трупами. И эти трупы, в отличие от немногочисленных бизнес-узников элитных СИЗО, никто прилюдно не оплакивает. И братские могилы не поливает дорогим коньяком». А, следовательно, «важнейшая задача второго срока Путина — прекращение внешнего управления, периода гетерономного существования страны. Россия должна обрести свою национально-государственную субъектность и, как следствие, те самые национальные интересы. Восстановление субъектности, в свою очередь, невозможно без возвращения к основополагающим историческим и духовным ценностям России, вытесненным и придавленным девяностыми годами, Комитетом Кредиторов и Внешним Управляющим. Мы должны постановить и понять, что центр принятия решений о судьбах России находится в самой России — и нигде больше. Это страшное постановление, потому что оно предполагает совершенно новый уровень ответственности за самих себя, которой нет и не могло быть в знойных тропических кущах американского проекта». По мнению автора, именно «в 2004—2008 должны быть заложены основы российской нации. У этой нации есть единая судьба — имперская».
Однако, для того, чтобы «выйти из режима внешнего управления» страна должна распрощаться с внешним управляющим — элитой девяностых годов: «Поскольку эта элита не считает сохранение России как единой этнокультурной и геостратегической сущности самоценным. Страна для неё — лишь набор материальных ресурсов, эксплуатируемых с той или иной коммерческой эффективностью». Соответственно, стране нужна новая элита: «Разбудить дремлющие силы российского народа, преодолеть его разрозненность и сплотить во имя реализации национального проекта — центральный вопрос повестки дня второго срока нынешнего президента страны».
Далее автор рассуждает о проблеме симуляции политики в политике, когда через выхолащивание языка происходило создание некоей понятийной завесы, смыслового тумана, призванного оправдать все действия внешнего управления: «Рассуждение о «демократии и свободе» в исполнении типового представителя элиты девяностых имеет не больше отношения к либеральным ценностям, чем В. И. Ленин — к освобождению рабочего класса, а И. В. Сталин — к созданию «высшей формы демократии"… То, что до сих пор именовалось у нас либерализмом, было на самом деле реализацией концентрированной воли Америки в отношении России».
А потому сейчас уместно говорить не о кризисе либерализма, а о «кризисе американской экспансии», о «крахе смысловой базы режима Внешнего Управления». Чтобы окончательно перешагнуть за черту временного управления, нынешний лидер страны должен, в первую очередь, «расстаться с языком девяностых», и, тем самым, «отказаться от взаимодействия с политической гиперреальностью, в которой существуют, изображая жизнь и действие, одни лишь фантомы»: «Первый шаг к реальному, шаг одновременно вперёд и назад будет для Путина самым трудным… Первое столкновение с реальной реальностью — почти всегда трагедия». Однако, «президент не должен бояться не подконтрольных ему напрямую политических сил», — считает автор, так как «исторически природа верховной (в данном случае — президентской) власти в России такова, что глава государства как общенациональный лидер всегда стоит над партиями. Ибо источник его власти носит трансцендентный характер».
Вторая важная задача президентского правления — после смены языка и элит — это «демократизация медиа-среды». «Еще один важный фрагмент повестки дня — возрождение полноценной интеллектуальной, научной, литературной среды. Медиа-сообщество должно утратить эксклюзивный статус учителя нации. Необходимо создать альтернативные каналы коммуникации между новой элитой и народом».
Естественно, что «режим Внешнего Управления во имя собственной стабильности потребовал расправы над потенциальными источниками энергии возмущения — российской историей и российской традицией»: «Итак, на протяжении очень короткого исторического отрезка… российский народ понял, что все его святыни не стоят выеденного яйца, всё, чему его учили много столетий подряд — полная и к тому же злокозненная ерунда, и нет у него теперь ни истории, ни Бога, ни Царя, ни Отечества». Чтобы преодолеть последствия этого «кризиса судьбы», сегодня необходимо: «возрождение России как Империи»; «возрождение Православия как ключевого политико-социального фактора бытия и развития нации»; «возрождение роли и статуса Верховной Власти как защитника и гаранта интересов российского народа»; «возрождение Российской Империи как геополитического субъекта, способного сыграть существенную роль в борьбе против глобального господства антихристианских сил». В целом же, «национальный проект как система действий по формированию российской нации как стержня Империи не может не быть мессианским», где «Империя — понятие, в первую очередь, цивилизационно-культурное, а не административное или военное».
Тем более это становится актуально в связи с той внешней политикой, которая проводится в мире США: «Соединённые Штаты несут миру уже не просто Кока-Колу и Мэрилин Монро — новую религию. И религия эта — отнюдь не христианство. Это — учение о растворении человека во всемогущей техносфере, председателем верховного совета которой и является новый бог — антропоморфное существо с американским паспортом, бесконечно высоким IQ и знанием секретных Кодов Доступа… Новую религию Америки (назовём ее Религией Матрицы) можно считать и своего рода результатом радикальной модернизации протестантизма, приведшей в конце концов, как и следовало ожидать, к развенчанию Единого Бога… Итак, во чреве мира зарождается мощное антихристианское (шире — антимонотеистическое) восстание… Какова же здесь роль России? Есть ли у неё шанс выжить и выстоять?». Автор уверено, что такой шанс есть, «но лишь при условии, что в международной политике мы тоже вернёмся из виртуального в реальное и прекратим попытки экспорта русской гиперреальности — откажемся от привычки к псевдодействиям, которые мир не воспринимает всерьёз в силу их изначальной неискренности и стратегической бессмысленности».
«Гарантами же того, что Россия окажется готова к реализации миссии, могут быть только её внутренние институции. В первую очередь, Церковь и армия», — отмечает Станислав Белковский. Однако пока время внешнего управления еще продолжается: «Второй срок может оказаться последним. Или первым. Вы будете смеяться, но это зависит от одного единственного человека — Владимира Путина. Страшно, Владимир Владимирович?».
Внезапно и — явно спланировано — в прессе появились статьи, направленные на дискредитацию Сретенского монастыря и его настоятеля. Это и материал Анны Рудницкой «Школьное братство» и статья Александра Солдатова «Первый срок «президентского духовника» о. Тихона (Шевкунова) подходит к концу», и публикация Надежды Кеворковой «Сретенский монастырь требует закрытия французской школы», и другие. Часть публикаций конкретно посвящена конфликту вокруг французской школы, расположенной во дворе Сретенского монастыря. Публикации полны искажений и очевидной лжи. Так, например, в статье Анны Рудницкой утверждается, что мол, монахи еще в 1992 году не пускали учащихся в школу и сталкивали детей с крыльца, хотя возрождение монастыря началось лишь в 1994 году.
Г-н Солдатов в своей статье старательно пытается стравить наместника Сретенского монастыря с митрополитом Кириллом, у которого, де «отнимают хлеб». Также, оказывается, о. Тихон изгнал (!) «модернистскую общину о. Георгия Кочеткова» и преследовал «кочетковцев» до конца"… Видимо, в больном воображении автора, наместник Сретенского монастыря избил в алтаре священнослужителя, а потом, свалив всю вину на непричастных «кочетковцев», добился запрещения в служении о. Георгия. В общем, натяжки и домыслы сменяют друг друга, с головой выдавая намерения автора, — одного из приспешников суздальских раскольников, давно и активно выступающих против Православной Церкви.
По мнению одного из авторов «Единого Отечества» Александра Державина, высказанного в статье «Кого они боятся? Создание видимости внутрицерковного конфликта, как необходимый компонент современного антиклерикализма», истерия вокруг Сретенского монастыря связывается и с попытками восстановить литургическое общение с Русской Православной Церковью Заграницей: «Мы видим, что те же «специалисты по религии», для которых критика любой инициативы Церкви — профессиональная обязанность, прилагают немало усилий для того, чтобы тем или иным способом доказать светскому обществу, а если возможно — и верующим бесперспективность, опасность и невозможность преодоления разделения между Патриаршей и Зарубежной частями Русской Церкви, а также — наличия внутреннего конфликта среди его активных сторонников».
К разряду статей, направленных на разрушение наметившегося объединения между Русской Православной Церковью и РПЦЗ относит другой автор этого же сайта Иван Федоров материал, появившийся в «НГ-Религиях» «Под колпаком» у Мюллера». Иван Федоров уверен, что «противники восстановления единства РПЦ и РПЦЗ пытаются раскрутить карту «нацистского коллаборационизма» Зарубежной Церкви».
Проблема освещения жизни православной Церкви в СМИ поднималась на прошлой неделе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в передаче «Страна и мир». Материал «Православие — это не фольклор, не лубочная картинка, не сусальное изображение «под старину» републикован позднее на официальном сайте Русской Православной Церкви. Митрополит Кирилл отмечает, что «Православие дает огромный интеллектуальный и духовный заряд человеку, определяя его жизненный выбор, мотивацию его поступков. Собственно, главная задача Церкви заключается в том, чтобы воспитывать людей в системе духовно-нравственных ценностей, которые принес человечеству Спаситель, и дай Бог, чтобы российские средства массовой информации, говоря о Православии, наконец, обратили внимание на эту сторону дела». Кроме того, в интервью другому изданию, митрополит Кирилл «призвал журналистов пересмотреть подход к освещению религиозной жизни. «Вера — не музейный экспонат, не археологическая находка, с которой стряхнули пыль, — это движущая сила общества, и задача сегодня заключается в том, чтобы объяснить это людям».
На сайте «Религия и СМИ» опубликовано интервью с журналистом Аркадием Мамонтовым, в котором автор Филипп Щипков также поднимает вопросы веры и работы в СМИ. На вопрос «возможна ли проповедь на государственном телеканале, и в какой форме?», аркадий Мамонтов отвечает: «Россия действительно светское государство и останется таким. Но в проповеди религии нет ничего плохого, даже когда она произносится с экрана телевизора. Она призывает только к любви и милосердию. Что в этом плохого? Что лучше — отдать эфирное время эстрадной группе с полуобнажёнными телесами, на которую будет смотреть молодёжь, или дать слово людям, которые скажут какие-то умные слова». Также заходит речь и о влиянии убеждений, веры на работу журналиста, на отношение СМИ и зрителей к религиозным убеждениям политиков, на недостатки работы СМИ на религиозную тематику: «Человек — подобие Божье. Его надо убеждать в том, что он не подобен зверю. Нужно человеку рассказывать о его душе, о том, что можно вести не только аморальный образ жизни. Рассказ о жизни святых, о жизни церкви, об её истории должен воспитывать не звериное, а человеческое и божественное в людях. Такой работы очень мало, её не хватает. Молодёжь не знает, что при советской власти нельзя было даже зайти в храм, за это могли выгнать из института, могли посадить, нельзя было носить крестик, креститься было опасно. Молодёжь стоит на распутье, с одной стороны ей показывают голые тела, а с другой стороны есть другая Россия, другое понимание жизни».
Другой темой прошлой недели стала новость из московской мэрии — Столичные власти решили предоставить религиозной организации — Московское общество сознания Кришны земельный участок площадью около 1,05 га на Ходынском поле, сообщает сайт «Newsru.com». Оказывается, «власти Москвы приняли это решение, «учитывая потребность в поддержке религиозных организаций» и «в целях обеспечения реализации городских социальных программ». Постановление подписал мэр Москвы Юрий Лужков. Почему в качестве «поддерживаемых» оказались кришнаиты, не совсем ясно. Также как и непонятно, о каких «социальных программах» идет речь. О программах обращения в ведическую веру? По мнению «Коммерсанта» «Юрий Лужков проникся сознанием Кришны».
Как полагает «Союз Православных Граждан», «мы вновь видим двойственную политику московских властей». «Земля выделена в престижнейшем районе, рядом с Дворцом Приемов мэрии Москвы, в районе элитного жилья и престижных гостиниц. Прицел кришнаитов ясен — вести свою работу среди жителей этого престижного района. Одновременно мы не видим никакого прогресса в вопросе строительства православного храма в районе м. «Аэропорт», неясно до сих пор и с приходом на Ходынском поле. Мы сталкиваемся с многочисленными проблемами с возведением новых храмов в спальных районах Москвы, где церквей практически нет…. Вот таково подлинное отношение к Церкви». К сожалению, больше никакой реакции — ни от депутатов, ни от журналистов не последовало. Зачем? Ведь выборы уже прошли…
О приюте в Марфо-Мариинской обители Москвы рассказывает «Московский комсомолец» в материале «Заплаканная Жизель». Автор Ольга Богуславская подробно останавливается на «уникальном человеческом опыте». В обители сегодня — 20 детей. И могло бы быть больше, но «главной проблемой приюта является невозможность набирать детей, потому что половина территории обители до сих пор занята» поликлиникой N68 и центром имени Грабаря, которому много лет власти Москвы не могут предоставить помещение. Потому, видимо, что их не финансирует Центр Форда, как финансирует он кришнаитский комплекс. А значит, будут сироты, поликлиника и уникальный реставрационный центр существовать вместе.
Министерство образования РФ выступает за введение в школах основы православной культуры в обязательную программу. А в «русских школах Латвии запретили преподавание на русском языке», сообщает РИА «Новости». «Следовательно, как отмечают наблюдатели и эксперты, фактически восстановлена изъятая в прошлом году под давлением русскоязычных жителей Латвии и международных организаций из закона «Об образовании» формулировка о ведении преподавания в школах нацменьшинств «только на государственном языке». Лейтмотивом «выступлений с трибуны сейма стало утверждение, что в Латвии решения принимают представители «титульной нации», а всем другим следует их выполнять. Депутат от Народной партии Александр Фирштейн посоветовал тем, что хочет учиться на русском языке, уехать в Россию».
На сайте журнала «Фома» опубликованы воспоминания о Сурожской епархии митрополита Сурожского Антония. Они названы «Быть православным в Англии». А на сайте «Русь едина» рассказывается о русской церкви в Перу.
В то же время, «во Франции не утихают религиозно-политические страсти», отмечает автор издания «Время Новостей» Петр Розварин в статье «Игры с платком». «Обострение религиозных страстей во Франции вызвано подготовленным правительством проектом закона о светском обществе». По мнению автора «самое опасное то, что на этой ситуации спекулируют экстремисты — как правые и левые «ультра», так и исламские фанатики». Как утверждает «Седмица.Ru», «Франция может запретить мусульманским студентам носить бороду», так как они могут являться «явным религиозным символом».
Весьма интересное сообщение появилось на сайте «Радонежа»: «Посол Израиля в Швеции разгромил инсталляцию на тему палестинского терроризма». Заметим, разгромил на выставке в историческом музее Стокгольма: «Инсталляцию увидел посол Израиля в Швеции и пришел в бешенство. Это не искусство, сказал он, это чудовищно. И чтобы выразить свое отношение к инсталляции, он бросил в нее осветительную лампу…. Между тем премьер-министр Израиля Ариэль Шарон позвонил по телефону послу Израиля в Швеции Цви Мазелю и одобрил его действия». Так что, в следующий раз, когда сторонники «свободного искусства» типа Марата Гельмана или Самодурова надумают возмутиться тем, что их анти-православные выставки далеко не всем нравятся, пусть вспомнят, что посол Израиля, равно как и президент этой страны не посчитал «мракобесием» и «варварством» разгромить антиизраильскую экспозицию. И, заметьте, на него никто не подал в суд, никто не призвал его «цивилизовано решать конфликт», никто не попенял ему за такую «невоспитанность».
"Вопросу о прославлении Ивана Грозного, Григория Распутина, Сталина и т. д.» посвящена передача «Православная энциклопедия». Материал еще раз касается вопросов канонизации некоторых исторических деятелей, а также того, кто и почему добивается ее.
Неделя закончилась Татьяниным днем. «По преданию, святая Татьяна родилась в знатной римской семье. С малых лет она воспитывалась в духе христианской веры. Все свои силы святая отдавала служению Богу, много молилась, помогала бедным и была избрана диаконисой. Во время гонений на христиан святая Татьяна была схвачена и приведена в храм для принесения жертвы. Однако когда она молилась перед смертью, внезапно произошло землетрясение: идол развалился на куски, а храм разрушился. В 235 году Татьяна приняла мученическую кончину. В 1755 году в день святой мученицы Татьяны был основан Московский университет, в ее честь была освящена и университетская церковь. С тех пор Татьянин день считается студенческим праздником».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru