Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 10.09.2011 |
Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна… В нашем сознании слово «праздник» всегда ассоциируется с бурным весельем, поздравлениями, накрытым столом, хорошим настроением, тостами, подарками. Слово «праздник» происходит от «праздность»: находиться в праздности. Но, оказывается, праздновать можно и трагические события — находиться в праздности, то есть в стороне от суетных, пустых или незначительных дел по причине значимости события, которое сегодня мы переживаем.
День, когда произошла одна из самых тяжелых трагедий на Земле, — убийство праведника. Причем праведника, о котором Господь сказал: «Нет больше из рожденных женами, чем Иоанн Креститель». Мы знаем разные имена, которыми нарицаются те или иные события, или которыми человек хочет выразить какое-то отношение, — он произносит определенное имя, и всем становится понятно. Когда хотят осудить жестокость, обычно у нас говорят: «ну, ты ведешь себя, как фашист». Но когда фашистов хотят заклеймить или выразить свое к ним отношение, как правило, говорят: «ироды проклятые», вспоминая другого человека, имя которого тоже стало нарицательным. Точнее, имя двух человек, потому что Ирод Великий, отец Ирода Антипы, убил 14 тысяч Вифлеемских младенцев, надеясь, что в числе их окажется Господь Иисус Христос, а сынок, достойный преемник своего родителя, убил величайшего на Земле праведника.
Причем в его поступке не было ненависти, продуманности, это была, по сути, пьяная выходка. День рождения, праздник, гости… Поели, крепко попили, распутная девица что-то станцевала, да так, что он обещал даже до полцарства — все, что бы она ни попросила. Ну, а та, наученная своею матерью, которая действительно люто ненавидела Иоанна Крестителя, тут же попросила на блюде принести в это элитное общество Иерусалима того времени голову Иоанна Крестителя. Тотчас был отдан приказ, и жизнь великого праведника оборвалась. Но, как известно, конец — всему делу венец, и для праведника мученическая кончина во имя Божие или за праведное служение послужит к большей славе.
Мы знаем причину этого убийства — она и сейчас тысячи и тысячи людей низводит в могилу или в места не столь отдаленные. 80% убийств в нашем государстве совершается в быту, на кухне, кухонным ножом. И без алкоголя здесь никоим образом не обходится.
Страшное бедствие постигло наше Отечество. Бедствие, причину которого, конечно, мы знаем. И многие святые говорили: человек, созданный для славы Небесной, для Царствия Небесного, созданный быть преподобным, то есть устроить душу таким образом, чтобы Господь и Бог мог пребывать в ней, но не стремящийся к этому, неизбежно будет ощущать тоску, отчаяние и уныние. А алкоголь — самое доступное средство от уныния. И человек создает некую иллюзию, что все хорошо, душа вроде как спокойна, ничего не болит. Он расслабляется: «надо же мне как-то расслабиться, вот у меня средство к расслаблению — алкогольные напитки». А на самом деле причина в том, что человек не знает смысла и цели своей жизни.
В 1913 году в нашем государстве был установлен Всенародный день трезвости. Именно 11 сентября, в память Усекновения главы Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна, был установлен день, в который совершались особые богослужения, общественно-государственные мероприятия, многие давали обет трезвости, трезвенной жизни… Сейчас чрезвычайная ситуация — мы «впереди планеты всей»: детский алкоголизм, преступления, связанные с алкоголем. Во многих регионах созданы общественно-государственные организации — Общества попечительства о народной трезвости.
Вот и в нашей области уже не первый год действует организация, которая объединяет и власти, и общественные организации, и Церковь в борьбе с этим народным бедствием. Ежегодно в этот день в Екатеринбурге совершаются Божественная литургия и особый молебственный чин, призывающий Божественную благодать на борьбу с этим окаянством; приглашаем принять в них участие всех неравнодушных людей. А что, слабо — взять и свое влечение к алкоголю с этого дня завязать узелком? Ради детей, ради Родины, ради спасения ближних. Я уже предвижу многие возражения: да мы же не алкоголики, мы же так, с устатку или для расслабления, мы культурно, за столом, никто ж из нас до соплей не напивается. Но это-то и опаснее всего: те, чьи родственники страдали алкоголизмом, часто с детства приобретают иммунитет, потому что видели, насколько изменяется, распадается человеческая личность под воздействием этого яда, и многие на дух не переносят спиртное. А когда так, по-праздничному, за столом, с тостами, с поздравлениями, когда это все красиво и культурно — вот это накладывает глубокий отпечаток на детские неокрепшие души. По сути, это провокация. По крайней мере, если слабо, то надо честно себе сказать: «я мало люблю Бога, я мало люблю своих ближних, я не вполне патриот своей Родины, потому что в момент народного стихийного бедствия я продолжаю свое. Я не готов участвовать в борьбе за трезвую народную жизнь». И хотя бы искренне об этом сокрушиться и начать молиться, чтобы Господь дал силы, решимость. Молиться, в первую очередь, Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, который принял в этот день смерть из-за нетрезвости правителя государства. Помогай нам всем Господь.