Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко08.09.2011 

Богу от нас нужно сердце чистое и сокрушенное
8 сентября — день памяти святых мучеников Адриана и Наталии

Адриан и Наталия были супругами и прожили в супружестве всего год. Святые мученики Андриан и НаталияЖизнь их проходила при императоре Максимиане в Никомидии Вифинской. Император, воздвигнув гонения на христиан, обещал награды тем, которые будут указывать скрывающихся христиан или сами станут приводить их. Появилось множество доносов. В это время по доносу было арестовано 23 христианина в пещере близ Никомидии. Их мучили, заставляя поклониться идолам. Был схвачен и Адриан. Правитель велел посадить его в темницу. Один из слуг Адриана донес Наталии, что ее муж заключен в тюрьму. Наталия испугалась, но когда узнала, что он страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой, и поспешила к нему в темницу со словами ободрения: «Блажен ты, мой господин, что уверовал во Христа, ты приобретешь великое сокровище. Не жалей своей молодости и красоты, бренное тело есть пища земле. Не думай о богатстве, оно не принесет пользы в день Страшного Суда, лишь одни добрые дела и веру принимает Господь».

Адриан сказал супруге, чтобы она шла домой, и обещал известить ее о времени своей казни. Узнав об этом времени, он сам, отпущенный из темницы за порукой мучеников, поспешил в свой дом. Но Наталия подумала, что Адриан отрекся от Христа и потому его отпустили под этим предлогом, и не хотела впускать его в дом, говоря: «Уйди от меня, отступник».

«Я не бежал от мучений, я пришел за тобой, чтобы пригласить посмотреть на нашу кончину», — говорил Адриан Наталии, стуча в двери. Наталия отворила. «Блаженна и ты между женами, — сказал ей Адриан, — воистину ты любящая жена, ты общница мучеников, хотя и не терпишь явных мучений». Адриана мучили жестоко. «Пожалей себя, призови наших богов», — внушал Адриану Максимиан. «Пусть боги твои скажут своими устами, какое благодеяние они обещают мне, тогда я поклонюсь им, а если они не могут говорить, зачем им кланяться?», — отвечал Адриан. Наталия не переставала поддерживать своего мужа. Святым мученикам отбивали руки и ноги на наковальне. Наталия просила, чтобы мучители начали с ее мужа, и сама помогала класть на наковальни его ноги и руки. После того тела мучеников хотели сжечь, бросив в печь, но вдруг поднялась страшная гроза, пошел сильный дождь, слуги разбежались, а многие из них были убиты молниями. Наталия взяла руки Адриана и хранила их в своем доме.

Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав об этом, скрылась в Византии. Здесь во сне явился ей Адриан и сказал, что она скоро будет успокоена Господом. И действительно, вскоре святая скончалась. Мощи святого Адриана находятся в Риме в церкви во имя его.

Удивительная, непонятная, странная христианская любовь. Муж вернулся из тюрьмы домой, а жена прогоняет его, говоря «ты отступник, не хочу тебе знать». Мужа мучают, предавая лютым страданиям, а жена помогает палачам и, находясь рядом со своим любимым супругом, поддерживая его, тем не менее, участвует в самой казни. Непонятно нам, потому что мы слишком привязаны и прилеплены к этому миру, потому что думаем в первую очередь о том, что человеческое, а не Божие. Не умеем думать и не хотим, поэтому вся наша любовь, если таковая и проявляется в этой жизни, всегда эгоистична и часто бестолкова. Сын-наркоман загибается, умирает от этой страсти, Господь, по Своему Промыслу желая его спасти или хотя бы продлить годы жизни, устраивает так, что ему грозит тюремное заключение лет на восемь. А его близкие, родные пытаются его вывести из-под ответственности, дают взятки, лишь бы он остался на свободе. И, как правило, такие истории заканчиваются трагически, потому что наркоман на свободе 5−7 лет от силы может протянуть.

Другой эпизод. У девушки отец оказался в реанимации. И вот она звонит одной прихожанке и спрашивает, можно ли ей покреститься, чтобы таким образом как-то повлиять на ситуацию. И опять же — вопрос не «что я могу сделать для Бога», а «что я могу от Бога получить, чтобы каким-то образом в моей жизни или в жизни моих ближних ситуация изменилась»? Не об этом надо думать, а каждый раз, когда возникают в жизни какие-то скорбные обстоятельства, нужно подумать: «а чем я в своей жизни прогневила Бога или совершила преступление против Него?» Богу от нас нужно, в первую очередь, сердце чистое и сокрушенное, и всевозможные жизненные обстоятельства Господь попускает, чтобы человек пришел к одному: к осознанию собственной гибели без Бога, к осознанию необходимости Спасителя для спасения своей собственной души. Поэтому нужно думать не как найти удобный механизм, чтобы заставить Бога сделать то, что мне хочется, а подумать, что я для Бога могу пожертвовать, чем я могу в своей жизни поступиться ради того, чтобы Господь захотел меня услышать.

Однажды ко Христу подошел прокаженный и сказал: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». В его словах не было хитрости, лукавства, напыщенности и требовательности, он смиренно ожидая милости Божией, просил. Но его просьба была подкреплена его жизнью — она научила человека не надеяться ни на князя, ни на сынов человеческих, ни на себя, ни на знакомых, ни на друзей, ни на деньги, ни на связи. Научила правильно молиться, научила видению собственных грехов. И из этого состояния он просил: «Господи, если хочешь.». И Господь захотел, прикоснулся к нему и сказал: «Хочу, очистись», и проказа тотчас сошла с него.

Очень важно в жизни рассуждать: «Отче наш, да будет воля Твоя». В чем воля Божия? Чего Господь хочет от меня, попуская те или иные обстоятельства? Не пытаться резко уйти в сторону, а задуматься, всмотреться. И очень важно размышлять, в чем проявляется любовь к Богу, уходя от человекоугодия, эгоизма и самолюбия: обычно, когда мы хотим решить ту или иную проблему, мы думаем, как бы сделать жизнь попроще, покомфортнее, поспокойнее. И очень редкие люди задумываются: а угоден ли Богу такой выход из ситуации?

История святых мучеников Адриана и Наталии высвечивает истинное поведение, истинное преодоление испытаний. Наталия в первую очередь думала, как угодить Богу. Поэтому нам и непонятно ее поведение, поведение человека, научившегося любить так, как от нас ожидает Господь по Своей главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Научиться любить человека можно только если всегда иметь в уме любовь к Богу. И помнить, что человек — это образ Божий. Без веры в Бога и любви к Нему любовь очень часто становится извращенной, такой, где человек порой в порыве любви бывает как в мире животных, когда обезьянка, прижимая к груди своего малыша, так жмет его, что ломает ему шею. Так иной раз родительская, материнская любовь ничего не видит, кроме того, чтобы предмету ее любви было в жизни хорошо. Но хорошо не по-Божиему, а по ее человеческому разумению. Избави, Боже, нас от такого дурмана, дай приобрести истинную любовь, основанную на четких приоритетах: сначала — любовь к Богу, потом — любовь к человеку.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51908


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru