Православие.Ru | Вера Абраменкова | 15.12.2003 |
Девочка Света нашла пистолет. Больше у Светы родителей нет.
Дети в подвале играли в гестапо Зверски замучен сантехник Потапов.
Маленький мальчик нашел пулемет. Больше в деревне никто не живет.
И так далее. Есть стихи, имеющие общественно-политическое содержание:
Коленка к коленочке, звездочки в ряд. Трамвай переехал отряд октябрят.
Тихо на улице, чисто в квартире, Спасибо реактору номер четыре.
В поле нейтронная бомба лежала, Девочка тихо на кнопку нажала. Некому выругать девочку эту: Спит вечным сном голубая планета.
Все. Круг завершился. Жанр современного детского фольклора строит такую концепцию развития человечества, при которой подобный конец неминуем. Такой «черный юмор» с элементами иронии и остроумия, поставленными выше требований совести и ответственности, имеет свои причины, социального и психологического плана, в частности, воздействие СМИ, однако ясно одно, что дети 9−12 лет испытывают потребность в такого рода коллективном соревновании в проговаривании ужасного. К этому добавим моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии (черепа, монстры, черные тона маек, игрушки-чудовища и пр.).
С чем связана эта потребность? Каковы факторы, влияющие на нее — генетические, психологические, социальные? Сначала отметим результаты происходящей в обществе дегуманизации детского сознания: это и известный рост преступлений несовершеннолетних, его омолаживание и о-девичивание, это и страшные преступления, отличающиеся особой жестокостью и изощренностью. Все чаще малолетними преступниками становятся дети из так называемых благополучных семей. Как пишет американский психолог Эйчхорн, «ребенок-невротик в хорошей семье, сдерживая свои инстинкты, пребывает в конфликте с самим собой, правонарушитель, чьи инстинкты семьей не сдерживаются, пребывает в конфликте с окружающими».
Параллельно с накоплением внутренней жестокости собственно в детском обществе, происходит сатанизация духа наших детей «свыше», от взрослых, намеренное извращение детской природы. Рядом с известным храмом Св. Николая в Кленниках книжный развал. На самом видном месте — большие красочные книги, подобные всеми любимым в недалеком прошлом изданиям: «Русские народные сказки» или «Красная Шапочка» или «Муха- Цокотуха» и др.
Издательство «Терра» выпустило серию книг (10−12 штук) для детей: «Сказание ужасов», «Колдуны и ведьмы», «Призраки», «Чары и путы», «Тайные искусства» и пр. по смехотворной для таких шикарных изданий цене — 50 руб. По словам прокуренной и пропитой продавщицы, это — самый ходовой товар, особенно для молодых мам и детей младшего школьного и подросткового возраста. В книжках — не безобидные детские пугалки типа «Идет коза рогатая.». В них — тексты и картинки, порождающие страхи, неврозы психические нарушения, немотивированную агрессию, вытекающую в самоубийства детей. К сожалению, сегодня одержимость, ночные кошмары, «голоса» — то, с чем сталкиваются священники на исповеди и детские врачи на приемах.
Другой пример. Сквер Репинский (Болотная пл.). Яркое солнце, детская площадка с качелями. Слева — золотые купола Кремля, справа — купола церквей Ордынки и Пятницкой, храм Христа Спасителя. Здесь же — новое сооружение, открытое 1 сентября: памятник детям — жертвам человеческих пороков: наркомании, проституции, алкоголизма, садизма, бедности (бедность — порок?) и пр. В центре — аллегорическая фигура равнодушия. Все на постаменте. Под каждой подпись на русском и английском (!?) языках. Дети — мальчик и девочка с мячом и книжками сказок Пушкина — маленькие и беззащитно прекрасные, стоят ниже, чем «пороки», и почему-то с завязанными глазами, словно перед казнью, словно предназначенные в жертву.
Пороки, как и полагается отвратительные: мерзкие морды, фигуры с рогами, клыками, демонскими крыльями. Вся композиция обнесена высоченным металлическим забором. На открытии памятника присутствует автор — скульптор Шемякин — мрачная фигура вся в черном: черная рубаха, галифе, высокие черные сапоги и фуражка, металлический крест вместо галстука. В свите маэстро: брыластый русский боров заморского иностранного вида и немолодая дама.
На вопрос о том, «можно ли демонстрировать побеждающее зло», скульптор находчиво отвечает: «Меня обвиняют в глупости и безграмотности и отсылают к иконам, на которых показаны бесы из Страшного суда, а так же к сказкам братьев Гримм. На иконе Страшного суда есть альтернатива аду — рай и Христос Спаситель». Но в сказках добро побеждает зло! И Христос — победил смерть!
А дама — иностранка тут же рассказывает о монахине англиканской церкви, которая успешно воспитывает и лечит детей, малолетних правонарушителей, на отрицательных примерах — фотографиями монстров. Возможно ли это? Ведь зло порождает только зло. Грязью грязь не отмоешь.
Маэстро на вопрос о том, полезно ли детям видеть такие изображения, ответил, что памятник ему был заказан лично Лужковым. Подошел седой интеллигентный человек и долго тряс руку маэстро, благодаря. Мамы с маленькими детьми, молодые люди, подростки, пенсионеры, приезжие, студенты радовались, что «видят талантливое и правдивое произведение». Двое школьников-подростков, не смущаясь, задали вопрос: «моему брату 5 лет, после этих скульптур ему будут сниться ужасы?». Маэстро раздраженно снисходительно ответил, что, мол, «гораздо большие ужасы — на телеэкране». Но психологам известно, что осязаемые фигуры в трехмерном пространстве, способны производить неизмеримо более сильный эффект, запечатлеваясь в детском сознании, нежели плоские экранные образы.
Сегодня телеэкраны заполнили фильмы и передачи про разного рода не-человеков («Позвоните Кузе», «Телепузики», «Покемоны»), прилавки магазинов — монстры и чудовища, книжки — внеземной разум, космические пришельцы, инопланетяне. Со всех сторон читателей, слушателей, зрителей стремятся убедить: «они хорошие, добрые!»
По сути, на наших глазах — и очень быстро — происходит подмена христианских ценностей и представлений антихристианскими. И получается, что вместо надвратной иконы, имеющейся в каждом храме, изображающей благословляющего Христа и апостолов по обе стороны, в современном обществе сегодня — шемякинские 12 демонов и в центре гордый сатана, скрестивший руки на груди.
В конце хочется отметить, что, прикрываясь словами об искусстве и творчестве, а также о борьбе за «светлое детство», Шемякин изобразил и воплотил те пороки (грехи), что перечислены в «Доктрине Далласа против СССР» 1945 г. Согласно этой доктрине следует вдалбливать, насаждать в сознание наших соотечественников средствами литературы и искусства: культ секса, насилия, предательства, садизма, ложь, пьянство, наркоманию, ненависть. Программа выполняется уже давно. Ее объекты и жертвы — наши дети и подростки. А скульптор всего лишь приготовил наглядное пособие…