Православная газета г. Екатеринбург | Святой праведный Иоанн Кронштадтский | 03.09.2011 |
Чревоугодник — пристрастный к лакомым яствам и напиткам, сластолюбец.
(Церковно-славянский словарь)
Сладкий — вкусный, услаждающий чувства; услаждающий, приятный, располагающий к неге.
Сластный — чувственный, сладострастный.
(Толковый словарь В.И. Даля)
* Есть люди жадные, завистливые, которые едят много и готовы все съесть для того только, чтобы не осталось от них пищи другому, пьют много — готовы все выпить, только чтобы другим не осталось. О скоты бессмысленные! О рабы тления! Как они высоко ставят свое удовольствие, грубое, низкое, брюшное — свиньи, настоящие свиньи. Как они бездушны! Ибо скажите: где душа у таких людей? Не вижу. Надо презирать пищу и питие и сверх меры никогда не пить, не есть — пусть остаются остатки, хотя бы они превкусные и предорогие; душа моя дороже их — я не хочу обременять ее излишним употреблением тленной пищи и пития; не хочу быть рабом праха, хотя бы драгоценного, и страдать от него душой и телом; я — христианин: я хочу быть послушным словам моего Господа: внемлите себе, да не когда отягчают… (Лк. 21, 34) и принесу в жертву Ему благоугодную и свою волю, и свое чрево, да призрит Он, Владыка живота моего, милостиво на меня, недостойного раба Своего, жертвующего Ему своим плотским удовольствием; не хочу служить диаволу, который прельщает меня и доныне ядию, как прельстил Адама и Еву; не буду обременять и затмевать ясности души моей множеством пищи и пития — этого тления земного.
* Не будь жаден до сладкого и вообще приятного кушанья: а то сердце наше, как муха, доберется до сладкого да и прилепится к нему и от Господа своего — Источника живота (Пс. 35, 10) своего, отщетится и охладеет к Нему и сладости в Нем чувствовать не станет: ибо жадность к плотским сладостям непременно уничтожает вкус к духовным сладостям. — Чрез сладости земные враг сильно воюет на наше сердце.
* Лакомая пища — большая прелесть: ешь и ешь все и незаметно наедаешься много — так и поджигает аппетит. И делаешься, тоже незаметно, рабом чрева, и к Богу хладеешь и к ближнему, делаясь жадным самолюбцем, — и здравие души и тела расстраиваешь. — Как усиливается плотский, ветхий человек от чревоугодия и многоядения? Он растет и крепнет исполински, страсти все усиливаются: гордость, презорство, злоба, зависть, ненависть, скупость, любостяжание, блуд, скверные, лукавые, маловерные и хульные помышления, раздражительность, одичалость душевная, отвращение от Бога и Церкви Божией, от молитвы, вообще от дел благочестия.
* Вместе с жадностию при употреблении пищи и питья, особенно если они лакомы, — входит в сердце дух (диавол) жадности, неги и бессилия сердечного и телесного и остается в нем дотоле, пока усердною молитвою не будет выгнан. О, как лакомая пища и питье нежат плоть, расслабляют и убивают дух, делая его не способным к духовным делам: к составлению духовных сочинений, например, проповедей, рассуждений о духовных предметах, к учительству, к молитве сердечной, к чтению слова Божия, к составлению писем. Отчего духовное дело из рук валится у многих? — От плотской изнеженности.
* Лакомство и пресыщение ожесточают сердце человека, делают его чуждым Богу, полагая преграду между ним и Господом и между ближним, производят в нем пренебрежение к духовному, делают его мерзким, дерзким и своевольным. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). — Рабу Божию надо пренебрегать пищею и питьем.
* Скоромная, масляная и мясная пища, особенно с вином, опустошает душу и делает ее как трость, ветром колеблемую (Мф. 11, 7). Злые духи удобно овладевают ею.
* Хорошая на вид и приятная на вкус пища и питье — такая же прелесть, как и красивое, белое и румяное лицо, или только белое; и жадный к пище и питью, к лакомствам, жаден бывает и до красивой плоти; сладострастное сердце его готово бы было всякую прекрасную плоть употребить в средство к удовлетворению сладострастия плоти, если бы не удерживало его Евангелие и совесть и мнение других.
* Смотри: не нежь внутренности, то есть чрево, а укрепляй, то есть не изнеживающую, а укрепляющую пищу и питье употребляй.
* Не нежь чрева своего и с ним всей плоти своей и души своей сластями и долгим сном, особенно сном в продолжение дня.
* Не прельщайся сладостями вкуса и не кушай их — от сластей легко рождается сладострастие плотское, и враг легко запинает во сне и наяву сладко вкушающих и пиющих. — С тех пор, как плоть стала воевать на дух (ср.: Гал. 5, 17), ей с большою осторожностию нужно позволять сладости: иначе усилим грех, в нас живущий, сладострастие или похоть плоти.
* О! Если бы знали сладко и пространно (многоразличными яствами) питающиеся, что сладость, тучность и обилие пищи, ими вкушаемой, есть задаток их нечистого сладострастия наяву и во сне, что они сами себе приготовляют жестокую и утомительную, нечистую, не без падений войну с духами похотения; если бы знали они, как прогневляют они своим чревоугодием Господа, то они не стали бы пространно и сладко питаться, особенно в пост, и тем помогать духам похотей и многострастной плоти своей одолевать себя и ввергать в кал греховный!
* Вред для духовной жизни от скоромной пищи. Она располагает к ночным нечистым грезам и излияниям семени и днем распаляет чресла и детородные органы. Сытому человеку — монаху или священнику и мирянину — опасно иметь беседу с прекрасным полом: сытый человек чрезвычайно склонен к соитию.
* Сласти на чресла садятся блудом, или блудным огнем, блудным раздражением.
* Сласти пищи и питья возбуждают и питают страсть сладострастия или страсть блудную. Это дознано опытом. Сласти реже и умеренно надо употреблять, а если можно, — и вовсе их избегать.
* Не наполняй лакомствами чрева своего, особенно в Великий пост: ей, ты наполняешь его бесами, если лакомишься. — Вообще не пекись об этом мешке (разумею желудок) и не лелей его сладостями, презирай его: и приобретешь себе этим великое спокойствие. — Чрево — сатана. По хлебе вниде в Иуду сатана (Ин. 13, 27)! Чрево — льстивый и коварный друг. Ешь, говорит, приятно и сытно: на то Бог дал нам все обильно в наслаждение; а как поешь, так вскоре и почуешь смерть в душе и козни вражии в сердце. Чрево — домашняя ловушка, в которую сатана уловляет моего бедного птенца — душу.
* Диавол чрез плоть нашу и вообще чрез вещественность действует на нас как на плотоносных. — Так, чрез вино, чай, кофе, чрез лакомства вообще, чрез деньги, одежду и прочее он разжигает наши страсти. Потому надо крепко беречься пить много вина, чаю или кофе и есть лакомства особенно — без другой, существенной, крепкой и здоровой вещи [пищи]. Эти лакомства надо употреблять уже после всего, в самом умеренном количестве.
* Не разгорячай своих внутренностей вином или чаем с употреблением довольного приема пищи, да не поможешь сам сатане возжечь во внутренностях твоих убийственный адский огонь. — Опыт.
* Диавол, как вода < >. — Поэтому чрез излишество в питье входит в пьющего излишне — диавол. Истина — опыт.
* Беда пить много чаю, да и даже мало: чай нежит, расслабляет душу и тело, делает ее гордою, презорливою, злою, блудною, хульною, злобною, завистливою.
* Чай расслабляет сердце и не дает ему сокрушаться о грехах, вообще — нежит плоть. Христианину прямо не следует пить чай, как и курить табак!
* Чай раздражает внутренние нервы: он большое пособие врага бесплотного.
* Вред от употребления сладкого чая (липкость, сахаристость): расслабление, нега внутренностей и половых органов, излияние частое семени. В пост особенно не надо пить сладкий чай: кто пьет сладкий чай, тот делает не лучше того, кто ест в пост скоромное, — хотя чай не обременяет тела, как мясная и молочная и масляная пища, но зато нежит сильно плоть и погружает часто в кал блуда и прелюбодейства. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей: не будь сладкого чаю, не было бы таких частых ночных излияний, для сатаны меньше было бы поводов к осквернению нас сладострастными картинами: он видит расположение нашего тела к извержению семени и пользуется этим расположением для своих мрачных видов!
* Не радуйся легкости плоти своей по извержении семени во сне или после употребления в пищу различных сладостных брашен и пития: это легкость плотского человека, легкость мечтательная, бесовская. Когда плоти легко, тогда душе скоро будет тяжело; когда плоть радуется — душа бедствует; когда плоть цветет — душа смердит; когда тело сыто и крепко, тогда душа голодна и немощна. Все напротив. Егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10), — говорит апостол о себе.
* Питая пространно плоть, покоя ее долгим сном, одевая ее мягкими, прекрасными и дорогими одеждами, веселя ее прекрасным и просторным жилищем, мы нежим ее и усиливаем ее страсти. Напротив, чем более отнимаем у ней лакомств, чем меньше ее питаем, покоим сном — и беспокоим ранним вставанием, чем проще одеваемся и чем проще живем — в простенькой квартире с простою мебелью, чем более утруждаем свою плоть и душу — беспокоим их, — тем для нас лучше; тем мы делаемся смиреннее, терпеливее и добрее. Итак, меньше и проще ешь-пей, меньше спи, проще одевайся, проще квартиру украшай. Меньше стяжаний имей — и будешь Христа иметь в сердце, и будешь силен.
* Когда плоть и диавол склоняют сладостию греха, тогда представь, что эта сладость совершенно противна, мерзка Человеколюбцу — и Он говорит тебе: если любишь Меня, то соблюди заповедь Мою (ср.: Ин. 14, 15), возбраняющую тебе делать это зло, на которое ты склоняешься.