Седмицa.Ru | Владимир Бурега | 03.09.2011 |
Горазд [чеш. Gorazd] (Павлик Матей; 26.05.1879, с. Груба-Врбка, ныне р-н Годонин, Южно-Моравская обл., Чехия — 4.09.1942, Прага), сщмч. (пам. 22 авг.), еп. Чешский и Моравско-Силезский. Род. в семье крестьянина Яна Павлика и его жены Анны, урожд. Бельчиковой. С отличием окончил Гос. нем. гимназию в г. Кромержиж (1898) и богословский фак-т Оломоуцкого ун-та (1902). Самостоятельно изучил церковнослав. язык, в 1900 г. посетил Киев, чтобы ознакомиться с богослужением Русской Церкви. 5 июля 1902 г. католич. архиеп. Оломоуцким Теодором Когном рукоположен во иерея, служил 2-м священником в неск. приходах Силезии. 4 окт. 1905 г. переведен в храм Девы Марии в Кромержиже и назначен редактором местного католич. еженедельника «Pozorovatel» (Обозреватель). В 1906 г. получил должность духовного администратора в больнице для душевнобольных в Кромержиже. В годы первой мировой войны в больнице был организован госпиталь для раненых солдат, в 1915 г. свящ. Матей Павлик был награжден медалью Красного Креста 2-й степени с военными украшениями за духовную помощь военнослужащим.
После провозглашения независимой Чехословацкой Республики (ЧСР) вошел в состав Чешской государственно-правовой демократической партии (с марта 1919 Чехословацкая национально-демократическая партия). В окт. 1918 г. основал в Оломоуце независимый еженедельник «Pra'vo na’roda» (Право народа), став его владельцем и главным редактором. В кон. того же года вошел в состав Объединения чехословацкого католич. духовенства в Праге, выступавшего за проведение церковных реформ. В февр. 1919 г. перенес в Прагу редакцию ж. «Право народа» и одновременно стал редактором «Вестника Объединения чехословацкого духовенства». Участвовал в подготовке программных документов объединения. С сер. лета 1919 г. отошел от активной работы из-за прогрессирующей болезни глаз. Переехал из Праги в Моравию на лечение.
В кон. июня — нач. июля 1919 г. делегация объединения посетила Рим, где 4 июля была принята папой Бенедиктом XV, к-рый отклонил представленный ему проект церковных реформ в Чехословакии. После этого в объединении окончательно оформилось радикальное крыло, выступавшее за проведение реформ без учета мнения Ватикана (т. н. тактика via facti). 15 сент. радикалами была создана фракция «Клуб реформационных священников Объединения чехословацкого католического духовенства», в к-рую вошел и М. Павлик. В нач. дек. 1919 г. он передал ж. «Право народа» в собственность клуба. На Рождество члены клуба без санкции священноначалия Римско-католической Церкви совершили мессу в чеш. переводе свящ. Карела Фарского. Ряд членов открыто вступили в гражданский брак, отказавшись от соблюдения целибата. 3 янв. 1920 г. папа Бенедикт XV в письме к архиеп. Пражскому Франтишку Кордачу квалифицировал действия членов клуба как «великое зло» и потребовал роспуска объединения. 8 янв. в Праге на общем собрании клуба было провозглашено создание независимой Чехословацкой Церкви. 15 янв. Конгрегация св. службы издала декрет, к-рым раскольники были отлучены от Римско-католической Церкви. Свящ. М. Павлик примкнул к «Клубу реформационных священников…» летом 1920 г. С 6 июля он начал совершать богослужения на чеш. языке и стал одним из активных деятелей моравского крыла Чехословацкой Церкви. Участвовал в составлении Меморандума Чехословацкой Церкви (датирован 3 сент. 1920) в адрес Сербской Православной Церкви (СПЦ) с просьбой о принятии новой Церкви в семью правосл. Церквей и в офиц. церемонии вручения меморандума делегату СПЦ в Чехословакии еп. Нишскому Досифею (Васичу). 3 сент. Оломоуцкий архиеп. кард. Лев Скребенски отлучил свящ. М. Павлика от Римско-католической Церкви.
До нач. 1921 г. свящ. М. Павлик стоял на радикальных позициях, полагая, что Чехословацкая Церковь должна творчески переосмыслить и впитать не только восточноправосл. (кирилло-мефодиевскую) и гуситскую традиции, но и совр. науку и культуру, о чем открыто заявил в докладе на соборе Чехословацкой Церкви в Праге (9 янв. 1921). Однако под влиянием еп. Досифея (Васича) во многом изменил свои взгляды и стал выступать за присоединение к СПЦ с перспективой получения автокефалии. В июле 1921 г. основал ж. «Za pravdou» (За правдой, изд. до 1930), на страницах к-рого отстаивал правосл. ориентацию Чехословацкой Церкви. 29 авг. 1921 г. очередной собор Чехословацкой Церкви принял в качестве вероучения Никео-Цареградский Символ веры и правила, установленные на 7 Вселенских Соборах. Было решено разделить Чехословацкую Церковь на 3 диоцеза (епархии): Западно-Чешский, Восточно-Чешский и Моравско-Силезский. Кандидатами во епископы были избраны: от Западно-Чешского диоцеза свящ. К. Фарский, от Восточно-Чешского — свящ. Рудольф Паржик, от Моравско-Силезского — свящ. М. Павлик. Еп. Досифею, к-рый присутствовал на Соборе, было вручено прошение о рукоположении избранных кандидатов во епископы. 20 сент. 1921 г. в Сремски-Карловци на внеочередном заседании Архиерейского Собора СПЦ М. Павлик прошел каноническое испытание, и Собор подтвердил его избрание во епископа. 21 сент. в мон-ре Крушедол он был пострижен в монашество с именем Горазд (в честь ученика св. равноап. Мефодия). 22 сент. в мон-ре Гргетег иером. Г. был возведен во игумена, а вечером того же дня в мон-ре Хопово — во архимандрита. Через 2 дня в Белграде состоялось наречение Г. во епископа Моравско-Силезского, а 25 сент. его епископскую хиротонию совершили Патриарх Сербский Димитрий (Павлович), митр. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), митр. Скоплянский Варнава (Росич), епископы Нишский Досифей (Васич) и Битольский Иосиф (Цвийович). По возвращении на родину Г. столкнулся с оппозицией, возглавляемой свящ. К. Фарским и выступавшей против слияния с правосл. Церковью.
В кон. авг. 1922 г. в свет вышел «Чехословацкий катехизис», написанный свящ. К. Фарским и проф. Ф. Калоусом. 13 сент. 1922 г. он был одобрен Советом Западно-Чешского диоцеза и принят в качестве офиц. вероучительного документа. 3 окт. того же года аналогичное решение принял и Совет Восточно-Чешского диоцеза. Содержание катехизиса не соответствовало правосл. вероучению, в нем отсутствовало исповедание веры в Св. Троицу и во Христа как Сына Божия. Иисус Христос именовался «самым великим пророком» в ряду с др. «славными пророками человечества» — Моисеем, Сократом, Мухаммадом, Зороастром, Буддой, Конфуцием, а также «чехословацкими национальными пророками» Кириллом и Мефодием, Я. Гусом, Я. А. Коменским. 12 окт. 1922 г. еп. Досифей (Васич) опубликовал в ж. «За правдой» заявление о том, что «Чехословацкий катехизис» не соответствует «всем… христианским исповеданиям». 16 окт. Совет Моравско-Силезского диоцеза Чехословацкой Церкви поддержал мнение еп. Досифея и осудил катехизис. В кон. окт. того же года еп. Досифей после встречи и беседы с К. Фарским заявил, что его миссия в ЧСР окончена, и покинул страну. 13 февр. 1923 г. Свящ. Синод СПЦ принял решение об отказе от совершения епископских хиротоний над К. Фарским и Р. Паржиком и о прекращении переговоров со священноначалием Чехословацкой Церкви.
С июля 1922 по янв. 1923 г. Г., находясь с миссией в США, открыл 7 новых приходов Чехословацкой Церкви среди чеш. и словацких эмигрантов.
Г. ознакомился с катехизисом в США и направил письма в адрес Совета и собрания Моравско-Силезского диоцеза с осуждением его содержания. В ЧСР Г. вернулся в кон. янв. 1923 г.
2 марта 1923 г. К-польский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) и Свящ. Синод К-польской Церкви издали томос «О создании Православной Архиепископии в Чехословацкой Республике». 4 марта Патриарх Мелетий в сослужении 6 митрополитов рукоположил во епископа архим. Савватия (Врабеца), и в тот же день он был возведен в сан Архиепископа Пражского и всей Чехословакии. Тем самым было положено начало спору между К-польским Патриархатом и СПЦ за право канонической юрисдикции на территории ЧСР. В течение 1923 г. гос. органы ЧСР оказывали покровительство архиеп. Савватию.
В столь сложной ситуации Г. подал в Совет Моравско-Силезского диоцеза прошение об отставке с поста главы епархии. Однако диоцезное собрание в Оломоуце эту отставку не приняло. Г. согласился продолжить управление епархией на условиях ее автономии в вопросах вероучения в составе Чехословацкой Церкви до времени преодоления кризиса. Собрание высказалось за такую автономию, однако Центральный Совет Чехословацкой Церкви в Праге это решение не утвердил. Тем не менее с этого времени Моравско-Силезский диоцез существовал как автономное образование внутри Чехословацкой Церкви, сохранявшее каноническую связь с СПЦ.
Действия гос. органов ЧСР в пользу архиеп. Савватия вызвали протест со стороны Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС), защищавшего права СПЦ на продолжение правосл. миссии в ЧСР. 12 янв. 1924 г. в Белграде во время встречи министра иностранных дел ЧСР Э. Бенеша с министром исповеданий Королевства СХС В. Яничем была достигнута договоренность об отказе ЧСР от контактов с К-польской Патриархией и о проведении дальнейшей работы по организации правосл. Церкви в ЧСР в сотрудничестве с СПЦ. Планировалось объединение автономного Моравско-Силезского диоцеза под упр. Г. и архиепископии, принадлежавшей К-польскому Патриархату, к-рую представлял Савватий, в единую церковную структуру в юрисдикции СПЦ, подготовка и хиротония 3-го епископа (на Карпаторусскую кафедру) и провозглашение автокефалии правосл. Церкви в ЧСР. Объединение предполагало выход Г. из Чехословацкой Церкви и отказ архиеп. Савватия от юрисдикции К-польского Патриархата. 21 июля 1924 г. Г. заявил о выходе из Чехословацкой Церкви. 29 июля того же года в Праге состоялась встреча архиеп. Савватия с Г. и еп. Досифеем, в ходе к-рой была достигнута договоренность о вхождении Г. и окормляемых им верующих в состав Чешской религ. правосл. общины в Праге, возглавляемой архиеп. Савватием. В Моравии были открыты филиалы (экспозитуры) пражской общины. 29 нояб. 1924 г. для руководства филиалами был создан Епархиальный совет Моравии и Силезии во главе с Г. При этом ни архиеп. Савватий, ни Г. не отказались от подчинения своим кириархальным Церквам; т. о., несмотря на формальное объединение, юрисдикционный конфликт остался неурегулированным. Это побудило Г. 19 янв. 1925 г. просить у Епархиального совета отпуска до окончательного решения вопроса юрисдикции. Предполагалось, что такое решение будет принято на переговорах между К-польским и Сербским Патриархами. Однако изгнание из К-поля Патриарха Константина VI (в янв. 1925) не способствовало началу переговоров.
В 1-й пол. 1925 г. сложилась конфликтная ситуация между членами моравских филиалов и пражским руководством Чешской религ. правосл. общины. 6 мая духовенство чеш. и моравских филиалов направило в Президиум Совета министров и в Мин-во образования и народного просвещения ЧСР письмо, в к-ром на основании ряда документально подтвержденных фактов выдвигало требование лишить архиеп. Савватия статуса настоятеля общины, а его секретаря протопр. Милоша Червинку — должности председателя общины. После проведенного расследования мин-во признало это требование обоснованным, поскольку были выявлены нарушения уставной процедуры создания общины и выборов архиеп. Савватия. 22 нояб. 1925 г. в г. Ческа-Тршебова было проведено общее собрание членов Чешской религ. правосл. общины, на к-ром были переизбраны ее руководящие органы. Новым духовным руководителем общины стал Г. Собрание приняло постановление о признании единственно законной на территории ЧСР канонической юрисдикции СПЦ. Через месяц Гос. управление культами при Мин-ве образования и народного просвещения ЧСР утвердило результаты собрания. 23 февр. 1926 г. делопроизводство и архив общины были изъяты у архиеп. Савватия и переданы Г.
Не имея в Праге храмов в своем подчинении, Г. по договоренности с еп. Сергием (Королёвым), настоятелем рус. эмигрантского прихода, стал совершать с 20 июня 1926 г. богослужения на чеш. языке в Успенском храме на пражском Ольшанском кладбище.
В 1926—1927 гг. Г. вел борьбу за признание права на гос. заработную плату (лат. congrua) за подведомственным ему правосл. духовенством. 17 июля 1928 г. постановлением правительства ЧСР «О выплате заработной платы духовенству» правосл. Церковь в Чешских землях, Словакии и Подкарпатской Руси была признана конгруальной (право на гарантированную материальную поддержку гос-ва, пенсионное страхование, дотации на обучение детей, ежегодный отдых, лечение и т. д.).
В 1927 г. Г. начал подготовку к учреждению Чешской правосл. епархии. 15 апр. 1928 г. Синодальный совет Чешской религ. правосл. общины одобрил проект Устава епархии. 12 марта 1929 г. Устав был утвержден Свящ. Синодом СПЦ, а 6 июня 1929 г. одобрен Мин-вом образования и народного просвещения ЧСР. 22 сент. того же года в Оломоуце состоялось собрание, заявившее об офиц. учреждении епархии и избравшее Г. ее главой. 5 июля 1930 г. полномочия Г. как главы Чешской правосл. епархии были подтверждены Советом министров ЧСР. По инициативе Г. местные филиалы Чешской религ. правосл. общины были преобразованы в самостоятельные приходы, и к 1931 г. в составе его епархии было уже 11 местных общин, из к-рых 9 находилось в Моравии. Каноническая власть Г. в соответствии с Уставом епархии распространялась на правосл. население исторических Чешских земель (т. е. на Чехию, Моравию и чеш. Силезию).
С 1928 г. Г. вел переговоры с различными гос. органами о передаче в распоряжение правосл. Церкви к.-л. пустующего или использующегося не по назначению католич. храма в Праге. 29 июля 1933 г. в распоряжение Чешской правосл. епархии был передан храм св. Карло Борромео на ул. Реслова. После капитального ремонта 28 сент. 1935 г. храм был освящен во имя святых Кирилла и Мефодия и стал кафедральным собором чешской правосл. епархии.
В авг. 1934 г. в связи с тяжелым материальным положением епархии и тем, что большинство правосл. общин находилось на территории Моравии, Г. перенес свою резиденцию в моравское с. Ржимице.
Литургическая жизнь чеш. и моравских правосл. общин, руководимых Г., имела ряд особенностей. Еще в марте 1921 г. Архиерейский Собор СПЦ признал возможным временное сохранение зап. обряда для чехов, переходящих из Римско-католической Церкви в Православие. Это решение было подтверждено Свящ. Синодом СПЦ от 17 (4) февр. 1923 г. До июня 1922 г. Г. совершал зап. мессу в чеш. переводе К. Фарского, из к-рой были исключены Filioque и все упоминания о Римском епископе. В евхаристическом каноне была добавлена эпиклеза. С июня 1922 г. в Моравско-Силезском диоцезе была введена выработанная Г. на основе вост. традиции «кирилло-мефодиевская литургия», сохранявшая нек-рые элементы зап. обряда. К нач. 1924 г. Г. осуществил чеш. стихотворный перевод литургии свт. Иоанна Златоуста, введенный в употребление в моравских общинах. В храмах практиковалось общенародное пение в сопровождении фисгармонии. В 1933 г. Г. издал «Народный сборник молитв и богослужебных песнопений Православной Церкви», включавший основные богослужебные последования с текстом и нотами. «Народный сборник…» (именуемый также «Гораздовым сборником») и в наст. время остается наиболее часто используемой богослужебной книгой среди правосл. чехов. Для того чтобы помочь верующим освоить «Народный сборник…», Г. посещал общины и проводил систематические занятия по правосл. литургике. Так, с нояб. 1934 по март 1935 г. он проживал в Вилемове, с 8 марта по 8 июля 1935 г.- в Штепанове, с 17 нояб. 1935 по 3 апр. 1936 г.- в Брно. Он объяснял прихожанам смысл молитв, разучивал с ними гласовые напевы, читал лекции о Православии.
Г. принадлежит ряд сочинений, посвященных истории и положению Православия в ЧСР. Он — автор 172 статей на разные темы в ж. «За правдой» и 101 статьи в «Вестнике Чешской православной епархии» (Ve (stni'k c (eske' pravoslavne' eparchie, выходил в 1930—1942). Сохранилось более 200 проповедей Г. (часть их опубл.).
В апр. 1941 г. (после оккупации и раздела Югославии фашистской Германией) Чешская правосл. епархия утратила связь с СПЦ. В этой ситуации Г. направил 28 мая того же года письмо архиеп. Берлинскому Серафиму (Ляде), находившемуся в юрисдикции Карловацкого Синода, в к-ром просил у него принять Чешскую правосл. епархию «под свое архипастырское попечение, заботу и защиту, как в отношении церковном, так и государственно-политическом». 7 окт. архиеп. Серафим прибыл в Прагу, где встретился с Г. После этого Г. составил дополнение к Уставу Чешской правосл. епархии о том, что права, к-рые в соответствии с Уставом Чешской правосл. епархии имеют Сербский Патриарх, Архиерейский Собор и Свящ. Синод СПЦ, на время действия настоящего дополнения принадлежат и «православному епископу Берлинскому и немецкому преосвященному архиепископу Серафиму» (Дополнение. Ст. I). 2 дек. 1941 г. это дополнение было принято на епархиальном собрании в Праге, а 4 марта 1942 г. утверждено Мин-вом образования и народного просвещения.
27 мая 1942 г. группа чеш. парашютистов, заброшенных из Великобритании, расстреляла имперского протектора Богемии и Моравии ген. полиции обер-группенфюрера СС Р. Гейдриха. Священник пражского правосл. кафедрального собора предоставил диверсантам убежище в крипте храма. Парашютисты пробыли там 22 дня, после чего место их нахождения было обнаружено гестапо. 18 июня в бою с фашистами все парашютисты, скрывавшиеся в соборе, погибли. Г., а также священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик и староста храма Ян Сонневенд были арестованы. 3 сент. 1942 г. Пражский полевой суд приговорил их к расстрелу, 4 сент. приговор был приведен в исполнение на военном стрельбище в Праге. 27 сент. было опубликовано распоряжение нового протектора Богемии и Моравии К. Далюге о запрете деятельности Чешской Православной Церкви. Правосл. духовенство подлежало высылке на принудительные работы в Германию, церковное имущество конфисковывалось в пользу Третьего рейха.
20 окт. 1945 г. Президент Чехословацкой Республики посмертно наградил Г. военным крестом «In memoriam». Именем Г. названы улицы и площади в Праге, Брно, Оломоуце. 5 сент. 1987 г. Чехословацкая Православная Церковь причислила Г. к лику святых.
Арх.: Archi’v Ministerstva zahranic (ni'ch ve (ci' C (eske' republiky, Sekce II (1919−1939). kart. 60, 61, 62, 63, 68; Archi’v pravoslavne' ci’rkve Olomouc; Sta’tni' u’str (edni' archiv, фонды: Ministerstvo s (kolstvi' a na’rodni' osve (ty 1918−1945. kart. 811, 3812, 3813, 3814, 3907, 3908, 3909, 3910, 3911, 3912, 3913, 3914, 3915, 3916; Ministerstvo s (kolstvi' a kultury. kart. 38, 202; Pr (edsednitstvo ministerske' rady 1918−1945. kart. 141, 142, 498; ГАРФ. Ф. 6343 (Архиерейский Синод РПЦЗ); Ф. 9145. Оп. 1. Д. 811 (Док-ты рус. правосл. прихода в Праге).
Соч.: Promluva bratru* M. Pavli’ka a E. Dlouhe’ho-Pokorne (ho ve dnech sjezdu c (eskosl. ci’rkve 8. a 9. ledna 1921 v Praze. Praha, 1921; Ota’zka kostelu a jine' c (asove' ota’zky ci’rkevne (-politicke': Stav ci’rkve c (eskoslovenske na Morave (a ve Slezsku dne 1 kve (tna 1922. Olomouc, 1922; O u’kolech a orientaci ci’rkve c (eskoslovenske'. Olomouc, 1922; O krizi v ci’rkvi c (eskoslovenske': Otazka pravosl. ci’rkve v C (eskoslovensku. Praha, 1924; Z (ivot sv. Cirila a Metode (je a jejich pome (r k R (i'mu a Car (ihradu. Hlinsko, 1936 (под псевд. P. Maly); Osnova pro vyuc (ova'ni' pravoslavne’ho na’boz (enstvi' na s (kola'ch obecny’ch a me (s (t'ansky'ch. Praha, 1937; Pravoslavny' katechismus. Praha; Hlinsko, 1940; Pravidla pro duchovni' osoby c (eske' pravoslavne' eparchie. Praha, 1941; Vy’be (r zpe (vu* a modliteb ze Sborni’ku bisk. muc (edni'ka Gorazda. Praha, 1947; Z di’la / Ze zahovany’h rukopisu* pr (ipravil prof. ThDr. P. Ales (. Praha, 1988; Teorie o nerovnocennosti lidsky’h ras; Co z (ivot pr (ina's (el; Po prvni' sve (tove' va’lce; Nebezpec (i'. Vile’mov, 1999; 168 вопросов и ответов о правосл. вере. М., 2001.
Ист.: Obnova ci’rkve' katolicke' v C (eskoslovenske' republice: Na’vrh Jednoty c (eskosl. duchovenstva v Praze. Praha, 1919; Farsky' K., Kalous F. C (eskoslovensky' katechismus: Uc (eb. pro mla’dez (a ve (r (i'ci' ci’rkve c (eskoslovenske'. Pr (i'bram, 1922; U’stava c (eske' pravoslavne' eparchie. Praha, 1930; Ales (P., prot. Pasty’r (a martyr: Sb. vzpomi’nek, st. a u’vah o z (ivote (a odkazu svate’ho bisk. Gorazda k 50. vy’roc (i' od jeho umuc (eni' a 5. vy’roc (i' svator (ec (eni'. Olomouc, 1995; Sme (r (ova'ni': Texty a dok. k 80. vy’roc (i' od sve (ceni' prvni’ho c (eske'ho pravosl. Bisk. sv. Gorazda. Olomouc, 2002.
Лит.: Spisar A. Ideove' sme (rnice ci’rkve c (eskoslovenske' a bratr bisk. Gorazd. Praha, 1924; Grigoric (V. Pravoslavna' ci’rkev ve sta’te (C (eskoslovenske'm. Praha, 1928; Кирилл (Поспишил), иером. Труды еп. Горазда (Павлика) по возрождению и утверждению Православия в Чехословакии: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1959. Ркп.; Алеш Б., прот. Памяти Владыки-мученика Горазда // Ежег. Правосл. Церкви в Чехословакии. Прага, 1961; Дорофей (Филипп), митр. Еп. Горазд — архипастырь-патриот // ЖМП. 1967.. 9. С. 53−64; Мужик М. Литургический труд влад. Горазда // Ежег. Правосл. Церкви в Чехословакии. Прага, 1967; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учеб. М., 1994. Т. 2; S (uvarsky' J. Bisk. Gorazd (Mate (j Pavli’k): 1879−1979. Praha, 1979; Kra’c (mar C (. Panychida za statec (ne'. Praha, 1989; Kadlec J. Pr (ehled c (esky'ch ci’rkevni’ch de (jin. Praha, 1991. Sv. 2; Jедлински Р. Горазд, еп. чешкоморавски. Крагуjевац, 1991; Ales (P., prot. Pravoslavna' ci’rkev u na’s. Brno, 1993; Патерик новоканонизированных святых // АиО. 1998.№ 4 (18). С. 203−205; Vopatrny' G. De (dictvi' otcu*: Osudy svate' pravosl. vi’ry na u’zemi' by’vale’ho C (eskoslovenska. Praha, 1999; Marek P. C (eske' schisma: Pr (i'spe (vek k de (jina'm reformni’ho hnuti' katolick. duchovenstva v letech 1917−1924. Rosice; Brno, 2000; idem. Praslavni' v C (eskoslovensku v letech 1918−1942: Pr (i'spe (vek k dejina’m Pravosl. ci’rkve v C (esky'ch zemi’ch a na Slovensku. Brno, 2004; Fry’dl D. Reformni' na’boz (enske' hnuti' v poc (atci'ch C (eskoslovenske' republiky: Snaha o reformu katolicizmu v C (echa'ch a na Morave (. Brno, 2001; Бурега В. В. Проблема юрисдикции Правосл. Церкви в Чешских Землях в ХХ в. // ЦИВ. 2002.. 9. С. 154−185; он же. Чехословацкая Православная Церковь: Путь к автокефалии, 1945−1951 // Власть и Церковь в СССР и странах Вост. Европы, 1939−1958. М., 2003. С. 200−219; он же. Особенности богослужебной жизни Православной Церкви в чешских землях // ЦиВр. 2004. № 4 (29). С. 250−269.