Русская линия
Русская линияПротоиерей Олег Стеняев02.09.2011 

Протоиерей Олег Стеняев: Поиски своих проблем в порче или сглазе очень опасны
Известный православный миссионер прокомментировал итоги соцопроса, согласно которому более половины россиян верят в порчу, защищаясь от нее оберегом и хорошим настроением

Амулет от сглазаВ августе 2011 года портал Joblist.ru, специализирующийся на трудоустройстве и поиске работы, провел опрос об отношении россиян к порче или сглазу. Россияне в большинстве своем оказались достаточно мнительными: по данным опроса, каждый четвертый россиянин (26%) считает, что становился жертвой сглаза на работе. «Пострадавшие» (58%) отмечают, что последствием были болезнь, испорченные отношения с коллегами (30%) и даже увольнение (10%), сообщает Интерфакс-Религия.

Как правило, респонденты отмечают, что их «наградили» сглазом за то, что они преуспевают как в работе, так и в личной жизни (45%). Еще 22% видят причину в зависти других к своей красивой внешности и популярности у противоположного пола, 19% - в карьерных успехах.

Четверть россиян (27%) признались, что не знают, как именно их сглазили. При этом 43% отметили, что им «сказали что-то плохое», 40% считают, что о них подумали плохо, 8% уверены, что им что-то подсыпали или использовали колдовство. Лучшим средством в борьбе с порчей и сглазом респонденты считают хорошее настроение (45%), треть (35%) носят оберег, и лишь каждый пятый (20%) читает молитвы.

«Как вы считаете, как характеризуют подобные верования российское общество? Как православным стоит относиться к подобного рода явлениям, и существуют ли они вообще?», — с такими вопросами мы обратились к известному православному миссионеру, руководителю Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерею Олегу Стеняеву:

«Надо сказать прямо, что люди не всегда понимают, какие взаимоотношения существуют между дьяволом и Богом. Взаимоотношения между дьяволом и Богом — это не перетягивание каната, дьявол боится Бога, в Писании сказано: «бесы веруют и трепещут». Без попущения Божия злые силы ничего не могут предпринять против человека. С другой стороны, очень важно помнить о том, что, если проклятие не заслуженное, то оно как воробей вспорхнет и улетит, как сказано в Писании. В свое время Святитель Иоанн Златоуст произнес блестящие слова в дополнение текста из Книги Притч: «если ты сам, человек, не повредишь себе, никто и ничто во всей Вселенной не повредит тебе».

Поэтому, если говорить о порче, о сглазе, то это реально может работать по отношению к людям, которые проявляют беспечность в таких вопросах как Исповедь, Причастие. В Исповеди с нас взимается ответственность за грех как за содеянный поступок, в Причастии опаляется сама склонность ко греху. Источником тех или иных бед всегда является сам человек, и никакая порча к нему не сможет пристать, если он сам будет находиться в должном состоянии. А если он будет находиться в недолжном нравственном и духовном состоянии, любая чуждая «духовность» может его коснуться.

Из Священного Писания мы реально видим, что существуют колдуны, существуют маги, достаточно прочитать книгу Исход, где мы видим соперничество магов Египта с пророком Божиим Моисеем. Но при всем при этом Божия сила всегда одерживает победу, и дьявол всегда отступает перед Создателем, потому что он боится Его.

протоиерей Олег СтеняевВерующий человек должен это понять, как в свое время Святитель Василий Великий говорил: «кто Бога боится, тот никого не боится, а кто людей боится, тот Бога не боится». Те люди, которые боятся сглаза и колдунов просто должны обрести страх Божий, который «является началом премудрости», и который изгоняет любой человеческий и дьявольский страх. Если человек боится Бога, он становится бесстрашен. А бояться Бога, это значит бояться нарушить волю Того, кого мы возлюбили всем сердцем, всем помышлением своим.

То, что наше общество исповедует «религию с черного хода», со стороны бесовских искушений, заговоров и наговоров, свидетельствует об отсутствии некого должного уровня. Если бы люди имели хотя бы элементарные представления о духовных реалиях, хотя бы образование на уровне детской воскресной школы, они бы не паниковали перед этими силами зла, которые, безусловно, находятся в состоянии поражения, потому что, когда Христос умер на кресте и воскрес из мертвых, была одержана самая великая победа над силами зла, и дьявол не действует в этом мире так легитимно, как он действовал после грехопадения наших прародителей, когда люди в лице Адама и Евы признали власть змия над собой больше, чем власть Бога. Но, когда Иисус Христос искупил первородный грех, когда он сказал на Галгофском кресте «свершилось», с этого момента сила зла действует в этом мире нелегитимно, потому что дьявол связан и ограничен в своих возможностях и может действовать только через свободные произволения нашей совести. Когда люди подыгрывают ему своими грехами, пороками, беззакониями и не ищут мира с Богом, вот тут он, конечно, может себя проявлять. Во всех других случаях он ограничен силой Креста Господня и Божественным Промыслом.

Большинство опрошенных считают главным средством в борьбе с такими явлениями хорошее настроение, оберег, и лишь пятая часть считает, что это молитва. Но и молитва грешника выше потолка не поднимется, если это не покаянная молитва, которая совершается во имя Иисуса Христа, во имя его Голгофского жертвенного служения. А если он просто просит, чтобы его защитил Господь, но при этом он сам не подчиняется власти Бога, то почему Бог должен защищать того, кто не находится на службе у Создателя, кто восстал против Него, участвует в том мятеже, который дьявол первый начал против власти Бога.

Надо понять, что от зла мы можем себя обезопасить, когда мы действительно встанем на сторону Бога. Чем отличается бесовская вера в Бога, от истинной веры, ведь сказано, что бесы веруют и трепещут? Отличия принципиальные. Одни говорят, что они верят в существование Бога, таких подавляющее большинство, а христиане говорят несколько иначе, они говорят: мы верим Богу. Так, например, сказал апостол Павел, когда была буря и на корабле все были в панике, волны опрокидывали этот корабль, а он был совершенно спокоен. Надо верить не просто в существование Бога, этого недостаточно, но надо верить Богу, то есть иметь доверие к Нему. Если мы верим Богу, то мы стараемся исполнять Его Слово, оно для нас является высшим критерием. Тогда силы зла совершенно нам неинтересны, мы не обращаем на них внимания, и они ничего не смогут сделать с человеком, который передал свою жизнь Богу, и старается жить по Его Заповедям, по своим возможностям, а когда у него не получается, он прибегает к таинству Исповеди.

Вообще, главный посыл ответов — это поиск причины вовне, в близких людях. Сам по себе такой подход порочен. Потому что человек должен искать разрешения всех вопросов в себе. Христос сказал, что «Царство Божие внутри нас есть», то есть, если в себе ты обретешь Бога, ты Его обретешь. А попытки найти что-то вне себя, когда мы перекладываем ответственность за свои грехи на какие-то внешние обстоятельства, на других людей, видим причину наших духовных недугов вовне — это очень опасно. Но в действительности, ещё раз повторю слова Святителя Иоанна Златоуста: «если человек сам себе не повредит, то никто и ничто во всей Вселенной не сможет повредить ему».
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика