Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Артемий Владимиров02.09.2011 

Надо идти от внешнего к внутреннему, от здоровья телесного к здоровью духовному
Беседа с настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, членом Союза писателей России протоиереем Артемием Владимировым в эфире телеканала «Союз»

— В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Протоиерей Артемий ВладимировВ студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте, отец Артемий. Сегодня мы поговорим о самом главном — о нашем здоровье. Батюшка, о чем обычно просят люди, чего они хотят и что Церковь может им предложить?

Особый дар

- Вы знаете, многие люди, даже к батюшкам обращаясь с какими-то благопожеланиями, говорят им: здоровья, здоровья и самое главное — здоровья. Действительно, здоровье — это особый Божий дар. Особенно когда начинаешь его терять, понимаешь, что такое юность, избыток жизненных сил, когда не нужно ежечасно мерить себе давление. И поэтому имя целителя Пантелеимона не оставляет равнодушным никого. Даже многие некрещеные люди приходят в храм в день его прославления, чтобы поставить свечку этому удивительно красивому угоднику Божиему. С иконы на нас смотрит румяный юноша с локонами вьющимися, безбородый. А в руках он держит некую шкатулку — коробочку с лекарствами. И перед этой иконой душа сама собой помолится за себя, за ближних: «Господи, помоги, Господи, укрепи, исцели».

— Батюшка, а можно ли ходить в церковь за здоровьем?

- Некоторые ригористы, или очень строгие богословы, говорят: «Ну что ты пришел просить здоровья, с корыстными намерениями — разве можно что-то просить у Бога?». А мы, батюшки приходские, знающие жизнь во всех ее проявлениях, говорим, что не только можно, но и нужно приходить. Потому что начнешь молиться о здоровье телесном, но поневоле вспомнишь, что у тебя есть грехи. А говорят, что наши грехи провоцируют наше состояние. Вот поэтому — от внешнего к внутреннему, от здоровья телесного к здоровью духовному. Лучшее средство омоложения — Исповедь и Причащение Святых Таин.

— Батюшка, звонок от телезрителя, Белгородская область на связи.

— В нашем государстве есть люди разные: и христиане, и язычники, и атеисты. И как христианину относиться к оскорблениям и подлости со стороны не христиан? Можно ли христианину обращаться в правоохранительные органы и в суд или прощать надо всех? А так люди могут просто обнаглеть и считать, что я слабость проявил.

- Прощать — дело неплохое, но вопрос ваш вполне философский. Вот сосед говорит: ты христианин, и я забор твой переставил на метр, вторгшись на твою территорию, но ты должен терпеть, потому что Бог так велел. Мы-то, конечно, потерпим, но защищать интересы семьи, жены, детей необходимо. Если он по-хорошему не понимает, то можно обращаться к судебным инстанциям. В связи с этим мне вспоминается такое повествование. Послереволюционные годы, Волынь, древний православный край, молодой инок приходит в трактир, покупает соль, перец по нуждам монастыря. А приказчик очень хитро говорит: «Вот у вас в Евангелии написано: если ударят в одну щеку, подставь другую. А ну-ка, давай попробуем» — и раз его по щеке. Молодой послушник, косая сажень в плечах, который одним ударом мог бы стенку разрушить, по долгу инока терпит. Несколько раз повторяется эта мерзкая история, очевидно, что приказчик был не православный человек, скорее всего, иезуитская у него была мораль. В конце концов, инок наш приходит к старцу монастырскому и спрашивает, что делать. Тот ему что-то прошептал на ухо. Инок повеселел, приходит вновь закупать необходимые товары. Приказчик обращается с той же интонацией: «Вот у вас Христос велел терпеть, а ну-ка, получи, брат». Послушник и говорит: «Да, действительно, у нас в Новом Завете Христос велел подставлять и другую щеку, а у вас в Ветхом Завете сказано: око за око, зуб за зуб. А ну-ка, получи, брат»; тот выскочил из-за прилавка прямо в служебное помещение. Больше инока никто не доставал.

Каждому дается по вере его

— Батюшка, следующий звонок из Беларуси, слушаем вопрос из Могилева.

— Батюшка, когда-то очень давно по радио я слышала Ваш рассказ о том, как Вы сами пришли к Богу, Вы рассказывали о бабушке, о родителях. У меня такое впечатление, что с этого начался мой путь к Богу, и я Вам очень благодарна. У меня такой вопрос. Мы обращаемся за исцелением к Пантелеимону, а почему мы не можем обращаться прямо к Самому Богу? Ведь если у нас что-то болит, мы идем к врачу, а не к медсестре?

- Конечно же, обращаясь к великомученику целителю Пантелеимону, мы веруем, что Христова благодать, почивающая в этом святом, уврачует наши душевные и телесные раны. Но, простите, ожидая приема у хирурга, мы так или иначе не обойдем медсестру. Она встретит нас с любовью и скажет: «Не волнуйтесь, у нас такой доктор, что от него никто не уходит, не получивши желаемого. Что у вас болит? Давайте посмотрим, укольчик поставим». И в этом образном сравнении понятно, что друзья Христовы, особенно мученики, которые пролили кровь за исповедование веры, ходатайствуют о нашем исцелении. Поэтому, обращаясь непосредственно ко Христу, мы так и молимся: «Господи Иисусе Христе, молитвами чудотворца Николая, великомученика и целителя Пантелеимона даруй мне хорошего врача и хирурга, чтобы операция прошла благополучно».

— Смоленская область на связи.

- Батюшка, когда я учился в школе, нам показывали картину «Кровавое воскресенье» 1905 года, расстрел рабочих. Учительница истории сказала, что это было сделано по приказу Царя. А его недавно канонизировали. Объясните, или нас неправильно учили, или я чего-то недопонимаю?

- Дорогие друзья, уже давно пора отрешаться от советских стереотипов, навязанных теми, кто не любил ни русских царей, ни царской России, ни Святой Руси. Вы можете сегодня только с помощью интернета, если наберете в справке словосочетание «поп Гапон», узнать, что это был провокатор, террорист, социалист, который прятал под рясой, которую он не имел права носить, пистолет. И когда религиозно настроенные рабочие с иконами, хоругвями приближались к Зимнему дворцу, вся эта революционная шантрапа начала беспорядочную стрельбу по оцеплению царской регулярной армии, желая спровоцировать кровопролитие. Государя тогда вовсе и не было в Зимнем дворце, и думаю, что не вина Николая Николаевича, Великого князя, потом изменившего присяге, что он отдал приказ ответить залпом на эти выстрелы. Так что провокаторы были, есть и будут, но Родина должна знать этих изгоев.

— Батюшка, следующий звонок — из Германии.

- Скажите, пожалуйста, можно ли давать на пересадку органы, кремировать усопшего, если у людей нет денег на похороны? Как относится Православная Церковь к этому?

- Вопрос непростой. Пересадка органов. Если речь идет о наших родственниках, если мама хочет поделиться здоровой почкой с заболевшим дитятей, кто же может запретить этот жертвенный подвиг?

Что касается второго вопроса, давайте вспомним библейскую заповедь, которая была обращена еще к нашему праотцу Адаму: «Из земли взят, и в землю отыдешь». Не в крематорий. Потому что мы составлены из земных стихий, и поэтому наше тело, освященное благодатью Святого Духа, так же, как и душа в таинстве Крещения и Миропомазания, освященное Причащением Святых Христовых Таин, вовсе не заслуживает судьбы Индиры Ганди. Это индусы, придумавшие особую религию о переселении душ, сжигают себя на кострах. Нам нельзя пользоваться примером и следовать Фридриху Энгельсу, который, как известно, жил с двумя сестрами одновременно и финансировал, эксплуатируя рабочих, Маркса, писавшего свой «Капитал». Энгельс от своей безбожной жизни пришел к тому, что завещал себя сжечь и развеять его прах вдоль реки Рейн, вовсе не заслужившей этой участи.

— Следующий звонок — из Братска.

- Моей дочери наложили епитимью на пять лет за аборт. Считаю, что это очень долгий срок — пять лет жить без Причастия.

- Да, милые мои, хотя еще более ужасно это преступление против материнства — убиение невинного младенца. Но вы правы, в наше время многие, помраченные неверием родственников или находящиеся во тьме неведения Бога, совершают этот страшный грех и лишь потом прозревают. Конечно, священники должны разборчиво относиться. Если батюшка, который наложил на нее эту епитимью, встретил ее первый раз, а может быть, и последний, обратитесь к более опытному священнику. И смотря по мере покаяния вашей дочери, можно будет пересмотреть это отлучение, которое, в принципе, справедливо, но требует соотношения с современным безнравственным состоянием человечества.

В смиреньи сердца надо верить…

— Следующий звонок из Тульской области.

- У моей дочки с мужем нет детей, там вопрос мужского бесплодия. Я хотела бы узнать, как Церковь к этому относится и как поступить правильно. Повенчаться они не успели.

- Давайте порассуждаем. Во-первых, нужно уточнить диагноз. Слишком быстро подчас в наших медицинских центрах выносится приговор. Если они любят друг друга и оба крещены, не худо знать, что отец Пресвятой Богородицы Иоаким был бесплоден, но Господь увенчал их крепкую веру рождением Дитяти. Это была Мария, послужившая великой тайне воплощения Живого Бога. В таинстве Венчания и нисходит благодать, сила, Божественная энергия к зачатию, рождению, воспитанию детей. Есть супруги и бесчадные, но некоторые из них в Евангелии находят такие слова: «Тот, кто примет малое дитя во имя Мое, принимает Меня, Христа, и пославшего Меня Отца».

Вот сейчас американцы стоят в очереди за русскими детьми, причем некоторые из них от рождения с ограниченными возможностями. А русская публика не интересуется сиротами, не ходит в дома малютки, хотя часто имеет проблемы с репродуктивной функцией. Но у каждого свой подвиг. Разрешите помолиться за вашу юную молодую пару, а им очень рекомендую обратиться к священнику с первой Исповедью. Как знать — чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит чудесам.

— Мне 22 года, у меня умер муж, жизнь потеряла всякий смысл; что делать дальше?

- Давайте все вместе осеним себя крестом и помолимся за юную Екатерину, которую постиг этот скорбный жребий. Но не будем отчаиваться. Вспомним слова русского поэта Баратынского: «Премудрость вышнего Творца не нам исследовать и мерить: в смиреньи сердца надо верить и терпеливо ждать конца». Предположим, вы были венчаны. Конечно, вы уже не связаны законом Божиим и при расположении к семейной жизни можете вступить в законный для христианина венчаный брак. Мне известна одна молодая девушка, у которой муж погиб в автокатастрофе. И она, потеряв его в одночасье, обрела в своей душе поэтический дар, который раскрылся у нее как цветок под лучами солнца. Мне приходилось читать ее уже изданные стихотворения, она настоящий поэт. И в этих стихотворениях она видит своего супруга и в росе, покрывающей траву, и в первых лучах весеннего солнышка, и в белоснежных лепестках ландышей чувствует его и общается с ним, с душой своего супруга. Как бы то ни было, мы помолимся, чтобы Господь вас утешил.

— Следующий звонок — из Московской области.

- Наша Церковь — апостольская, и рукоположение идет последовательно: от апостолов — ученикам, и так дальше, и получается, что наши современные батюшки получают рукоположение от апостолов. Вот Вы, отец Артемий, могли бы назвать того апостола, от которого идет Ваше рукоположение?

- Какой интересный вопрос… Мне бы хотелось, чтобы мое рукоположение, преемственное от епископа к епископу, восходило бы — прости, Господи, мою душу грешную — к святому Иоанну Богослову, который был усыновлен Деве Марии и покровительствовал Ей последние годы Ее земной жизни. Но если бы Господь сказал: «Дорогой батюшка Артемий, ишь чего захотел, духовного родства с любимым учеником Господа? Выбирай любого другого», я бы ответил: «Как бы мне хотелось тогда, чтобы мое священство, а точнее, Христово священство, которое почивает на моих недостойных плечах, восходило бы к святому апостолу Павлу, ибо апостол Павел обошел всю Вселенную, все Средиземноморье. И он был похож, на мой взгляд, на бенгальский огонь, магний горящий, который испускает свет и тепло, а сам тает, тает, тает». Но, думаю, только на Страшном Суде выяснится, через кого же именно я, недостойный, воспринял благодать Христову.

— Есть звонок из Серпухова.

- Слышала, что тот, кто перешагнул порог синагоги, отлучается от Причастия на всю жизнь. Так ли это?

- Кратко скажу, что церковные каноны действительно воспрещают христианину свершать моления где-либо, кроме как в православном храме. Допускаю, что в туристических целях православный христианин может войти в собор Парижской Богоматери: как никак, там находится христианская святыня — Терновый Венец. Если вы помните, Патриарх Алексий II молился перед этим Венцом, это не была экуменическая служба, но он приложился к древней христианской святыне. Но для нас, христиан, вовсе запрещено совершать какие-то моления в мусульманской мечети или в синагоге.

— Звонок из Чувашии.

- Батюшка, скажите, пожалуйста, какие деяния относятся к греху хулы на Духа Святого, и правда ли, что это грех непрощаемый? Он у меня есть, и я очень из-за этого переживаю.

- Это не ваш грех, успокойтесь, мне кажется, к этому греху вы не имеете никакого отношения. Дела в том, что грех непрощаемый — это тот грех, в котором человек принципиально не хочет каяться. Вот такой хулой согрешал Ульянов-Ленин. Он крещеный был, он с Надеждой Крупской венчался, правда, изменял ей с Инессой Арманд. И он говорил страшные вещи: «лучше сивуха, лучше разврат, нежели Православие, чем больше мы отправим черносотенного духовенства на тот свет, тем ближе мы будем к торжеству мировой революции». Вот хула на Духа Святого, то есть иступленная ненависть, дьявольское озлобление против веры и святынь. Хула на Святого Духа — не нежелание покаяться, а, напротив, богохульное восстание на святыню, бахвальство в отношении тобою содеянных беззаконий. Что касается вас, дорогой мой, то вы трепетный христианин, душа которого переживает, если какие-то нечестивые помыслы в сознании вдруг рождаются, вот вам очень простое лекарство: ни в коем случае не считать эти помыслы своей собственностью. Чуть только они пришли к вам во время молитвы, тотчас скажите: «Господи, это не от Тебя, не Твое и не мое, не принимаю. Матерь Божия, помоги мне». И начинайте молиться. Все помыслы сразу отойдут, как дым при порыве ветерка.

— Батюшка, когда я готовился к эфиру, меня один коллега спросил, что нужно сделать, чтобы повысить свой интеллектуальный уровень?

- Могу сказать, что не делать. Не злоупотреблять дурным «балтийским» пивом, от которого размякают мозговые ткани и человек переходит к растительному существованию. Поймите меня правильно: я не против пива, не против воблы, но все хорошо в меру. Конечно, для развития умственного горизонта необходимо чтение; не уверен, что компьютерные игры содействуют развитию каких-то ментальных способностей, а вот хорошая книга — без сомнения. Но, если честно, то опыт показывает, что когда мы со вниманием обращаемся к Богу и просим Его вразумить нас, просветить наш разум — это самый короткий путь к стяжанию подлинного интеллектуализма и мудрости. Потому что Бог — Источник разума, Он сотворил небо и землю и все, что в них. И поэтому человек молящийся обретает от Господа способность критического суждения, он не желает зомбироваться от потока массовой информации, он сохраняет интеллектуальную силу к размышлению о смысле жизни и получает от Господа дар логического мышления.

Вера и верность

— Еще один звонок — Сергиев Посад на связи.

- Есть такой воин Евгений Родионов, ему отрубили голову за то, что он отказался снять крест. В наше время не каждый верит в чудеса Божии. Я читала жития святых, там рассказывается, как их убивали, растерзывали, отрезали головы, и текла не кровь, а молоко. А почему же у него не текло молоко, чтобы Господь показал бы нам это чудо в наше жестокое время? Если бы Он показал, я думаю, что очень многие уверовали бы, даже те, которые ему отрубали голову.

- Так было, например, со святой мученицей Татианой, убиенной в Риме в III веке. Евгений — святой человек, его еще не канонизировали, но все молятся и знают, что это праведник, пред Богом стоящий, как свеча. Но я не думаю, что многие бы уверовали, как многие до сих пор еще не верят, что в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь и сам собою возжигает свечи на гробе Господнем. Я вам советую встретиться с мамой воина Евгения, я сам с ней хорошо знаком. Эта героическая русская женщина каждый месяц бывает в Чечне и возит нашим ребятам продуктовые посылки, иконы и крестики. Человек, который увидит эту женщину, сумевшую пережить мученическую кончину своего сына, осенит себя крестом и скажет: «Есть женщины в русских селеньях.». Не в молоке, истекавшем вместо крови, дело — дело в вере и верности Христу даже до гроба. Не только мученик Евгений, но и тот замечательный русский воин, который вошел в захваченный террористами театр на Дубровке и отдал себя в руки двуногим людоедам, засвидетельствовав им веру во Христа Воскресшего, но и десятки других мальчиков и юношей, свершающих свой будничный подвиг по бескрайним просторам нашей Родины, говорят о том, что Россия всегда останется Святой Русью.

- Батюшка, большое спасибо за интересную и содержательную беседу и до следующих встреч.

— Благодарю вас за внимание, дорогие друзья, и благословит нас всех Господь на добрые богоугодные дела.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51903


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru