Седмицa.Ru | 31.08.2011 |
Исторические сведения об Иоанне Рильском
Оснований для датирования жизни И. Р. весьма мало. Чрезвычайная популярность святого при недостаточности исторических известий о нем стала причиной многочисленных необоснованных гипотез и домыслов относительно его биографии и истории почитания как в церковной, так и в научной лит-ре (критику нек-рых из них см.: Добрев. 2007. С. 330−354). Визант. агиограф Георгий Скилица связывает жизнь И. Р. с правлением визант. императоров Константина VII Багрянородного (913−959) и Иоанна I Цимисхия (969−976), а Жития И. Р. болг. происхождения — с правлением болг. царя св. Петра (927−970). Поэтому, исходя из сведений Жития, что И. Р. скончался в 70-летнем возрасте, исследователи предполагают, что святой род. ок. 876−880 гг. В «Завете Иоанна Рильского» сообщается, что в 941 г. святой поставил игуменом Рильского монастыря Григория, но это известие не может считаться достоверным из-за позднего происхождения источника. 946-й (6454) как год смерти И. Р. встречается лишь в поздних печатных «Святцах с летописью» (1-е изд.: М., 1646) и через их посредство — в поздних летописях (напр., в Мазуринском летописце кон. XVII в.: ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 39). В болг. лит-ре 946-й как год кончины И. Р. появился в связи с распространением в XVII—XVIII вв. в Болгарии рус. печатных книг (Прологов и Святцев).
Жизнь
Биографические сведения об И. Р. в Житиях весьма скудны. Он род. в зажиточной семье в с. Скрино (впервые упом. в документах в 1347) близ г. Средец (ныне София). С детства отличался набожностью и целомудрием. Пас овец и заботился о родителях, после смерти которых по неизвестной причине на него начались гонения со стороны односельчан (жители Скрино до сих пор в болг. фольклоре именуются «святогонцами»). В 25 (или в 20) лет, решив принять монашество, И. Р. раздал имущество бедным и тайно ушел в один из близлежащих мон-рей, где принял постриг. Вскоре он покинул обитель и поселился в хижине на высокой пустынной горе, где часто подвергался бесовским искушениям. Из-за нападений разбойников был вынужден уйти и после скитаний вдоль р. Струмы поселился в Рильских горах в дупле дерева в местности Голец, а затем в пещере на возвышенности Вертеп (Въртоп). Здесь его нашел юноша (согласно Житию, написанному патриархом Тырновским Евфимием, племянник И. Р.) Лука, к-рый хотел тоже стать отшельником. Когда юношу укусила змея, то по молитве И. Р. она превратилась в камень, к-рый впосл. стал целебным. Согласно патриарху Евфимию, прожив здесь 12 лет, И. Р. углубился в горы и 7 лет и 4 месяца жил на скале высотой 40 саженей (ок. 80 м). К этому периоду Георгий Скилица относит начало распространения славы о святом. Когда его нашли пастухи, он совершил неск. исцелений и стал известен болг. царю Петру. Анонимное болг. житие сообщает, что царь и И. Р. писали друг другу письма, патриарх Евфимий даже приводит содержание 2 из них, однако существование этой переписки скорее агиографическая легенда, чем исторический факт.
О роли И. Р. в основании Рильского мон-ря источники сообщают по-разному. Согласно древнейшему Анонимному болг. житию, святой подвизался в одиночестве и встречался только с людьми, к-рые просили у него исцеления. Георгий Скилица сообщает о последователях святого, к-рые устроили вокруг его пещеры кельи и мон-рь, но подвижник 12 последних лет жизни провел в уединении. Под влиянием позднего и, по мнению мн. исследователей, малодостоверного «Завета…» в церковной лит-ре наиболее часто И. Р. известен как основатель и игумен обители, к-рый выбрал себе преемником игум. Григория и оставил ученикам духовное завещание.
Достигнув преклонных лет и предчувствуя приближение кончины, И. Р. собрал учеников, дал им наставления, лег на землю и скончался. Анонимное житие уточняет, что известие о близости кончины святому сообщил св. Иоанн Креститель и что И. Р. предал дух Господу, после того как ему в рот влетела белая пчела. В Житии сообщается день смерти — 18 авг. и то, что святой был погребен в Рильских горах в месте, на к-рое до момента его обнаружения посланными царем Петром людьми, приходили только звери. Согласно Георгию Скилице, И. Р. был похоронен учениками через 40 дней, но все это время его тело оставалось нетленным, источало благоухание и даровало исцеления.
«Завет Иоанна Рильского»
(предсмертное поучение ученикам). Это произведение нек-рые исследователи (преимущественно болгарские) считали подлинным (Иванов. 1917. С. 129−142; Дуйчев. 1947. С. 84−85, 138−168; Он же. 2000. C. 35−60; Гошев. 1955. С. 433−502), другие были не согласны с этой т. зр. (Киселков. 1937. С. 105−104; Снегаров. 1940. С. 462−475; Nikolova B. 2004. С. 4−41; Она же. 2006; Добрев. 2007. С. 227−259). Текст «Завета…» известен в ряде списков не ранее 2-й четв. ХIХ в. (подробно см.: Николова Б. 2006). Датирование списка «Завета…» в составе конволюта, принадлежащего монастырю св. Пантелеимона на Афоне (Ath. Pantel. slav. 49. Fol. 1−8), рубежом ХVIII и ХIХ вв. (Tachiaos A.-E. N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal.; Los Ang., 1981. P. 96; ср.: Тахиаос А.-Е. Н. Отзвуци на Българското възраждане в слав. ръкописи на рус. ман-р «Св. Пантелеймон» в Света Гора // В памет П. Динеков: Традиция, приемственост, новаторство: Сб. / Ред.: К. Косев. София, 2001. С. 64−74) является неточным, т. к. по филиграням он относится к 40-м гг. XIX в. «Завет…» имеет все признаки классического фальсификата Нового времени: он сохранился только в поздних копиях якобы со списка 1385 г., сделанного в Рильском мон-ре с автографа И. Р., о к-ром нет др. упоминаний; язык памятника и орфография списков не содержат к.-л. архаизмов не только Х в., но и кон. ХIV в. и следуют поздним церковнослав. правописным нормам, характерным для памятников ХVIII-ХIХ вв. (русский церковнославянский со следами новоболг. языка); явными анахронизмами являются указание писца «копии 1385 г.» на то, что оригинал был написан на «кожаной бумаге» («кожаной хартии»), и употребление наряду с датировкой «от Сотворения мира» даты от Р. Х. Текст «Завета…» не содержит дополнительных сведений об И. Р., если сравнить его с Житиями и по содержанию является поучением о пользе монашеского общежительства; элементов ктиторского устава памятник не содержит. Детальный анализ текста (с особым упором на его терминологические несоответствия) и выводы о его подложности и поздней датировке были сделаны Б. Николовой и И. Добревым (Nikolova. 2004; Она же. 2006; Добрев. 2007. С. 227−259). Важной приметой для определения датировки текста является полное отсутствие известий о нем в документах В. И. Григоровича, посетившего Рильский мон-рь в нач. лета 1845 г., интересовавшегося его историей и книжным собранием и состоявшего в переписке с иером. Неофитом (впосл. архимандрит и игумен). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в 1-й пол. 1845 г. «Завет…» либо еще не был написан (см.: Турилов А. А., Флоря Б. Н. Христианская лит-ра у славян в сер. Х — сер. XI в. и межслав. культурные связи // Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы накануне 2-го тысячелетия. М., 2002. С. 414), либо его скрыли от рус. исследователя во избежание разоблачения подделки (Николова. 2006. С. 162). Автором «Завета…» с наибольшей степенью вероятности следует признать его 1-го издателя, игум. Рильского монастыря Неофита, а текст рассматривать как памятник болг. церковно-общественной мысли и аскетики эпохи национального возрождения.
Мощи
Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах были обретены мощи И. Р., но, вероятно, это произошло еще в Х в. Позднее они были перенесены в Средец. Согласно болг. традиции (Анонимное болг. житие), это произошло по инициативе либо царя Петра (Иванов. 1931. С. 345−346; Гюзелев. 1999. С. 19−20), либо брата болг. царя Самуила Аарона (997−1014; Дуйчев. 1947. С. 195). Георгий Скилица относит перенесение мощей ко времени «Двуродного» правителя: по мнению историков, это прозвище может указывать на одного из 3 визант. императоров: Романа IV Диогена (1068−1071), Михаила VII Дуку (1071−1078) или Романа II (959−963; см.: Тодоров. 2002. С. 174−175). В Средеце мощи святого положили в «епископской церкви» (вероятно, в Св. Софии; см.: Николова Б. Православните църкви през Българското Средновековие, IX—XIV вв. София, 2002. С. 180), затем перенесли в деревянную ц. св. ап. Луки, а затем в специально построенную во имя И. Р. каменную (2 последние церкви не сохр., определить их местоположение не удается; см.: Там же. С. 183). Здесь от мощей И. Р. получили исцеление визант. имп. Мануил Комнин (1143−1180) и его приближенный, наместник в Средеце, агиограф и гимнограф Георгий Скилица.
В 1183 г., во время венгеро-визант. войны, в качестве военного трофея мощи И. Р. были перенесены в соборный храм Эстергома (Венгрия), о чем кратко сообщают Жития в стишном Прологе и Драгановой Минее, а более подробно — Тырновский патриарх Евфимий. Согласно сообщению последнего, это произошло после завоевания (1183−1185) Средеца венг. кор. Белой III. Пребывание мощей в венг. столице было отмечено чудом с местным архиепископом, наказанном болезнью за неверие в их чудотворную силу. В 1187 г. мощи вернулись в Средец; историки объясняют это возвращение началом болг. восстания асеневцев и стремлением визант. имп. Исаака II Ангела, зятя кор. Белы III, привлечь болгар на свою сторону. Уже в 1195 г. болг. царь Иоанн Асень I перенес их в Тырново (ныне Велико-Тырново) и положил в специально построенной церкви (возможно, в мон-ре) на холме Трапезица (сохр. лишь фундамент, о церкви № 8а см.: Николова Б. Православните църкви през Българското Средновековие, IX—XIV вв. София, 2002. С. 105−106; Димова В. Църквите в България през XIII—XIV вв. София, 2008. С. 238−241).
К сер. XV в., после османского завоевания Болгарии и падения Тырнова (1393), храм, в к-ром хранились мощи святого, пришел в запустение. Монахи Рильского мон-ря, пользовавшиеся покровительством вдовы тур. султана Мурада II Марии (Мары) Бранкович (см. ст. Бранковичи), в 1469 г. направили посланцев, к-рые взяли мощи и через Сев. и Зап. Болгарию перенесли их в обитель. По ходу следования процессии мощам поклонялось множество народа, происходили чудеса и массовые исцеления. 30 июня, согласно свидетельству современника Владислава Грамматика, подробно описавшего путешествие в т. н. Рильской повести, святыня была торжественно положена в обители. В память об этом событии 1 июля было установлено специальное празднование, которое носило местный характер.
Неизвестна история десницы мощей святого. Согласно поздней и недостоверной рус. легенде, она была принесена на Русь в X—XII вв. бежавшими от татар болг. монахами и положена в построенный во имя святого храм на берегах р. Сейм — впоследствии речка стала именоваться Рыло, возникший город — Рыльск, а на месте храма возник монастырь (см. Рыльский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь), святыня была сокрыта в холме рядом с городом. Частично с этой легендой соглашался Й. Иванов, но относил перенесение святыни ко времени правления царя Иоанна IV Васильевича или к еще более позднему периоду. Большинство исследователей считают, что легенда возникла в Рыльске не ранее XVIII в. под влиянием созвучия топонимических названий.
По греческой версии, во время русско-турецкой войны 1768−1774 гг. русские солдаты перенесли святыню на о-в Сирос (совр. Греция), а затем некий иером. Гавриил подарил ее Феодосии (Кардици), игум. мон-ря Всех святых на о-в Тинос (Греция), где она хранится в серебряном мощевике, выполненном в форме руки (Пантелеимон (Пулос). 1992. С. 501).
Сохранились упоминания о том, что после 1393 г. по просьбе протопопа Иакова из Пловдива от мощей И. Р. была взята частица, к-рая впосл. хранилась в Филиппольской митрополии (об этом сказано в Рильской повести Владислава Грамматика), а с 1937 г.- в Германском мон-ре.
Фрагмент статьи из 24-го т. «Православной энциклопедии», с. 585−598