ПОЛИЦИЯ УСПЕШНО ОГРАДИЛА ПАПУ РИМСКОГО ОТ ВОЗМУЩЕНИЯ ГРЕКОВ
4 мая в 11−30 по афинскому времени Папа Римский Иоанн Павел II прибыл на международный аэродром «Элевфериос Вэнизэлос» в Афинах. «Народ Афин принял понтифика без особой теплоты», — отметило даже государственное телевидение Италии. Едва показавшись из самолета, понтифик театральным жестом снял белую шапочку, всегда покрывающую его голову (что произвело нужный эффект на журналистов, неоднократно во время телевизионных репортажей подчеркнувших это). Девочка и мальчик, одетые в традиционные одежды, преподнесли на блюде престарелому понтифику элладскую землю для поклонения, поскольку под предлогом плохого самочувствия, Папа не захотел, согласно традиции, склониться к ней сам. Католический архиепископ в Афинах Николай преподнес Папе букет белых и желтых цветов — цветов ватиканского флага. В 12−15, строго следуя программе, понтифик в сопровождении 10 кардиналов Католической Церкви прибыл в президентский дворец, где при входе его встречал К. Стефанопулос, президент Греции. В зале приемов между ними состоялась длительная беседа, в ходе которой Папа обратился к теме отношения христианства и культуры, упомянул о вкладе Греции в мировую культуру и о значении того, что будущие Олимпийские игры будут проходить именно в Афинах. «Корни Европы — в Греции, — сказал понтифик. — Ныне я становлюсь здесь паломником, следуя стопам апостола Павла». Президент Греции преподнес Папе символический подарок — позолоченный сувенир с изображением времен микенской культуры. Понтифик, в свою очередь, подарил г-ну Стефанопулосу мозаичную икону Ватиканской школы. Через некоторое время в президентский дворец прибыл К. Симитис, глава правительства. Папа уделил ему особое внимание, равно как и председателю парламента Катляманису и лидеру второй большой партии в Греции К. Караманлису, которые в разговоре с понтификом отдельно подчеркнули тему Кипра и попрания прав человека на острове. Относительно этих больных не только для Греции, но и для всего культурного мира вопросов, Ватикан до сих пор воздерживается от комментариев. После посещения представителей государственной власти понтифик направился в архиепископию, где его встречал Блаженнейший Христодул с членами Священного Синода. Иоанн Павел II — первый Римский Папа, который встретился с предстоятелем Элладской Православной Церкви. После обмена приветствиями Папа и Архиепископ Христодул подписали «Общее сообщение», текст которого был подготовлен на внеочередном заседании Синода Элладской Церкви 27 апреля 2001 года. Это сообщение было прочитано по-гречески и по-английски при поклонении понтифика на Ареопаге. Архиепископ Христодул обратился к Папе с речью, в которой со всей ясностью упомянул о проблемах, служащих глубоким препятствием для диалога двух Церквей. Предстоятель Элладской Церкви подчеркнул: «Православный народ Греции в своем церковном сознании и национальной памяти переживает напряженнее, чем другие православные народы, болезненный опыт прошлого. До сих пор остаются кровоточащими раны, нанесенные его цветущему телу, что общеизвестно, как губительной манией крестоносцев и латинским правлением, так и аморальной деятельностью латинской унии». Говоря о проблеме унии, Архиепископ отметил, что именно она сейчас «составляет главную причину непродуктивности богословского диалога между римо-католиками и православными». Особо Блаженнейший Христодул подчеркнул, что Ватиканом не выражено ни одного слова сочувствия поруганным братьям на Кипре, ни слова о вандализме, поругании там христианских святынь, насилии. «Примечательно, — сказал Архиепископ Папе Римскому, — что хотя апостольский остров Кипр с четвертого века стонет от варварского разделения, является жертвой жестокой национальной чистки, оплакивает сотни мертвых и пропавших без вести мучеников свободы, живет в продолжающемся вандализме и грабеже своих прекрасных христианских памятников, не было услышано хотя бы даже одного выражения сочувствия с Вашей стороны». В ответ Папа зачитал речь, где произнес слова осуждения исторических несправедливостей по отношению к православным со стороны чад Католической Церкви. В этом отношении было сказано о потребности «очищения памяти» через прощение и стремление преодолеть имеющиеся разделения. «Католическая Церковь, — сказал понтифик, — однажды встав на путь примирения со всеми, никогда уже с него не свернет». Он обратился к позорной для Католической Церкви истории захвата Константинополя в 1204 году, крестовым походам, признавая ошибки Западной Церкви и выражая надежду, что Бог простит их. Это вызвало аплодисменты Архиепископа, которые, впрочем, почти не были поддержаны. В конце своего слова Папа сказал по-гречески: «Бог да благословит Элладу!». Архиепископ проводил понтифика до автомобиля. В 18−30 он присутствовал при поклонении Папы на Ареопаге, а в 20−15 нанес ему ответный визит в апостольской нунциатуре. За все время пребывания Папы в Афинах не было замечено никаких серьезных беспорядков на улицах — благодаря тому, что были предприняты строжайшие меры безопасности. Около 7 тысяч полицейских следило за порядком в городе и по пути следования Римского понтифика, не дав никакого шанса православным грекам выразить свой протест против визита Папы. На центральных улицах было перекрыто движение, что вызвало огромные сложности с перемещением. Движение возобновилось только после 11 часов следующего дня (5 мая), после прибытия Папы на аэродром для отлета в Сирию. Покаявшись в разорении Константинополя, Иоанн Павел II полетел завоевывать новые страны.