Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко27.08.2011 

Самый главный день в жизни христианина — день предстояния перед Богом
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Успение. Дивное слово. Слово, в котором звучат успех, спелость, успешно законченное дело. Успение — это абсолютная противоположность, антоним слова «смерть», успешно законченная жизнь. Суть этого праздника выражает икона «Успение», на которой в центре изображена уснувшая Пресвятая Богородица, вокруг смертного одра ангелы, апостолы, в изголовье стоит Ее Божественный Сын Господь Иисус Христос, на руках держит светлого младенца — образ души Пресвятой Богородицы. В определенное Богом время Пресвятая Владычица преставилась, предала Свою душу в руце Божии.

Когда апостол Фома, которого Господь избрал для уверения в важнейших событиях и собственного Воскресения и Воскресения Пресвятой Богородицы, явился уже после погребения, апостолы отворили гроб Пресвятой Богородицы, там не нашли они тела своей Матери, Наставницы. Господь воскресил, по Преданию Церкви, тело Своей Матери, и в теле взял Ее в Небесное Царство.

Когда светские люди слышат ответ христианина, немножко шуточный, на вопрос: «Как дела?» — «Слава Богу, жив пока», — их это немножко шокирует. И они недоуменно спрашивают: «зачем вы так говорите?». Потому что для человека, не имеющего веры, тема смерти — абсолютно жуткая, табуированная тема, о которой даже не принято говорить. Часто люди говорят: «ну, вот он туда поедет, а если что-то случится…». Под этим, как правило, подразумевают: умрет или погибнет. То есть само слово «смерть» совершенно недопустимо в светском, безрелигиозном обществе (как, например, запрещены похоронные процессии в некоторых европейских государствах, чтобы не беспокоить и не смущать граждан. Поэтому либо ночью перемещаются катафалки, либо в закрытых совершенно машинах перевозят покойников, и гробы даже не принято открывать при прощании).

Христиане совершенно спокойно воспринимают тему смерти, потому что Христос Воскрес: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и жизнь жительствует», — возглашает святитель Иоанн Златоуст в своем Пасхальном приветствии. С момента Воскресения Христа Спасителя смерть не тюрьма, не беспросветная пещера, это только дверь, через которую человек войдет в жизнь вечную. И для тех, кто живет ожиданием жизни будущего века и чаянием воскресения мертвых, смерть — радостное событие. И неслучайно Церковь эту радость выражает и в погребальных песнопениях, и цветом облачения: священник совершает заупокойное богослужение подобно службам Крещения, Венчания — самых светлых событий в жизни человека — в белых ризах. Для Церкви это праздник: родился человек в вечную жизнь. И насколько тихи, чисты, мирны проводы христиан, живших жизнью духовной и стремившихся к этому дню, настолько мрачны, безнадежны и беспросветны проводы безбожников, когда отчаяние пронизывает все существо, и одежды людей, и выражения их лиц, и интонации причитаний. И совершаются многие действия, которые совершенно не имеют никакого смысла. Вот, например, такое мрачное наследие советского прошлого — венки на могилу с какими-то надписями на лентах вроде «Дедушке от внуков» — какой это имеет смысл? Дедушке сейчас совсем иное нужно. Подороже гроб, попышнее венок — для усопшего это не имеет никакого значения даже как форма выражения любви. Потому что любовь должна выражаться в чем-то гораздо большем и осмысленном, полезном, целесообразном. Ну, например, можно было бы купить продуктов и дать милостыню, чтобы нуждающиеся люди с любовью, в благодарность хотя бы за еду, помолились об упокоении преставившегося человека.

Особенно тяжело переживается скорбь, в которой звучит отчаяние, в которой нет веры, нет света. Скорбь, выраженная в разного рода причитаниях, когда человек скорбит не об усопших, а в основном о себе, о брошенности, оставленности, одиночестве. Усопшему человеку, душа которого идет к Богу, от такой памяти станет только тяжелее. Все силы необходимо мобилизовать для молитвенного поминовения, для покаянной молитвы, для молитвы, пронизанной верой. И в этом смысле молитва — плод целостной духовной жизни, потому что обычно простыми словами, если нет веры в душе, невозможно выразить трагичность момента ухода из жизни человека. Поэтому каждый христианин помнит, что самый главной день в его жизни это не день рождения, даже не день Крещения — это день предстояния перед Богом, когда душа выйдет из тела и войдет в мир духов.

Конец — всему делу венец, и каждый верующий человек готовится к дню своего духовного рождения. Каков он должно быть, мы видим в празднике Успения Пресвятой Богородицы. Как Она жила, как служила людям, как жертвовала Собой, как стремилась к Своему Божественному Сыну. Вот и нам дай Бог хоть малый опыт, толику этого светлого Успения — перехода в мир вечной жизни приобрести. Помогай нам всем Господь.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51898

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru