Русская линия
Якутия (Якутск)10.08.2004 

Вопросы регистрации и контроля
В Якутии, как и в России в целом, увеличивается число религиозных организаций: их стало вдвое больше, чем 7 лет назад

Общественно-политические процессы, развивающиеся в последние годы в России, в целом, коренным образом изменили религиозную ситуацию, оказали существенное влияние на государственно-церковные отношения как в стране, так и в республике.
За последние 10 лет отмечается тенденция увеличения количества зарегистрированных религиозных организаций как в целом по России, так и в Республике Саха (Якутия). Так, по сравнению с 1991 годом количество религиозных организаций в республике увеличилось более чем в 3 раза, а по сравнению с 1997 годом — более чем в 2 раза.
Самая многочисленная конфессия в России — Русская православная церковь. За последние три года в республике наблюдается стабильный рост количества зарегистрированных местных религиозных организаций указанной конфессии. Возросло количество религиозных организаций протестантского направления ввангельских христиан, христиан веры евангельской — пятидесятники.
Всего в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на март 2004 года содержатся сведения о 102 религиозных организациях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Из них по вероисповедной принадлежности наиболее многочисленна Русская православная церковь — 45; евангельские христиане — 24; христиане веры евангельской — 7, римско-католическая церковь — 5 и ряд иных религиозных направлений.
Из зарегистрированных религиозных организаций 100 местных и две централизованные религиозные организации вероисповедания — евангельские христиане и христиане веры евангельской.
Наибольшее количество зарегистрированных религиозных организаций, согласно проведенному анализу, расположены в г. Якутске — 25, Нерюнгринском улусе — 14, в Мирнинском улусе — 11, в Алданском улусе — 10; Томпонском — 6, Хангаласском — 5.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным Законом от 08 августа 2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и с учетом специального порядка государственной регистрации, установленного федеральным Законом от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции или его территориальным органом. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется регистрирующим органом на основании принимаемого органом юстиции решения о соответствующей государственной регистрации.
Таким образом, документы для государственной регистрации религиозной организации учредителями представляются в территориальный орган федерального органа юстиции.
При этом недостаточно одного декларативного заявления, что создаваемая организация является религиозной. Целью деятельности религиозной организации должно быть в обязательном порядке заявлено совместное исповедание и распространение веры. Законом определена возможность проведения государственной религиоведческой экспертизы в случае возникновения необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей практики. Экспертиза проводится образуемыми для этих целей экспертными советами при органах исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.1998 N 565.
Что касается реализации федерального Закона от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» наработана определенная практика — выделим основные моменты.
Федеральный Закон от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регулируя вопросы создания религиозных объединений, их государственной регистрации и ликвидации, предусмотрел две организационно-правовые формы религиозных объединений, отражающие существующие в стране реалии: религиозная группа, создаваемая без образования юридического лица, и религиозная организация, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лица.
Если законодательством урегулированы вопросы создания, деятельности и контроля религиозных организаций, то в отношении религиозных групп законодателем зафиксированы лишь отдельные положения.
Прежде всего здесь следует отметить то, что религиозные группы, не будучи юридическими лицами, не могут выступать в качестве единого субъекта права. Помещения и иное необходимое для деятельности религиозных групп имущество предоставляется входящими в их состав участниками — физическими лицами. Граждане, образовавшие религиозную группу, согласно статье 7 федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», уведомляют органы местного самоуправления о ее создании и начале деятельности лишь в случае намерения в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию.
Кроме того, новеллой указанного федерального закона является и требование к составу учредителей — согласно статье 9 федерального закона учредителями религиозных организаций могут быть исключительно граждане Российской Федерации. При этом в законе содержится требование о том, чтобы не менее 10 учредителей религиозной организации постоянно проживали в той местности, где предполагаются создание и деятельность организации.
Согласно статьям 6, 8 федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть участниками религиозных объединений только в случае их постоянного проживания в Российской Федерации. Они могут удовлетворять свои религиозные потребности индивидуально или в действующих объединениях.
Кроме того, на практике часто возникают вопросы относительно территориальной сферы деятельности религиозных организаций. Согласно статье 8 федерального закона религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, должны учитывать территориальную сферу деятельности религиозной организации.
Орган юстиции, в соответствии со статьей 25 федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», осуществляет контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка деятельности.
Приоритетной задачей осуществления контрольных функций в отношении общественных и религиозных объединений является принятие профилактических мер по противодействию их экстремистской деятельности во взаимодействии с правоохранительными и органами исполнительной власти, что закреплено в федеральном Законе от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Так, в целях реализации подписанных соглашений о взаимодействии, руководителями ведомств утверждаются планы совместных мероприятий по усилению контроля за отдельными видами юридических лиц. Членами рабочей группы, созданной по решению совещания руководителей правоохранительных органов 28.11.2002, проводятся совместные проверки религиозных объединений, сверки данных о пребывании иностранных граждан-миссионеров, посещаются мероприятия. Так, в 2003—2004 гг. проведено пять комплексных проверок религиозных организаций вероисповедания церкви объединения, свидетели Иеговы, мусульманской организации, новоапостольской церкви. Результаты и организация работы по взаимодействию рассматриваются на рабочих заседаниях рабочей группы.
Осуществляется взаимодействие и с органами исполнительной власти — комиссией по вопросам религиозных объединений РС (Я) и на местах — с органами местного самоуправления. Так, во взаимодействии с комиссией проводится анализ религиозной ситуации в республике. Наибольшее количество религиозных групп отмечается в Нерюнгринском, Мирнинском, Алданском, Томпонском, Хангаласском улусах.
По обращению представителей муниципальных образований проводятся проверки религиозных групп с выездом на места. При встречах с представителями групп разъясняется действующее законодательство, указывается на нарушения законодательства как со стороны религиозных групп, так и представителей муниципальных образований. Специалистами управления проверена деятельность религиозных групп в Мегино-Кангаласском улусе.
В целом, территориальным органом юстиции в 2003 году и по март 2004 года проведено 32 проверки соблюдения религиозными организациями уставов относительно целей и порядка деятельности. По результатам контроля в случае выявления нарушений действующего законодательства к нарушителям могут быть применены нормы административного законодательства, предусмотренные законом. Кроме того, материалы по выявленным нарушениям направляются в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования, а также в другие органы контроля. Наиболее распространенными нарушениями, выявленными в ходе проверок религиозных организаций, являются неисполнение обязанностей по своевременному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации о продолжении деятельности и представлению обновленных сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Иным направлением контроля за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка деятельности является присутствие представителей органов юстиции на мероприятиях, проводимых ими. Здесь следует отметить, что данная форма контроля может осуществляться только при содействии религиозных организаций и проводится лишь по имеющимся обращениям граждан и юридических лиц.
Также специалистами органа юстиции в целях ознакомления с деятельностью религиозных организаций отслеживаются публикации по религиозной тематике.
Среди основных принципов противодействия экстремистской деятельности, изложенных в федеральном законе об экстремизме, указано и сотрудничество государства с религиозными объединениями, иными организациями, гражданами.
Органами юстиции практикуется проведение совместных встреч, бесед с представителями религиозных организаций, на которых не только разъясняется законодательство, регулирующее их деятельность, но и происходит обмен мнениями, что в значительной степени позволяет реально оценивать деятельность религиозных организаций, их влияние на ситуацию в субъекте России.
В заключение хочется подчеркнуть о необходимости существования реально работающей системы взаимосвязанных действий государственных органов как между собой, так и с институтами гражданского общества для эффективного противодействия любым проявлениям экстремизма как со стороны юридических лиц и организаций, так и со стороны физических лиц. Лишь во взаимодействии и через неукоснительное исполнение законодательства будут решены задачи по противодействию экстремистской деятельности.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru